Кино
#статьи

Сценарная комната: как команда из нескольких человек пишет сценарий фильма или сериала

И как стать одним из них.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Считается, что мечта любого кинопродюсера — запустить длинный сериал, который будет идти много лет. Такие проекты работают как конвейер. Чтобы процесс производства не останавливался, сценарий часто пишут сразу несколько авторов. Иногда они работают автономно друг от друга, но порой творят вместе — в авторской комнате. Впрочем, такие комнаты действуют не только при создании длинных сериалов, но и в проектах поменьше. Рассказываем, как устроено совместное сценарное творчество.

Из нашей статьи вы узнаете:

Что такое авторская комната

Сценарная комната, или авторская комната (writers’ room), — это формат коллективной работы над сценарием фильма или сериала. Несколько авторов под руководством главного сценариста или креативного продюсера вместе разрабатывают сюжетные линии, персонажей, диалоги и другие элементы сценария.

Практика авторских комнат распространена в США. В комнате может быть от двух человек до нескольких десятков — это зависит от бюджета и продолжительности проекта. Например, над сценарием сериала «Друзья» в разные годы работали больше пятидесяти авторов. Такой формат позволяет продакшенам ускорить сценарную работу и поставить её на поток: запускать больше новых проектов и стабильно снимать уже запущенные.

В последнее десятилетие авторские комнаты пытаются внедрить в российской киноиндустрии. Но в классическом виде это всё ещё редкое явление.

Алексей Караулов


Сценарист, спикер курса «Как написать сценарий к сериалу»

— Практика сценарных комнат очень американская. В России это не принято. В основном во всех продакшенах, с которыми я сотрудничал, стараются работать с автором индивидуально. Даже если это группа авторов, то они сами где-то собираются… А продюсер получает от них готовый текст, который читает, разбирает, критикует.

Это связано с жадностью нашей индустрии. У нас очень жадная и бедная индустрия в сравнении с американской. Никто не хочет снимать помещение и платить людям зарплату. Когда ты работаешь в сценарной комнате, у тебя есть ставка: некая зарплата, которую ты получаешь. Ты как будто ходишь на постоянную работу.

Поэтому всякие потоковые сериалы у нас пишутся в основном героями-одиночками. Либо каждый сезон меняется коллектив авторов, что как бы бред с точки зрения американской индустрии. Сценарная комната предполагает какую-то длительность, стабильность того, что сериал будет выходить.

Для каких проектов создают сценарные комнаты

Writers’ rooms можно условно разделить на два типа.

Комната, где разрабатывают проекты на продажу. Такие комнаты часто создают опытные сценаристы, готовые запустить собственный сценарный продакшен. Они собирают команду, которая будет разрабатывать их идеи и предлагать собственные. Например, продюсер Сергей Корнихин, сценаристы Николай Куликов и Константин Майер учредили компанию «Друг Друга», где работает несколько сценарных комнат.

Татьяна Набродова


Выпускница курса «Как написать сценарий к сериалу», работает в компании «Друг Друга»

— В 2019 году я пошла на питчинг сценаристов Николая Куликова и Константина Майера. Они искали соавторов: рассказывали о своих идеях и предлагали желающим написать первые десять страниц сценария.

Я сделала это задание, и через некоторое время мы встретились с Куликовым. Он дал мне довольно суровый фидбэк, я ещё несколько раз переписала сцены. После этого меня взяли на работу. Первые месяцы работала ассистентом без зарплаты: записывала чужие идеи и оформляла их. Потом со мной заключили договор, я стала работать уже за деньги — над проектами компании в авторской комнате.

В таких комнатах авторы придумывают идеи фильмов и сериалов, пишут заявки, а также сценарии пилотных эпизодов или полных метров. Готовый сценарный пакет предлагают разным каналам и платформам. Если проект покупают, сценаристы, как правило, занимаются им дальше: пишут сериал целиком или дорабатывают полный метр. А если покупатель не находится, переключаются на разработку следующего проекта.

Комната, где пишут сценарий уже запущенного проекта. Такие комнаты обычно собирает канал или платформа для конкретного проекта. С окончанием производства комната закрывается. Как правило, такие комнаты делаются под большие проекты:

  • Длинные сериалы, такие как «Доктор Хаус», «Физрук», «След». При серийном производстве командная работа позволяет поддерживать темп съёмок и качество сериала.
  • Анимационные проекты — над мультфильмами часто работает команда сценаристов. Особенно это касается сериалов с большим количеством сезонов, таких, как «Рик и Морти», «Фиксики», «Маша и Медведь».
  • Кинематографические вселенные — у многих франшиз большое количество авторов. Например, в списке сценаристов фильма «Мстители: Финал» значится двенадцать человек, а «Майор Гром: Чумной доктор» писали семеро.

Над относительно небольшими сериалами тоже нередко работает сценарная комната. Однако даже если сценаристами проекта значится несколько человек, не факт, что они работали совместно. Иногда сценаристы трудятся над своими сериями автономно и никакой комнаты нет.

Какие роли есть у участников авторской комнаты

Нет единых правил построения сценарных комнат. Но можно выделить несколько ключевых ролей, которые в них бывают:

  • Шоураннер — это главный сценарист и руководитель проекта. Он определяет концепцию и стилистику проекта, следит за тем, чтобы история двигалась в нужном русле, утверждает финальные версии сценариев и координирует работу сценарной комнаты.
  • Главный сценарист (head writer) — иногда его функции выполняет шоураннер, но позиция главного сценариста может быть и отдельной. Хэдрайтер отвечает за разработку основной сюжетной линии и следит за общей согласованностью эпизодов.
  • Сценаристы эпизодов — участники комнаты, которым поручают разработку конкретных серий. Они пишут черновики эпизодов на основе коллективно созданного сюжета, а затем дорабатывают их после обсуждения с командой.
  • Диалогисты — сценаристы, которые пишут только диалоги. Их могут приглашать для улучшения реплик персонажей, придания им большей естественности или стилистического соответствия. Так, в ситкомах есть авторы, которые добавляют репликам юмора. Их так и называют — усмешнители.
  • Редактор сценариев — отвечает за финальную редактуру написанных эпизодов. Он может улучшать диалоги, ритм повествования, корректировать ошибки и готовить сценарий к съёмкам.
  • Сценарист-консультант — опытный сценарист, которого приглашают для работы над специфическими аспектами проекта, например над развитием отдельных персонажей или сложных сюжетных линий.

Такая чёткая структура больше свойственна американским проектам. В России, как правило, нет настолько фиксированной иерархии. Если проект небольшой, то обычно есть руководитель и несколько авторов, у которых равные права и возможности.

Алексей Караулов


Сценарист, спикер курса «Как написать сценарий к сериалу»

— У нас есть несколько компаний, которые вводят практику авторских комнат. Очень по-американски пыталась это делать Good Story Media, где я работал. У нас была сценарная комната в двух проектах: в «Звоните ДиКаприо!» и в «Улице». Там был этот подход: помещение, зарплата, одни и те же коллеги. Ты приходишь, садишься, вы что-то делаете вместе, как-то разгоняете историю.

В «Звоните ДиКаприо!» всем дирижировал режиссёр — Жора Крыжовников. Комната была организована как некое пространство, в котором он мог творить. Это была некая первичная фокус-группа, которая оценивала Жорин креатив, поддерживала и вдохновляла. Но не особенно работала сама. Крыжовников был настолько талантлив и, с другой стороны, авторитарен, что, по сути, он диктовал, а мы просто записывали.

Конечно, мы подкидывали какие-то варианты. То есть все сидят, произносят по 10–15–20 реплик. На большой экран выведен текст сценария. Если Жоре нравились предложения, их брали в работу.

Например, так было с репликой «Я что, ему сторож?» Один брат спрашивал другого, придёт ли тот на вечеринку. Там просилась шутка, которую мы какое-то время искали. Я сказал: «Я что, ему сторож?», имея в виду библейскую отсылку — «Разве сторож я брату моему?». Это Крыжовникову страшно понравилось и в какой-то момент даже выросло в некую тему для сериала.

Ещё в пилоте есть классный диалог, когда главный герой крадёт, по сути, собственного сына у бывшей жены. И говорит: «Сынок, запомни одну вещь». Мы ждём, что он скажет какую-то мудрость. А он говорит, что не все женщины в Таиланде — это женщины. Вот эту реплику произнёс я. Но довершает шутку ответ сына: «Ты уже говорил». Мы понимаем, что главный герой всегда несёт всякую чушь под видом пафосной мудрости. И вот эту фразу придумала уже сценаристка Женя Хрипкова.

Всё буквально рождалось в диалоге: мы сидели, набрасывали, искали ответы и формулировки. А дирижировал всем один человек. В этом смысле не было особенной нужды в сценарной комнате. И постепенно люди стали из неё выходить. Я откололся предпоследним. Осталась Женя Хрипкова, которая с Жорой прошла этот путь до конца.

Как происходит работа в сценарной комнате

Сценарная комната — это одновременно место для встреч и методология работы. Сценаристы собираются в одном пространстве: физическом или онлайн. Они обмениваются мыслями, обсуждают особенности персонажей, выстраивают историю, перебирают разные варианты сюжетных ходов и выбирают лучшие решения.

Правила и стиль работы сценарных комнат могут сильно различаться в разных проектах. Обычно в комнате есть главный человек, за которым остаётся последнее слово. В остальном задачи распределяются с учётом квалификации и пожеланий участников. В одних проектах роли делятся — например, кто-то берёт на себе ресёрч, занимается только сюжетом или диалогами. В других авторы делают всю работу вместе.

На этапе построения структуры и сюжета могут использовать большой экран, доску с карточками или интеллект-карту: это помогает наглядно представлять историю, фиксировать информацию о персонажах, добавлять новые биты и менять их местами.

Когда дело доходит до написания сценария, есть несколько подходов:

  • Авторы делят между собой сцены и пишут их в одиночку. Потом текст приводится к общему знаменателю. Например, реплики одного персонажа у двух авторов могут звучать по-разному, — важно поправить их так, чтобы речь героя звучала единообразно.
  • Авторы работают вместе: сценарий выведен на экран, кто-то пишет, остальные дают комментарии.
  • Авторы пишут одни и те же сцены. Затем выбирают лучшие решения — это могут делать коллективно, а в спорных случаях решение принимает хэдрайтер.

Если проект уже куплен, работа обычно ограничена дедлайном. Когда сценарий пишут на продажу, сроки могут быть более свободными.

Алексей Караулов


Сценарист, спикер курса «Как написать сценарий к сериалу»

— На сериале «Улица» сценарная комната была более потоковой. Люди приходили и уходили. Креативные продюсеры придумывали сюжет и присылали нам поэпизодные планы серий. А мы писали диалоги. Диалогистам присылали три серии — каждому свою. Мы садились в комнате, обсуждали, придумывали что-то совместно, помогали друг другу справляться с сериями. Процесс был отдан нам на откуп: какой-то схемы работы не было.

Помимо диалогов, мы работали на съёмочной площадке: если реплика не ложилась актёру на язык, кто-то не мог запомнить длинный текст — быстренько правили, перепридумывали, смотрели, что будет лучше работать. Поэтому участники комнаты часто уходили на целый день и никакого обсуждения не получалось.

Это больше была уже не сценарная комната, а просто офисное помещение для сценаристов, где можно посидеть и пописать свои диалоги. Так что из двух моих авторских комнат «Звоните ДиКаприо!» была максимально близка именно к атмосфере какого-то творческого гениального безумия, которое предполагается в таких комнатах.

Плюсы и минусы работы в сценарной комнате

Плюсы:

  • Коллективная работа над идеями. Работа в сценарной комнате позволяет сценаристам обмениваться инсайтами и решать проблемы вместе. Это ускоряет процесс создания сюжета и помогает глубже прорабатывать истории. А сценарист получает обратную связь и может быстрее развиваться.
  • Разнообразие голосов. В комнате обычно собираются сценаристы с разным опытом и стилями, что помогает создать богатый и многогранный сценарий. Каждый участник может внести свой вклад, обогатив сюжетные линии и диалоги.
  • Поддержка и быстрые правки. В случае проблем или неудачных сюжетных ходов команда может быстро адаптироваться и предложить новые решения.
  • Здоровая конкуренция. Дух соперничества так или иначе присутствует в авторских комнатах. Это стимулирует рабочие процессы и заставляет больше выкладываться, чтобы выдавать лучший результат.

Минусы:

  • Нестабильность работы. В США на большие проекты сценаристов нередко нанимают в штат — это постоянный заработок. В России участники авторских комнат часто работают как фрилансеры.
  • Ограничение индивидуальности. Иногда работа в сценарной комнате может мешать проявлению самобытности отдельных сценаристов. Когда необходимо следовать общему стилю проекта, оригинальные идеи приходится урезать или перерабатывать.
  • Творческие конфликты. Разнообразие идей и подходов может стать причиной разногласий. Сценаристы могут не соглашаться с принятыми решениями: это замедляет процесс создания сценария.
  • Ограничение свободы. В сценарных комнатах нередко действует строгий график и правила, особенно если сроки поджимают.

Как начинающему сценаристу попасть в авторскую комнату

Есть много групп и каналов, которые ведут сценаристы и продюсеры. Иногда там публикуют объявления о поиске авторов в сценарные комнаты. Обычно просят описать свой опыт, приложить ссылки на сценарии и выполнить тестовое задание.

Вот так, например, сценарист «Капельника» и «Волшебного участка» Александр Носков искал соавторов
Скриншот: «Хороший сценарий» / «ВКонтакте»
Объявление о наборе в проект сценариста, креативного продюсера и режиссёра Ирины Аркадьевой
Скриншот: Nikishov / Telegram
А Николай Куликов приглашал писать скрипты для игр
Скриншот: «Хороший сценарий» / «ВКонтакте»

Киноиндустрия — вовсе не закрытая сфера, как многим кажется. Продакшены и платформы нуждаются в хороших сценаристах. Иногда в них можно попасть «с улицы» — но для этого нужно приложить немало усилий и выиграть конкуренцию.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована