В любовном настроении: романтик Вонг Кар-Вай
Разбираем то, как сняты лучшие романтические фильмы: буйство эмоций в молчании, игра со временем и акцентные цвета.


Кадр: фильм «Любовное настроение» / Block 2 Pictures / Jet Tone Production
В 2025 году культовому фильму Вонга Кар-Вая «Любовное настроение» исполняется 25 лет. По этому поводу в Гонконге на День святого Валентина картина, дополненная девятиминутной вырезанной сценой, вернётся в прокат. Дата выбрана не просто так: фильмы Кар-Вая — настоящая романтическая поэзия.
Разбираемся, как Кар-Вай снимает свои романтические фильмы, а также какие работы режиссёра стоит посмотреть.
Любовь и время
Вонг Кар-Вай — поэт кинематографа, мастер, превращающий каждый кадр в произведение искусства. Его уникальное видение нашло отражение в ряде знаковых фильмов: «Чунгкингский экспресс» (1994) рассказывает о мимолётных встречах и случайных эмоциях, «Любовное настроение» (2000) погружает в тонкую драму невысказанной, почти запретной любви, а «2046» (2004) представляет собой философское высказывание о времени, памяти и утрате. Эти картины демонстрируют способность Кар-Вая трансформировать чувства и мгновения в нечто вечное.
Гений гонконгского режиссёра — в его умении превращать кино в визуальную поэзию: каждая сцена завораживает игрой света, насыщенностью цветов и необычными ракурсами. Особое место в его работах занимает время — он умело играет с его течением, замедляя, повторяя и переплетая моменты, словно исследуя природу памяти и утраты. Музыка же становится не просто фоном, а неотъемлемой частью повествования, поддерживает атмосферу меланхолии и романтики. Кар-Вай мастерски раскрывает универсальные темы одиночества и любви, воплощая их в интимных, почти осязаемых историях, которые находят отклик в сердцах зрителей по всему миру.

Творчество Вонга Кар-Вая — особый мир, где любовь является одним из центральных мотивов. В его мире любовь не так проста, как в традиционных для нас романтических фильмах. Герои картин — вечно одинокие странники: их чувства часто не могут быть выражены словами, а желания остаются несбыточными. В фильмах Вонга Кар-Вая любовь эфемерна, неуловима и труднодостижима.
Любовь — неосуществимая мечта
Так, в «Любовном настроении», который и сделал Кар-Вая всемирно известным благодаря красно-жёлтому броскому визуальному ряду, встречаются два одиночества. Главные герои Чоу Мован и Су Лижен, соседи по доходному дому, начинают подозревать, что их супруги изменяют им друг с другом. Мужчина и женщина сближаются. Но чем интимнее становится их общение, тем сложнее героям преодолеть черту, разделяющую дружбу и любовь.

У Кар-Вая любовь часто предстаёт неосуществимой мечтой — прекрасной, но всегда недостижимой. Его герои жаждут близости, но остаются разобщёнными — из-за обстоятельств, социальных норм или собственного внутреннего сопротивления. Эта любовь всегда сопровождается тоской, невысказанными словами и невозможностью быть вместе. В «2046», как и в «Любовном настроении», любовь существует скорее как воспоминание, фантазия или недостижимый идеал, который питает героев, но никогда не становится реальностью. Настоящая сила любви — не в её исполнении, а в мечте о ней. Герои Кар-Вая, как правило, сталкиваются с невозможностью быть с теми, кого любят, — из-за социальных или личных обстоятельств, недостатка смелости или невозможности выразить свои чувства. В этом контексте любовь становится трагической иллюзией, которая всегда ускользает и не может быть реализована в полной мере.
Ностальгия и воспоминания о прошлом
Вонг Кар-Вай часто использует тему ностальгии в своих фильмах: любовь становится отголоском прошлого, которое уже не вернуть. В его киномире любовь всегда ускользает, а герои пребывают в постоянном поиске того, что было утрачено.
В «2046» любовь становится прекрасным воспоминанием, своеобразным отпечатком на жизни персонажей. Это история о писателе, переживающем потерю любви: он пишет роман о загадочном поезде, увозящем людей в место, где хранятся их воспоминания.

Главный герой, писатель Чоу Мован, отправляется на поиски любви, которая когда-то была в его жизни. Теперь он несёт бремя этих воспоминаний. Его мимолётные связи с женщинами в фильме — своеобразное отражение утраченного идеала любви.
Ностальгия у Вонга Кар-Вая имеет особую ценность: она соединяет радость с горечью, а прошлое с настоящим. Это позволяет зрителям погрузиться в мир памяти и грёз, где любовь всегда остаётся живой и действующей силой, даже если её уже нельзя вернуть.
Трепет молчания
В фильмах Кар-Вая особенно примечательно количество диалогов — их практически нет, ведь мы понимаем всё уже на уровне взглядов и эмоций. Это молчание порой становится важным компонентом повествования.
В «Любовном настроении» всё прекрасно понятно и без слов: взгляды, жесты и чувства не озвучиваются. В «2046» Чоу Мован не может открыто заявить о своих эмоциях, и его отношения с женщинами лишены откровенности и прямоты. Молчание также связано с тем, что герои, хотя и переживают сильные эмоции, не могут открыто выразить свои переживания: их ограничивают общественные нормы, внутренние рамки и страхи.

Любовь в фильмах Вонга Кар-Вая зачастую обречена оставаться невыраженной, но от этого она не менее настоящая. Любовь становится состоянием души, которое может быть понято и пережито только посредством тишины и символов.
Глубина времени
Время — не просто последовательность мгновений, а эмоциональное измерение, в котором прошлое, настоящее и будущее переплетаются, создавая атмосферу утраты и ностальгии. Кар-Вай мастерски играет с течением времени, замедляя кадры, повторяя образы и разбавляя реальность флешбэками, чтобы подчеркнуть эфемерность мгновений и невозможность вернуть ушедшее.
Такой подход придаёт фильмам режиссёра особую поэтичность и глубину, превращает каждое мгновение в знак неуловимой, почти мифической красоты жизни. Любовь у Кар-Вая часто обречена на кратковременность: герои встречаются, но их отношения ограничены временем, которое они могут провести вместе. Вот почему «Чунгкингском экспрессе» у героев есть лишь мимолётные встречи, которые определяют их судьбы.

Читайте также:
Всё-таки любовь?
Любовь у Вонга Кар-Вая — это не просто сюжетная линия, а целый мир. Он наполнен нереализованными желаниями, молчанием и тоской по утраченной гармонии. Его герои живут в реальности, где любовь часто ускользает, оставаясь лишь идеалом или воспоминанием. Это делает его фильмы глубоко эмоциональными и философскими. Они поднимают вопросы времени, памяти, невозможности реализовать свои чувства и идеализации образов любви.
Несмотря на все препятствия, любовь в мире Вонга Кар-Вая всегда существует, даже если не может быть окончательно достигнута. В этом и заключается магия его кино: любовь остаётся вечным стремлением, которое движет персонажами и заставляет зрителей задуматься о собственной жизни, чувствах и переживаниях.
Лучшие фильмы Вонга Кар-Вая
Несмотря на то что у Кар-Вая есть единый стиль и темы, пронизывающие все его работы, каждый его фильм ценен по-своему. Собрали некоторые показательные работы.
«Любовное настроение» (2000)
18+
Что важно знать: это одна из самых знаменитых работ Кар-Вая, фильм о том, как невыраженная любовь может быть более яркой и трагичной, чем явные чувства.

Почему стоит посмотреть: идеальное сочетание стиля, визуала и эмоций. Легендарный стиль съёмки, музыка и атмосфера.
«2046» (2004)
16+
Что важно знать: это продолжение «Любовного настроения», но с гораздо более сложной структурой и с философскими размышлениями о любви и утрате.

Почему стоит посмотреть: визуально великолепный фильм о том, как отношения из прошлого влияют на будущее. Также исследует концепцию идеализированной любви.
«Счастливы вместе» (1997)
16+
Что важно знать: это история двух людей, которые пытаются найти счастье вместе, несмотря на внутренние противоречия и разрушительность их отношений.

Почему стоит посмотреть: это фильм о том, как любовь может разрушать и одновременно спасать. Невероятно эмоциональный и чувственный. Ключевой момент — потрясающая сцена с огнём, символизирующая разрушение и возрождение.
«Дикие дни» (1990)
16+
Что важно знать: это первый крупный фильм Кар-Вая, исследующий отношения между молодыми людьми, оказавшимися в ситуации, где любовь и привязанность обретают иные формы.

Почему стоит посмотреть: фильм позволяет познакомиться с особенностями первых работ режиссёра и увидеть, что уже в них Кар-Вай исследует не только любовь, но и внутренний мир персонажей.

Читайте также: