5 проектов Дэна Фридмана
От корпоративной рутины до радикального постмодернизма.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Графический дизайнер Дэн Фридман родился 18 июля 1945 года в Кливленде. Он учился в Институте Карнеги — Меллона, затем — в школах дизайна в Ульме и Базеле у мэтров швейцарского дизайна Армина Хофманна и Вольфганга Вайнгарда.
В 1969 году Дэн Фридман вернулся в США и почти сразу начал преподавать в Йельском университете. Он обучал студентов сочетать формальные подходы с экспериментальными решениями швейцарского панка: использовать сетку, тщательно работать над типографикой и одновременно экспериментировать и не бояться экспрессии.
Читайте также:
Параллельно Фридман занимался графическим дизайном. В начале 1970-х он работал в агентстве Anspach Grossman Portugal, а с 1979 по 1984-й — в культовой студии Pentagram. Он занимался брендингом, создавал логотипы, плакаты, типографику. Одними из крупных заказчиков дизайнера были Citibank и магазин одежды WilliWear.
Вскоре Фридман разочаровался в корпоративном дизайне и стал работать над проектами, которые давали больше свободы, возможностей для креатива и социального активизма. Свои размышления о дизайне, его значении и возможностях Фридман изложил в книге Radical Modernism (1994).
Фридман также создавал оригинальную мебель, скульптуры и инсталляции, разрабатывал дизайн окружающей среды. Расскажем о нескольких знаковых проектах дизайнера.
Обложка для Typografische Monatsblätter
1971
В начале карьеры Фридман разработал обложку для Typografische Monatsblätter — швейцарского типографского отраслевого издания. Эта обложка была своеобразным высказыванием дизайнера, его манифестом — он показал неформальную типографику, которая не вредит коммуникативной роли текста.
На обложке целостность типографики нарушена: разномастные буквы разбросаны по журнальной полосе, при этом смысл от этого не страдает — слово Typografie легко считывается.
Логотип Citibank
1975
В 1975 году компания Citibank обратилась в Anspach Grossman Portugal за обновлением логотипа. Задачу доверили Дэну Фридману, который сумел аккуратно переосмыслить старое лого, сохранив узнаваемые фирменные элементы.
В старой версии логотипа было много деталей: на овальной основе изображены компасная роза, линии меридианов и параллелей, написано название компании. Фридман минимизировал визуальный шум: в новой версии остался чистый овал с цветной заливкой и схематичной компасной розой.
Лампа Three Mile Island
1985
В середине 1980-х Фридман сосредоточился на социальной стороне дизайна. В этот период он создал лампу Three Mile Island, которую посвятил аварии на АЭС в Мидлтауне в 1979 году — одной из крупнейших ядерных катастроф в США.
В этом проекте Фридман использовал элементы из дерева, пластика, металла, керамики и покрыл их яркой аэрозольной краской. Лампа украшена бытовыми мелочами: игральными костями, деревянными игрушками, бусинами. На контрасте с пёстрым декором — фото той самой АЭС в Мидлтауне. Разноцветная лампа словно иллюстрирует предчувствие ядерного апокалипсиса.
Стул Truth
1987
Один из самых известных предметов мебели, сделанных Фридманом, — стул Truth. Следуя принципам радикального модернизма, дизайнер создал простой функциональный объект, благодаря которому, однако, можно поразмышлять о вещах более высоких — например, что такое правда?
Стул выполнен из МДФ, пластика и ламинированного дерева с элементами из никелированного металла. У стула простые формы: прямые линии и углы, без излишнего декора и плавных изгибов — вероятно, метафора на простоту и бесхитростность правды. На спинке высечено слово truth, а сверху закреплён серебряный шар.
Стол Strategic Orbital Simulator
1989
Ещё один предмет мебели Дэна Фридмана, который больше похож на арт-объект. Стол Strategic Orbital Simulator, или Red Car, напоминает скоростную машину из далёкого будущего. Хотя в этом дизайне Фридман обращается к образам из прошлого — в нём прослеживаются мотивы из фантастики об освоении космоса 1960-х.
Стол сделан из окрашенного дерева с элементами из алюминия и никелированного металла. Он практичный, хотя и воспринимается в первую очередь как предмет искусства. Позднее, в 1994-м, Фридман будет использовать термин «ментальная мебель», обозначающий, что функциональные предметы могут быть не только практичными, но и многослойными по смыслу.