«Душа из дизайна уходит, как только вещь попадает на конвейер». Интервью с Димой Данилиным
Разговор о ремесле, любознательности и недосыпе с дизайнером, блогером и самым искренним человеком в соцсетях.
Иллюстрация: Дима Данилин / Полина Честнова для Skillbox Media
Впечатления из детства, наследственная любовь к мастерству и доступ ко всем знаниям мира в интернете — достаточный повод, чтобы брать и делать парадоксальные концепты. Мы узнали у Димы Данилина, как возникают его виральные проекты, в дизайне которых сочетается простой быт и щемящая ностальгия.
О тяге
— С чего началась страсть к ремесленничеству?
— Это из самого детства. Летом в деревне я любил наблюдать, как дедушка и папа собирают пристройки к дому и умело управляются с самым разным инструментом. Постепенно они начали доверять его и мне.
Лет с девяти я вовсю собирал всякие шалашики с помощью ручных пил, рубанков. К пятнадцати уже делал полноценные изделия для ландшафтного дизайна, вроде мельниц или избушек на курьих ножках, с помощью настоящих «взрослых» станков, которые дед сам собирал из автозапчастей.
С возрастом интересы немного сдвинулись в сторону иногда неожиданных решений, но та самая страсть из детства, с которой я что-то творил, до сих пор не угасла. Каждый свой проект я по-прежнему делаю с огнём и детским задором.
— Какое у тебя основное образование? И где ты получаешь знания о станках, материалах, деталях, дизайне?
— Я окончил МГСУ (МИСИ) им. Куйбышева по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» и ни разу не работал инженером.
Зато успел побыть электриком в московском метро, столяром в двух компаниях по производству мебели, строителем бетонных и деревянных скейт-парков, администратором в батутном центре, инструктором по скейтбордингу… Сейчас я тружусь в команде блогера Дани Крастера: за последние пять лет побывал в команде и разнорабочим, и сценаристом, и крафтером, и режиссёром.
Люблю развиваться во всём, одним словом.
Знания об интересующих меня вещах я, как и все, получаю в интернете. Мы с вами живём в прекрасное время! Если раньше нужно было искать библиотеку и надеяться, что в ней окажется нужная литература, то сейчас мы можем посмотреть видеоурок или пробежаться по картинкам с инструкциями и найти нужный материал за пару кликов.
Мне удивительно, что даже при таких раскладах люди ленятся и не могут найти себе занятия по душе.
Какую-то часть знаний в меня, безусловно, заложили дедушка и папа. Именно они закинули в мой детский ум то маленькое зёрнышко хендмейда, и я считаю, что это зёрнышко до сих пор прорастает.
Единственное, что изменилось, — теперь я изучаю нужные мне вещи выборочно и стараюсь не впитывать лишней информации. Например, я ненавижу работать со стеклом, так вот повелось… Да и мороки с двухкомпонентными составами съели столько моих нервных клеток, что в последнее время я стараюсь обходиться в своих проектах без них.
О балансе
— Как ты совмещаешь проекты и работу? Что помогает тебе не выгорать ни в том, ни в другом?
— Я не совсем понимаю, как ощущается выгорание… У меня даже изжоги никогда не было :)
Я просто делаю то, что мне нравится. Мне нравится моя работа, и мне нравится моё хобби. И с такими вводными работается очень удобно. По крайней мере, мне!
Я могу приехать с работы и чуть ли не всю ночь ковыряться со своим проектом. Единственное, что мешает, — недосып. Во-первых, это очень вредно, во-вторых, ни в коем случае не повторяйте за мной!
Усталость — есть, а выгорания нет. У меня миллион идей, и каждый день перед сном этот список дополняется. Есть большой плюс в том, что в моих проектах я ставлю дедлайны сам себе, поэтому при полном бессилии просто делаю паузу на денёк-другой, чтобы восстановиться или заняться другим делом.
Я практикую параллельное воплощение нескольких идей в жизнь: это очень удобно, чтобы отвлечься, если где-то сталкиваешься с проблемой. Главное, переключиться вовремя: когда возвращаешься к проблеме спустя некоторое время, решение приходит само собой.
Все люди разные, я привык к такому режиму… Кому-то, напротив, нужно полностью отдавать себя одному проекту от начала и до конца. Я сторонник скорее концептов, чем полностью завершённых идей. Мои изделия работают и прикольно выглядят, но чтобы запустить подобное в массовое производство, их нужно ещё дорабатывать.
— У тебя есть брошенный проект? Почему именно он не сложился?
— Полностью заброшенных не припоминаю. Но, как я уже сказал, есть проекты, которые находятся в некоторой заморозке. Там я либо жду какие-то расходники, либо пробую потихоньку новые технологии, либо что-то тупо не получается.
Это абсолютно нормально, и я обожаю сталкиваться со сложными задачами. В решении есть какой-то азарт, который, возможно, и подстёгивает меня к свершению новых и новых дел.
Недавно я выложил проект часов с коровой, в котором полролика рассказывал про метод выращивания мха. По итогу с ним ничего не вышло, и я заменил технологию. И вроде бы можно было убрать лишнее, раз там всё равно бесполезная трата времени… Но я считаю, что зрителям именно такие вещи и нужно показывать!
Все привыкли к вылизанной картинке, где у всех всё выходит идеально и с первого раза… Но это не так! И пока люди не поймут это, они не будут стараться сделать что-то своими руками. Либо, того хуже, будут думать, что они рукожопы.
Ребята! Я рукожоп, и мне не стыдно в этом признаться.
— Ты сам себе заказчик. Что в работе с собой самое трудное?
— Монтаж видео. Материала я снимаю на несколько часов, а уместить это обычно нужно в минуту: зритель даже не представляет, сколько заморочек происходит за кадром.
Наверное, можно было бы снимать меньше этапов изготовления, но работа на YouTube научила меня тому, что запас кадров намного лучше, чем их нехватка в самый ответственный момент. Поэтому если вы считаете, что придумать и создать какую-то вещь — это самое тяжёлое, то нет. За этим стоит много-много нюансов: прописать сценарий, текст, сделать озвучку, тот же монтаж.
А если сталкиваюсь с техническими трудностями, то это, наоборот, раззадоривает.
Я люблю изучать новые технологии или компьютерные программы для своих проектов. По сути, я беру информацию с самых верхушек, но если посмотреть с другой стороны, то я просто выбираю то, что мне нужно. И мне кажется, это самый удобный подход: необязательно изучать какую-либо программу вдоль и поперёк, чтобы пририсовать к готовой 3D-модели какую-то деталь… Но опыт всё равно накапливается огромный.
Я думаю, страх попробовать что-то новое — проблема многих людей. Не бойтесь! Любой профессией можно овладеть, если тратить на неё хотя бы часик по вечерам после работы. Кажется, в период карантина многие это уже поняли.
О содержании
— Что даёт дизайну душу? Время? Личные воспоминания?
— Я считаю, что если вы делаете что-то не из корыстных побуждений, а для того, чтобы удовлетворить какой-то внутренний зов, то в этом изделии обязательно будет душа!
Душа из дизайна уходит, как только товар попадает на конвейер. Дороже всего самый первый экземпляр, с косяками и костылями. Но если даже душа и улетучивается, то сама идея продолжает жить: художник становится знаменитым, а его произведение — эталоном и классикой своего времени.
Читайте также:
У личных воспоминаний в моих изделиях большая роль. Например, в проекте водоразборной колонки, которой я дал вторую жизнь в виде аккумуляторной помпы для бутылей, я, конечно, брал за основу именно свои воспоминания. В деревне у бабушки была синяя ржавая колонка с характерным вкусом и запахом у воды — такие образы отпечатываются в сознании на всю жизнь.
И пускай моя реплика не придаёт воде тот самый вкус, зато её внешний вид и тактильные ощущения от фактуры отсылают к тем самым тёплым летним дням. Это и есть душа.
Сделаю эту вещь массовой — души, кажется, не останется. Да и воспринимают объект люди неодинаково: у кого-то подобный дизайн вызывает приятные эмоции и ностальгию, а кто-то, напротив, старается забыть любые ассоциации с ним.
Когда я сделал хлебницу в виде гаража-ракушки, оказалось, что люди делятся на два лагеря: одни умоляли продать им её, а другие вообще никогда не видели такое культовое автомобильное укрытие во дворе.
Доделка изделий может легко превратиться в нудную рутину или вторую работу, и это в том числе скажется на результате. Именно поэтому я сторонюсь людей, которые хотят со мной сотрудничать: сделать брелоки для сети магазинов или ещё что-то… Я заранее чувствую, что получится изделие, которое мне не понравится.
— Ты делаешь не только «советское ретро». Откуда твоя насмотренность? Отчего какие-то образы «щёлкают» и превращаются в идеи и проекты?
— Советское ретро просто стрельнуло, и это, в принципе, было прогнозируемо: люди в любой стране в любое время любят ностальгировать по своему прошлому. Но я постепенно буду показывать в социальных сетях другие визуальные идеи и образы, потому что не люблю засиживаться долго на одном месте.
Моя насмотренность? Я обожаю кино. В каждый период кинематографа были эпохальные особенности, и все они цепляют. Даже сейчас, когда фильмы в основном снимают в зелёной циклораме и всё отрисовывают в 3D на компе, меня это тоже продолжает интересовать.
Чтобы вам в голову приходили идеи, вы должны смотреть всё подряд и повсюду, слушать всё подряд, да даже есть как можно больше разного. Чем больше информации переваривает ваш мозг, тем больше образов и идей он может скомпоновать.
Думаю, если дать мне задачу придумать изделия с определённой тематикой, я предложу первые варианты уже минут через десять. Я обожаю самые первые идеи: в большинстве случаев они самые абсурдные, но это не отменяет их права на существование.
И обязательно всё записывайте или зарисовывайте! Уверяю вас: это точно нужная привычка. Конечно, я не считаю себя склеротиком, но если бы я не записывал в заметки свои наработки, то я наверняка бы многое упустил в процессе изготовления.
— Что из сегодняшнего быта станет душевным? О какой вещи ты хотел бы вспомнить через 30 лет и повторить её в пенопласте и краске из баллончика?
— Давайте я предположу, а через три десятка лет посмотрим, насколько я был прав.
Нынешние смартфоны — это точно тот образ, который я хотел бы обыграть в изделиях 2060-х годов! Это один из символов жизни сегодня, и я уверен, что через несколько десятков лет его внешний вид сильно изменится. Ну или телефон просто будет встроен в наш мозг, а о сегодняшних айфонах будут вспоминать так же, как о кассетах с карандашом для перемотки из 1990-х.
Читайте также:
Также обязательно электронные сигареты, электросамокаты и каршеринг. Я понятия не имею, что будет со всем этим через 30 лет, но почему-то в моей голове эти образы уже оставили глубокий след. С утра до вечера мы всё это видим вокруг себя, этим пользуемся, слышим об этом в новостях… Хотя я по старинке катаюсь летом на обычном скейте и даже ни разу не пользовался каршем.
Ещё на ум приходят штативы с подсветкой, которые продаются абсолютно повсюду, потому что все резко стали блогерами. Не знаю, насколько это душевно, но это точно стало частью нынешней жизни, особенно у юных.
Если посидеть и подумать, то этот список можно продолжать и продолжать, но я более чем уверен, что через 30 лет мы будем что-то повторять не в пенопласте и краске из баллончика, а посылая мысль на какой-нибудь навороченный 3D-принтер, печатающий оригинальным материалом. Вот это было бы куда интереснее! С такой технологией я бы сдавал каждый день по несколько крутых проектов, но всему своё время.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «Можно делать всякий дизайн и потом над ним смеяться». Панк-интервью с Сашей Дорофеевой
- Сердечко, башенка и кирпичи. Зачем «Хранители руин» ухаживают за кирхами и замками
- «Стеклянный городок»: кто ищет историю на берегах Невы
- Ретростиль в интерьере
- Откройте нараспашку: кто и зачем восстанавливает старинные двери