Очень странные буквы
Как знаки кириллицы получаются неудачными? Это генетика или воспитание? Ольга Панькова рассказывает и показывает: дьявол в деталях.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Есть разница
Считается, что индонезийцы, китайцы, японцы не слишком хороши в рисовании кириллицы. Их можно понять: мы тоже не то чтобы отлично понимаем и знаем, как правильно рисовать их графемы.
Чтобы максимально чутко и «правильно» рисовать буквы, надо понимать их значение, историю, контекст. Кириллица для не знающего языка дизайнера как для нас иероглифы — будто что-то с другой планеты.
Да, часть букв схожа с латиницей, но есть каверзные моменты. В первую очередь — буквы б, Дд, Жж, Лл, Фф, Чч.
Б — не 6
Строчную букву Б часто рисуют похожей на 6. Вообще, иностранцы говорят, что кириллица похожа на смесь латиницы с цифрами, и используют 6 для буквы б, 4 для Ч, а 3 для буквы З.
Это, конечно, неправильно. Запомните главное про букву б: это немного сплющенное О с красивым беличьим хвостом, и у этого хвоста двойной изгиб.
Бывает, что её рисуют по форме сербской Б. Она красивая! Но вообще-то не совсем кириллическая.
Случается, что и хорошо знакомые с кириллицей авторы совершают ошибки.
Д — не слишком Л
Буква Д — самая яркая после б улика, чтобы понять, рисовал шрифт знающий кириллицу человек или не знающий.
С ней много узких мест. Часто рисуют Д как П с одинаковыми основными штрихами, дополняя это горизонталью со свисающими элементами. Иногда делают сдвиг свисающих элементов слишком впритык или, наоборот, слишком далеко отставленными от основных штрихов.
Правильно рисовать так, чтобы левый штрих был чуть тоньше правого (в гротеске) и имел немного диагональную форму — если, конечно, мы строим треугольную конструкцию. Свисающие элементы должны быть не слишком толстыми (то есть не равными основному штриху), но и не слишком тонкими. Плюс свисающие элементы не равны выносным, а всегда короче их.
Бывает, что рисуют букву совсем без свисающих элементов и подобной Л — а в текстовых кириллических шрифтах такое недопустимо. Буква Л — родственник Д, у них одна основа, так что они точно не должны быть разными. Но у Л при этом есть утолщение на конце левого штриха, и делать там крысиный хвостик — ошибка.
Для меня ещё один признак хорошей кириллицы — это курсивная форма д, не похожая на g, а с выносным вверх, очень пластичная и элегантная. Когда вижу, что использована g, — уверена на 99%, что это рисовалось иностранцем.
Ф — не слишком оо
У буквы Ф может быть две конструкции: Чебурашка — с двумя овалами или ушами, или круглая, когда почти ровную окружность (на самом деле скомпенсированную, конечно) рассекает посередине вертикальный штрих.
Дизайнеры без опыта работы с кириллицей, как правило, забывают, что как в строчной, так и в прописной форме буквы Ф есть выносные элементы. И если в прописной они могут быть совсем незначительными (но всё же быть должны!), то в строчной форме они должны быть той же высоты, что и другие выносные элементы шрифта — как вниз, так и вверх.
Время от времени можно встретить вроде бы прямое начертание, но в котором угадываются курсивные формы букв Т и П, позаимствованные из латиницы. Такое вызывает вопросы, если это не прямой курсив.
Ч — не 4 и не обрезанная Н
Букву Ч часто рисуют по форме 4, отрезая у Н нижнюю часть левого штриха. Это верно, но не совсем: вход горизонтального штриха в основной правый должен быть плавным, закруглённым, а не резким.
У — не Y
Иногда ещё можно встретить латинскую форму Y в кириллической У. Но на мой взгляд, это две разные конструкции, и для кириллицы стоит рисовать асимметричную.
З — не 3
Это может показаться невероятным, но буква З отличается от тройки. Как правило, в тройке горизонтальный верхний штрих переходит в диагональ, а уж потом в полуовал. А З состоит из двух полуовалов. Впрочем, в некоторых шрифтах их рисуют часто почти идентичными.
Грешить можно, но только если очень‑очень нужно
Если не соблюдать прописанные выше нюансы, результат будет, но кривоватый, и на шрифты будет тревожно смотреть. Но, конечно, всегда возможны споры — ведь сейчас модна эклектика и странные формы.
Но всё же: баланс, равные высоты у выносных, хорошие пропорции и внимание к деталям и формам делают шрифт качественным и не вызывающим вопросов.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!