Дизайн
#подборки

Как устроена профессия художника-иллюстратора

От первых фресок до диджитал-иллюстрации: чем занимались художники на протяжении веков.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Художник-иллюстратор — одна из самых традиционных профессий в современном цифровом мире, только вместо карандашей и красок у него в руках планшет и стилус. В последнее время стало популярно называться digital artist, то есть цифровой или диджитал-художник.

Этот термин совсем новый и появился благодаря распространению онлайн-инструментов для работы с изображениями и иллюстрациями: Illustrator, Photoshop, Procreate, After Effects и прочих.

Чисто теоретически создать качественную и готовую к производству иллюстрацию сейчас может даже ребёнок, научившись работать в Procreate или задав подходящий промпт в Kandinsky, Midjourney и других нейросетях.

Современные технологии делают вход в профессию более доступным, но именно из-за этого конкуренция среди художников-иллюстраторов так высока. Чтобы преуспеть в этой творческой профессии, нужно быть на острие технологий, развивать личный бренд и быть готовым не переставать учиться.

Фото: Designhistory2 / Wikimedia Commons
Фото: betteratf8 / Unsplash

История профессии иллюстратора

Первыми профессиональными художниками-иллюстраторами, наверное, были резчики по камню и живописцы, наносившие изображения на стены.

Первая известная такая работа была выполнена мастером или группой мастеров пять с половиной тысяч лет назад в богатой усыпальнице в Египте и представляла собой карту местности, в которой жил погребённый.

Репродукция самой ранней известной фрески, Египет, около 3500–3200 лет до н. э.)
Изображение: Cairo Egyptian Museum / Wikimedia Commons

В разных культурах стены храмов, дворцов и усыпальниц иллюстрировались сюжетами легенд, деяний богов и правителей, интерьеры дворцов украшались изображениями мифических фигур, пейзажей и знаменитых боёв. Их главной задачей было рассказать конкретную историю, которую люди не могли узнать где-то ещё.

Изображение: British Library / Wikimedia Commons
Изображение: The Metropolitan Museum of Art

С появлением бумаги писцы и монахи начали постепенно иллюстрировать сюжеты Библии, Вед, Камасутры и других популярных книг.

Риск ошибки при работе с бумагой был очень велик, поэтому, прежде чем приступить к работе над настоящими книгами, будущие мастера годами тренировались, выполняя рутинные задачи. Работа над каждой книгой занимала несколько месяцев или даже лет, поэтому они могли успеть отточить мастерство, найти новые способы работы с фигурами и красками, обменяться опытом с коллегами по ремеслу.

Если в III–II веках до нашей эры иллюстрации книг Библии были довольно примитивны, то уже к Средним векам книги были полны красочных иллюстраций и орнаментов на каждой странице.

Изображение: Public Domain
Изображение: The Metropolitan Museum of Art
Изображение: The Metropolitan Museum of Art / Российская государственная библиотека

С появлением книгопечатания, а затем и печатных машин, иллюстрация вышла на новый уровень. Теперь заказчики могли договариваться о большем количестве иллюстраций и оплачивать их деньгами, вырученными от массового производства книг.

В этот момент появляется печать не только памфлетов и книг, но и учебных пособий, инструкций и прочей технической литературы. С ними в мир Нового времени приходит подробная научная иллюстрация, которая стала одной из косвенных причин научного прогресса: когда тысяча учёных по всей Европе одновременно видит открытие своего коллеги, в другом конце континента может случиться новое.

Изображение: The Huntington Library / Wikimedia Commons

К XIX веку иллюстрация стала выходить из профессиональной среды к массовому читателю. Первая иллюстрированная книга была напечатана в 1829 году в Лондоне. К концу века массово уже печатались иллюстрированные газеты, брошюры, упаковки, афиши, открытки и прочее, что сейчас кажется нам уже максимально устаревшим.

Где могут работать иллюстраторы

Сейчас художники-иллюстраторы могут работать в разных индустриях: от издательского дела и рекламы до компьютерных игр и кино. Их главная задача — не переиспользовать готовые шаблоны, а создать уникальный объект, будь то персонаж для бренда молочной продукции, иллюстрации для детской книжки или набор стикеров для известного музыкального фестиваля.

В целом же современные цифровые художники отвечают за передачу через визуал определённой эмоции.

Изображение: Ayang Cempaka / Behance

Если раньше художники-иллюстраторы специализировались на конкретных стилях и носителях (книги, открытки, буклеты и прочее), то сейчас перейти из одной индустрии в другую относительно легко: нужно освоить подходящие программы и узнать специфику получения заказов в отрасли. Хотя начинать лучше, конечно, с азов — двухмерных изображений.

В целях понимания особенностей современной иллюстрации как профессии можно заглянуть на сайт главной премии World Illustration Awards. Помимо традиционных категорий, там есть и довольно необычные, например интерьерные муралы, репортажная иллюстрация, печати и штампы, медицинская иллюстрация.

Конечно, они менее распространены, чем логотипы, персонажи или обложки книг, но каждая из них ― это своя ниша, со своими принципами работы, постоянными заказчиками и звёздами.

Фото: Balázs Kétyi / Unsplash

Чисто технически современные иллюстрации можно разделить на несколько больших категорий:

  • иллюстрации для продуктов и брендов: разработка персонажей и иллюстраций для упаковки, оформления интерьеров и сайтов;
  • флэт- или изометрические иллюстрации для журналов, рекламы, модной индустрии и так далее;
  • иллюстративные элементы для онлайн-продуктов: иконки, пиктограммы, леттеринг и прочие;
  • книжная иллюстрация и сторителлинг;
  • анимационные персонажи, стоп-моушн, AR/VR-анимация, геймдизайн;
  • айдентика для маркетинга: изображения для соцсетей, стикеров, буклетов, мерча и прочего.
Изображение: Fera Design / Caseland / @cari.bay / «Инстаграм»*

Коллаборации художников-иллюстраторов и крупных брендов

Изображение: Bulglari

Часто иллюстраторов привлекают, чтобы сделать «вишенку на торте» ― запоминающийся визуал, который выделит определённый продукт или проект из серии похожих.

Например, большие коммуникационные агентства делают коллабы с иллюстраторами, чтобы сделать новогоднюю упаковку для туалетной воды Bvlgari или несколько анимационных иллюстраций для соцсетей и сайта на юбилей Vans.

Изображение: Vans

Частая задача иллюстраторов ― не просто придумать что-то с нуля, а переосмыслить уже существующий продукт или проект.

Например, чтобы сделать серию книг про Гарри Поттера более привлекательной для покупки взрослой аудиторией, издательство привлекло художника-иллюстратора, который создаёт на страницах книги целые готические миры.

Изображение: издательство Bloomsbury

Классический пример работы художника с упаковкой ― редизайн Chupa Chups Сальвадором Дали. В середине прошлого века владелец компании Chupa Chups, к тому времени уже существовавшей несколько лет, задумал выйти на новые рынки и для этого хотел сделать конфету более заметной среди других.

Новый дизайн «ромашки», размещённый поверх самой конфеты, а не просто сбоку, сделал чупа-чупс, наверное, самым известным леденцом в мире.

Изображение: Perfetti Van Melle
Изображение: Perfetti Van Melle

Иллюстрация или графический дизайн?

Иллюстрация и графический дизайн ― это две «рисовательные» области, служащие разным целям и требующие разных навыков.

Не всегда между ними можно найти различие, но стоит держать в уме, что основная цель иллюстрации ― вызвать эмоцию, а задача дизайна ― выполнить определённую задачу. В отличие от графического дизайна, в иллюстрации акцент часто делается на повествовании.

Графические дизайнеры обычно работают над такими проектами, как логотипы, дизайн упаковки, рекламных материалов.

Чтобы создавать дизайн, который эффективно передаёт определённое послание или идентичность бренда, они должны учитывать такие факторы, как вёрстка, типографика, функциональность и прочее.

Поэтому основная черта графического дизайнера ― умение переключаться с одного стиля на другой.

Изображение: Andrew Davidson / Dawn Cooper / Dutton Publisher / Kensington Publisher / The Artworks Illustration Agency

У профессионального художника-иллюстратора с течением лет вырабатывается свой уникальный стиль и свой уровень экспрессивности.

Например, с помощью одного лица, нарисованного карандашом, или заливки страницы глубокими переливами цвета они могут рассказать целую историю персонажа, его мира и настроения.

В этом смысле иллюстрация ― это скорее часть графического дизайна, которая позволяет привнести субъективное восприятие автора в функциональный объект, будь то открытка, обои или необычные иконки на сайте.

Изображение: Débora Islas / Heather Landis / Behance

Известные книжные иллюстраторы

Книжная иллюстрация ― одна из самых распространённых специализаций художников-иллюстраторов. Мы собрали несколько самых известных иллюстраторов за последние сто лет.


Туве Янссон

Все знают, кто такие муми-тролли, но не всем известно, что эта всемирно известная сага ― детище финско-шведской писательницы, художницы и иллюстратора, карикатуристки, автора комиксов Туве Янссон (1914–2001).

Путь её главного персонажа ― прекрасная иллюстрация того, как художник-любитель становится профессиональным иллюстратором.

Изображение: Moomin Characters™

Впервые Муми-тролль появился на страницах дневниковых заметок юной Туве как отместка брату за насмешку. Вплоть до конца 1930-х Туве изображала Муми-тролля в качестве негативного персонажа, которого нужно бояться: в цветных рисунках он был чёрного цвета с красными горящими глазами.

Изображение: Moomin

С началом Второй мировой войны Муми-тролль стал всё больше грустить и потому начал обрастать семьёй: у него появились родители, братья и сестры, друзья и соседи. Вместе им становилось не так грустно, а потому мир стал приобретать всё больше красок.

Первые книги вышли, когда Туве была уже известным художником-оформителем и могла позволить себе поразмышлять о войне (книга о наводнении), об атомной бомбе (книга о комете).

Изображение: Moomin

Однако популярными муми-тролли стали не как книжки для детей, а как персонажи для взрослых.

После публикации одной из карикатур в финской газете Туве попросили издать серию комиксов. Она стала регулярно печататься в газетах Европы и США, а затем подготовила и сценарии для нескольких мультиков.

Мир муми-троллей, Муми-дол, стал для неё иллюстрацией творческой коммуны, в которой представители разных творческих профессий могли творить свои чудеса, а она ― их фиксировать.

Изображение: Penguin Books

Квентин Блейк

В отличие от Туве Янссон, один из самых знаменитых детских писателей XX века Роальд Даль не умел иллюстрировать свои сюжеты.

Правда, у него был друг, начинающий британский художник-иллюстратор Квентин Блейк (род. 1932). За свою почти столетнюю жизнь он проиллюстрировал почти два десятка книг Даля, а всего ― почти три сотни детских и подростковых книг.

Изображение: Quentin Blake Centre for Illustration

Его стиль остался практически неизменным за последние 70 лет ― узнать его работы можно по одной детали или выражению лица.

Книга об одном из самых известных персонажей Роальда Даля, Матильде, с 1988 года переиздаётся в иллюстрациях Блейка на всех языках.

Изображение: издательство «Самокат»

Квентин Блейк ― покровитель индустрии иллюстрации в Великобритании, обладает званием «сэр» и десятком королевских наград. Не так давно он открыл Центр иллюстрации в Лондоне, где периодически сам курирует события и курсы.

Например, на свой 90-й день рождения Квентин Блейк попросил 90 знакомых иллюстраторов прислать ему именную свечу. Ещё и потому, что в английском слово illustration происходит от illuminate, «освещать».

Скриншот: сайт Quentin Blake Centre for Illustration / Skillbox Media

Квентин Блейк, как Муми-тролль, собирает вокруг себя свой Муми-дол. На сайте центра можно найти онлайн-архив работ нескольких иллюстраторов и издательств (в том числе детские книжки СССР 1920–1930-х).

Биографии двух иллюстраторов дополнены короткими видеозарисовками и кураторскими текстами о главных работах. Наверное, именно так должна выглядеть идеальная онлайн-выставка иллюстрации XX века.

Изображение: издательство Harcourt, Brace & World / Quentin Blake Centre for Illustration

Джон Классен

Джон Классен ― один из самых популярных современных иллюстраторов и авторов детских книг. По его работам видно, что рисует он уже не традиционными материалами типа линера или карандашей, а на большом графическом планшете в Procreate.

Как и у Квентина Блейка с Роальдом Далем, у Джона Классена сложился творческий тандем с Сарой Пеннипакер, американской детской писательницей.

Однако Классен и сам прекрасно пишет книги, каждая из которых становится мировым бестселлером. Один из решающих факторов их успеха ― запоминающийся геометричный стиль иллюстраций, который только подчёркивает внутреннюю гармонию персонажей и точность текста.

В отличие от многих иллюстраторов, Джон Классен не останавливается на одном медиуме и активно работает художником в других индустриях: кино, анимации, дизайне телевизионных программ.

Изображение: издательство «Самокат» / издательство «АСТ»

Анна Десницкая

Несколько лет назад по всей России гремело издание необычной книги: автор, она же и иллюстратор, рассказывала историю одной квартиры. Не историю живого персонажа, а замкнутого пространства в городе, в котором жили поколения одной семьи с 1902 по 2002 год. Эта книга — не просто трогательная история, а своеобразный мемориал из кусочков памяти, заботливо собранных в архивах, семейных фотоальбомах и традициях. Книга переведена на несколько языков, а на русском переиздается до сих пор.

Изображение: издательство «Самокат» / Анна Десницкая / Behance
Изображение: издательство «Самокат» / Анна Десницкая / Behance

Анна Десницкая получила классическое образование на факультете графических искусств Московского государственного полиграфического института. Её дипломная работа в технике объёмного коллажа стала книгой, которую выпустило издательство «Самокат» ещё в 2012 году.

Изображение: издательство «Самокат»

С тех пор в сотрудничестве с издательством ею были созданы ещё несколько произведений, в том числе книга о метро, Транссибирской магистрали, адвент-календари и прочие работы. Меньше чем за десять лет Анна Десницкая стала участницей и лауреатом многих международных премий в области иллюстрации: AOI, Болонской ярмарки детской книги, премии Астрид Линдгрен, Братиславской биеннале и других.

Изображение: издательство «Пешком в историю»
Изображение: издательство «Самокат»

Крис Уэр

Комикс, принёсший художнику международную известность, — Jimmy Corrigan, the Smartest Kid on Earth (Pantheon, 2000). Это частично автобиографическая история, вдохновлённая сложными отношениями Криса Уэра с отцом. Также отмечена ангулемским фестивалем в 2003-м году как лучший комикс. С 1999 года Крис Уэр нарисовал 25 обложек для журнала The New Yorker. На сайте журнала публикуются и его новые стрипы.

Изображение: Chris Ware / John Kuramoto / The New Yorker
Скриншот: сайт The New Yorker / Skillbox Media

Что делает художник-иллюстратор в течение дня

Обычный рабочий день дизайнера иллюстраций может начинаться с обзора задач на день и сроков их выполнения: это могут быть новые заказы на этапе согласования технического задания или внесение правок в текущие проекты.

Иллюстратор может проводить утренние часы, работая над эскизами или черновиками, используя как блокнот и карандаш или линер, так и более современные цифровые инструменты. В зависимости от требований проекта могут использоваться такие программы, как Adobe Illustrator, Adobe Photoshop или Procreate.

Изображение: Maxim Usik / Behance

После обеденного перерыва они могут посвятить вторую половину дня доработке задач, уточнению деталей или презентации решения заказчику. В течение дня иллюстратор может общаться с клиентами или членами команды, обсуждать ход выполнения проекта, текущие изменения или новые требования к проекту.

Рабочий день может закончиться выполнением административных задач, таких как ответы на электронные письма, выставление счетов клиентам или планирование работы на следующий день или месяц. Важная часть жизни современного цифрового художника ― поиск трендов, освоение новых фич привычных инструментов, которые могли бы освежить работы.

Периодически на продвижение своих работ в интернете, обновление портфолио или общение со своей аудиторией в социальных сетях. Рабочий день иллюстратора может сильно варьироваться в зависимости от опыта, отрасли, в которой он работает, и требований заказчика.

Изображение: Maddalena Carrai / Behance

Навыки и умения

Подытожив историю профессии и обзор основных её представителей, можно вывести следующие качества художника-иллюстратора:

Без художественных способностей никуда. Нужно иметь традиционные навыки рисования, понимание теории цвета, композиции и перспективы.

Технические и интеллектуальные скиллы. Очень важна способность придумывать и генерировать оригинальные идеи и концепции. А также уметь работать в разных техниках и адаптироваться под новые стили или встраиваться в определённые популярные эстетики.

В техническом плане важно знакомство с цифровыми инструментами: Adobe Illustrator, Procreate, нейросетями и другими программами для иллюстрации и графического дизайна.

Софт-скиллы и жилка маркетолога. Из важнейших софт-скиллов: умение работать с авторами, менеджерами, маркетологами и другими специалистами над интерпретацией и реализацией их видения. Договариваться, соблюдать дедлайны и оставаться в хороших отношениях с заказчиками.

Очень важно понимать принципы маркетинга. Знание того, как эффективно продвигать свою работу на рынке и позиционировать себя в медиа, чтобы привлечь потенциальных клиентов и подписчиков, — иногда даже важнее, чем новый курс, оттачивающий художественное мастерство.

Изображение: Nike / Mitski Studio
Изображение: Nike / Mitski Studio

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована