Дизайн
#статьи

Барокко в шрифтах

Показываем божественное величие в графике и типографике и даём подборку современных барочных шрифтов.

Стиль барокко доминировал в искусстве и визуальной культуре Западной Европы в XVII — начале XVIII веках. Но, конечно, это эстетическое направление не началось в 1600-м, и не закончилось в 1750 году, и не существовало только во Франции и Италии. Мотивы и концепции, которые позже назвали «барокко», можно увидеть и в гравюрах позднего Средневековья, и в колониальной архитектуре XIX века, и в актуальном цифровом дизайне.

Рассказываем о барочной графике: что она выражала в эпоху Контрреформации в Европе и как сейчас шрифтовые дизайнеры переосмысливают старинную каллиграфию и печатный дизайн.

Барокко — тренд в дизайне XVII века

Визуальное отражает социальное. Чтобы понять, что такое барокко и откуда появился этот пугающе-роскошный стиль, стоит обратиться к историческому контексту XVII века в Западной Европе.

  • Это в первую очередь Контрреформация — масштабная политика Папского престола в Ватикане, которая должна была вернуть паству в лоно церкви и не позволить протестантскому движению победить и разрушить католицизм.

Большая часть последователей религии были неграмотны, и церковь взяла на вооружение визуальные инструменты. Архитектурные орнаменты, драматичный реализм фресок и ошеломляющее обилие золота должны были поражать зрителей и вызывать у них глубокие эмоции: они были важнее всего, потому что согласно теологическим учениям того времени в основе веры не разум и логика, а чувства.

Патетический декор на балдахине, который находится над местом захоронения Святого Петра в главном соборе Ватикана — и всего католического мира
Фото: Filippo Monteforte / AFP / Getty Images
Богато орнаментированная рама. Венеция, около 1700 года
Изображение: Met Museum
  • XVII век — это расцвет абсолютной монархии в Западной Европе. Изобилие, роскошь и высокие контрасты должны были убеждать в мощи и власти аристократии и напоминать людям о том, что неравенство — это моральный, божественный закон.
Слева барочная геральдика маркиза Асторги на экслибрисе. Справа интерьер «дома для государственных приёмов» в Генуе
Изображение: Museu Nacional d’Art de Catalunya / Michel Ravassard / UNESCO
Реконструкция оперы в Версале. Театральные представления с максимальным накалом страстей — ещё один элемент эпохи: позы, выражения лиц, жесты, костюмы и реквизит были максимально контрастными и визуально насыщенными
Фото: Ludovic Marin / AFP / Getty Images
  • К XVII веку уже произошли великие географические открытия, и европейцы постепенно колонизировали новые территории. Они узнавали всё больше других культур и привозили домой диковинные образцы китайской, полинезийской, американской этнической эстетики — в то же время неевропейский мир, в свою очередь, перенимал их доминирующий визуальный стиль.

Так барокко стало первым «глобальным» трендом в искусстве, архитектуре, оформлении книг, моде и даже музыке.

Барочные азулежу в соборе Порто. Визуальная культура этой страны испытала сильное влияние Китая и Японии — и наоборот
Фото: Godong / Universal Images Group / Getty Images
  • Ещё одна тенденция эпохи барокко — это развитие секулярной науки и знаний о мире и человеке. Люди начали интересоваться физическими явлениями, верить в силу человеческого интеллекта — именно это даст основу европейскому Просвещению XVIII века.
Библиотека бенедиктинского аббатства Адмонт в стиле позднего барокко. Это крупнейшая и старейшая монастырская библиотека в мире
Фото: Admont Abbey
Гравюра «Анатомический театр в Лейдене»
Изображение: Museum Boerhaave

Современная интерпретация барокко

Сейчас в графике, промышленности и моде достаточно трудно определить, к какому стилю относится тот или иной образец дизайна. Однако можно найти примеры хотя и осовремененного, но достаточно «чистого» барокко, в том числе в digital-формате.

У такого дизайна есть заметные черты:

  • Орнаменты и паттерны с богатыми, даже экзотическими природными мотивами.
  • Глубокие контрасты и обилие тёмных оттенков.
  • Изобилие деталей.
Джанни Версаче переизобрёл барокко в моде в конце 1980-х: он соединил в одежде золото и чёрный, древнюю историю и поп-культуру, роскошь и мифы, цепи и другие аллегоричные образы итальянской визуальной культуры. Слева направо: Ники Минаж на презентации коллаборации H&M + Versace; фарфоровая тарелка Versace из коллекции Virtus Alphabet от Rosenthal; шёлковое мини-платье с фирменным принтом Versace
Изображения: Steve Eichner / WWD / Penske Media / Getty Images / Versace
Серия digital-коллажей Prima Materia, посвящённая искусству эпохи барокко
Изображение: James Roper / Behance
Ароматические свечи из коллекции «Сады Версаля» люксового бренда Trudon. Голубой цвет в упаковке — это отсылка к фонтанам королевской резиденции и цвету неба на многочисленных дворцовых фресках
Изображение: Trudon

Типографика эпохи барокко

Графика эпохи барокко визуально рифмовалась с архитектурой, модой, театром, интерьерами. Это касалось и рукописных, и печатных образцов, и гравюр.

  • Титульные листы и развороты с иллюстрациями могли быть максимально насыщены деталями, в них было изобилие грандиозных орнаментов — даже в «обычных», не религиозных книгах.
Титульный лист книги «Огромные бедствия войны», 1633 год
Изображение: Musée Lorrain / National Gallery of Art
  • Оформители документов, даже личных альбомов и визиток развивали искусство каллиграфического письма и экспериментировали с лигатурами, формами букв, размахом засечек и соединяющих штрихов. В печать каллиграфия тоже шла практически с тем же уровнем детализации, которая была возможна пером, благодаря тому что развивалось искусство и качество гравирования.
Цитата из Библии и каллиграфический алфавит. Нидерланды, 1646 год
Изображение: Rijksmuseum / Google Arts and Culture
  • Если в период Ренессанса, который обращался к величию античной культуры, в основе шрифтов и в целом типографики были выверенная гармония, баланс и строгая симметрия, то в эпоху барокко в графику пришло стремительное движение, текучесть, кипучий хаос, драма — и одновременно с этим симметрия оставалась важным атрибутом.

В каллиграфии и шрифтах эту динамику выражали размашистые штрихи, очень острые засечки, завитки и скругления на достаточно чётком скелете форм.

Слева страница из книги мифов. Справа гравюра с портретом аристократки на бумаге верже
Изображение: The Metropolitan Museum of Art / National Gallery of Art
Натуралистичные орнаменты — характерная черта графики барокко. Подобная пышность характерна для инициалов — первых букв в главах, которые должны были впечатлить читателя, сообщить ему определённую метафору и захватить его внимание
Изображение: Rijksmuseum
  • Тексты на одном листе могли быть набраны несколькими шрифтами одновременно (в случае с гравюрой это не наборные шрифты, а вырезанные от руки буквы с подобной пластикой).

В барочной смеси могли сочетаться курсивы и прямые начертания, антиквы старого стиля и гуманистические венецианские, вариации унциального письма и готические фрактурные мотивы.

Гравюра Адриана ван де Венне. Жанровая сцена с миллионом деталей иллюстрирует «моральный урок»
Изображение: Rijksmuseum
Печатное издание, которое считается первой газетой, вышло в 1605 году в Страсбурге. На изображении титульный лист 1609 года. Blackletter-шрифты в эпоху барокко тоже были в ходу
Изображение: University library of Heidelberg

Голландские антиквы старого стиля

В эпоху барокко появились и стали распространяться наборные шрифты, которые позднее стали называть голландской антиквой старого стиля. Они развивались на основе ренессансных «гаральдов» — итало-французских антикв, которые создавали парижский словолитчик Клод Гарамон, венецианский мастер Альд Мануций, их ученики и последователи.

Именно «нижние земли» к XVII веку стали лидером в книгопечатании и инновациях в этой сфере. Во многом — благодаря типографии Плантена-Моретюса. В архивах музея хранятся тысячи оригинальных пуансонов голландских «королевских» антикв, и студенты курса шрифтового дизайна Института Плантена создают ревайвалы на основе этих ценных образцов.

Голландские антиквы были контрастнее гаральдов, пропорции букв — уже, а засечки симметричны. Если сильно упрощать, то это было связано с тем, что пуансоны стали изготавливать ювелирнее.

Впрочем, важно понимать: и те, и другие, и третьи разновидности шрифтов существовали в ту эпоху одновременно. А сейчас к барокко могут относить и образцы, из которых родились современные версии Garamond, Caslon, Baskerville — смотря как классифицировать шрифты: по технологиям, по форме, по применению, по историческому контексту или визуальной рифме с заметными течениями в искусстве.

Примеры голландских антикв старого стиля
Изображение: The Metropolitan Museum of Art / National Gallery of Art

— Барокко — это красота в мельчайших деталях ради красоты, и в красоте есть поиск смысла жизни, поиск Бога. Барокко влюбляет в себя.

Любая эпоха — это, в первую очередь, набор ценностей, и ценности барокко не такие, как сейчас у нас. Это величие Папского престола, финансов, монарха. Это божественность и мощь человеческого разума вместе: люди той эпохи были очень религиозны, а согласно церковным постулатам человек создан по образу и подобию Бога — значит, наш разум тоже в какой-то степени божественен.

Лучшие современные барочные шрифты долгое время — традиционно — происходили из Нидерландов, но теперь уже и Новой Зеландии. Например, один из лучших — это Epicene от KlimType.

Дмитрий Голуб,
шрифтовой дизайнер, основатель школы и студии Bolditalic

Курсив Epicene Text на обложке фотокниги
Изображение: Hatje Cantz / Berlinische Galerie / Büro Otto Sauhaus

Первая кириллическая антиква — петровский гражданский шрифт — была создана в том числе на основе голландской. Она барочная по эпохе, но за её рисунком стоят иные ценности, иная политика и иная культурная база, чем в наборных шрифтах, которые появлялись в Западной Европе и Новом Свете.

Один из стилистических прототипов петровского гражданского шрифта
Изображение: Public Domain

Современные шрифты в стиле барокко

Стиль барокко — это в первую очередь антиквы; качественные «рукописные» барочные буквы скорее создают леттереры под конкретные задачи.

Мы выбрали девять тиражных шрифтов, которые могут подойти для дизайна в стиле барокко.


Антиква Kis

Гарнитура на основе шрифтов венгерского типографа XVII века Миклоша Киша, который стал известен во время работы в Амстердаме.

Где купить: магазин Paratype.

Кириллица: есть.

Скриншот: сайт Paratype / Skillbox Media

Антиква Bannikova

Цифровая версия гарнитуры, которую разработала художник Галина Банникова в середине XX века. Она создала этот оригинальный образец, глубоко изучив русский гражданский шрифт начала и середины XVIII века и добавив к ним антиквы эпохи Возрождения — базу, которой исторически не было в кириллическом письме и наборе.

Где купить: магазин Paratype.

Кириллица: есть.

Скриншот: сайт Paratype / Skillbox Media
Bannikova в дизайне книги
Фото: Rustam Gabbassov / Schrift Publishing

Антиква Mercury Display

Ревайвал и современная графическая адаптация шрифта немецко-голландского типографа Иоганна Михаэля Флейшмана, который создали для журнала Esquire в середине 1990-х.

Где купить: в магазине студии Hoefler & Co.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Hoefler & Co / Skillbox Media
Скриншот: сайт Sothebys / Skillbox Media

Антиква Tobias

Семейство шрифтов с чертами барокко и Ренессанса, а также работ знаменитых шрифтовых дизайнеров XVIII века.

Где купить: в магазине Displaay Type Foundry.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Displaay / Skillbox Media
Tobias в веб-дизайне
Скриншот: сайт Aficionado Studio / Skillbox Media

Антиква Le Rosart Display

Ревайвал, основанный на пуансонах типографа Жака-Франсуа Розарта, которые хранятся в Музее Плантена — Моретуса в Антверпене.

Где купить: в магазине Revolver Type Foundry.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Revolver Type / Skillbox Media
Le Rosart в дизайне сайта
Скриншот: сайт Museo Sansevero / Skillbox Media

Антиква Genath

Барочный и эклектичный ревайвал набора 1720 года, в котором есть образцы первого дизайна Иоганна Вильгельма Хааса для словолитни Гената в Базеле.

Позже Хаас станет владельцем этой словолитни. В XX веке в ней создадут Helvetica.

Где купить: в магазине студии Optimo.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Optimo / Skillbox Media
Genath в дизайне книги
Изображение: Martha Stutteregger Typografie

Декоративный Baroque Pearl

Экспериментальный шрифт-орнамент, будто составленный из барочных инициалов.

Где купить: на сайте MyFonts.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт My Fonts / Ralph M. Unger / Skillbox Media

Рукописная Dulcinea

Шрифт со сложным декором, вдохновлённый испанской барочной каллиграфией.

Где купить: в магазине студии ReType. Также шрифт можно активировать в библиотеке Adobe Fonts, если есть подписка.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Adobe Fonts / Skillbox Media
Dulcinea в айдентике
Изображение: Double Decker / Marcal

Бесплатный Castoro

Гарнитура из прямого начертания и курсива из библиотеки Google Fonts. Создана как сплав голландских шрифтов XVI–XVIII веков.

Кириллица: отсутствует.

Скриншот: сайт Google Fonts / Skillbox Media

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована