Что нужно знать о новом фильме «Битлджус Битлджус»
Звёздный каст, семейные перипетии и зажигательные песни в загробном антураже.
Кадр: фильм «Битлджус Битлджус» / Plan B Entertainment / Tim Burton Productions
28 августа в мировой прокат вышел фильм Тима Бёртона «Битлджус Битлджус» о циничном призраке, который мечтает жениться. Разбираемся, каким он получился.
- Как Битлджус появился на свет
- О чём расскажет новый фильм
- Кто исполняет главные роли
- Какие культурные отсылки использует Тим Бёртон
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как Битлджус появился на свет
Первому «Битлджусу» стукнуло уже 36 лет — впрочем, для мертвецов возраст не имеет значения. В 1988 году у Тима Бёртона за плечами уже был опыт работы аниматора в студии Уолта Диснея, а вот как режиссёр он к тому моменту снял только один полнометражный фильм-комедию: «Большое приключение Пи-Ви». Успех позволил Бёртону перейти к тому, что он по-настоящему любил, — к созданию ужасов.
«Битлджус» 1988 года начинается просто и ясно, как свидетельство о смерти: молодая семейная пара Мейтлендов (Алек Болдуин и Джина Дэвис) погибает в автокатастрофе. Но после аварии обнаруживает, что по-прежнему может жить в собственном доме — правда, теперь уже в виде привидений.
Через некоторое время пустующий особняк покупает семья Дитц (Джеффри Джонс, Кэтрин О’Хара и Вайнона Райдер) — и начинает там капитальный ремонт в современном стиле, чем неимоверно раздражает призрачных жильцов. Отчаявшись напугать Дитцев, они решают обратиться к помощи опытного духа-«биоэкзорциста» — Битлджуса (Майкл Китон), который обожает устраивать хаос в мире живых.
Однако дальше над сценарием словно бы поработал сам Битлджус: сюжет превращается в пригоршню разрозненных сцен, не слишком-то связанных между собой. Почему не могут поладить Мейтленды и Дитцы? Они очень похожи друг на друга, просто одни живые, а другие — не очень.
Как устроен загробный мир, почему иногда герои попадают на спутник Сатурна Титан и откуда там песчаные черви, словно выползшие из барханов «Дюны»? Почему призраки невидимы, но книга «Справочник для недавно упокоившихся» материальна? Почему действие иногда превращается в мюзикл? Почему Битлджусу надо жениться? И почему, чёрт возьми, его так зовут?
Сам Бёртон охотно признавал, что «окончательный вариант сценария, по существу, был ни о чём». Похоже, ему интереснее было потренироваться, отточить эстетику и спецэффекты — довольно сложные и дорогостоящие, однако режиссёр нарочно стилизовал их под дешёвые приёмы, как в старой кинофантастике и хоррорах, на которых он вырос. В «Битлджусе» будто бы содержится весь будущий Бёртон — в спрессованном виде, словно один из тамошних мертвецов, сплющенных автомобилем. Здесь вся его кладбищенски-ярмарочная эстетика — Битлджус даже превращается на минуточку в Джека Скеллингтона из «Кошмара перед Рождеством», который будет снят только пять лет спустя. Здесь сконцентрированы все главные бёртоновские идеи и ощущения: Режиссёр сам признавался, что «Битлджус» — это скорее про «взгляд, чувство», чем про что-то конкретное.
Бёртон говорил, что не понимает, почему фильм снискал такой успех. Однако ленту встретили с распростёртыми объятиями: «Битлджус» заслужил признание критиков и получил отличные сборы, став 10-м по кассовости фильмом 1988 года; удостоился «Оскара» за лучший грим и премии «Сатурн» как лучший фильм ужасов, а для Майкла Китона и Вайноны Райдер он стал настоящим прорывом в карьере.
Почти сразу же, в 1990 году, Тим Бёртон решил снимать продолжение «Битлджус на Гавайях», где главный герой столкнулся бы с духом древнего гавайского шамана-кахуны. Однако вскорости режиссёр переключился на «Бэтменов», работа над сценарием затянулась, и Гавайи Битлджус так никогда и не посетил. Но от идеи снять сиквел Бёртон не отказался — чуть позже он вернулся к ней вместе со сценаристом Сетом Грэм-Смитом, с которым работал над «Мрачными тенями». И даже несмотря на ковид и на забастовку американской Гильдии сценаристов — всё-таки довёл дело до конца.
Читайте также:
О чём расскажет второй фильм
В мире «Битлджуса» прошло столько же времени, сколько и у нас. Призрачная чета Мейтлендов покинула дом, а вместе с ними ушли и чудеса, оставив только обычное течение жизни. Лидия ведёт ток-шоу о паранормальном, пытается наладить отношения с мачехой после смерти отца и думает, принимать ли предложение руки и сердца от своего чересчур назойливого бойфренда и по совместительству продюсера Рори. После развода и гибели её бывшего мужа их дочь, Астрид, стала отчуждённой и замкнутой. Сама Астрид в это же время переживает влюблённость в соседского подростка Джереми. Впрочем, с Джереми явно что-то не в порядке.
Чтобы разобраться в своей жизни и помочь дочери, Лидии не остаётся ничего, кроме как вновь трижды назвать имя «Битлджус». А в это же время в загробном мире у Битлджуса свои неприятности: на охоту за ним вышла мстительная бывшая супруга Делорес, которая высасывает души у всех призраков на своём пути. Эта круговерть событий приводит к тому, что миры живых и мёртвых вновь соединяются — конечно же, на Хеллоуин и, конечно же, с ужасающими последствиями.
В полуторачасовом фильме на удивление компактно уместилась масса всего: и компания изобретательно умерщвлённых покойничков, и набор действительно смешных шуток, и рассказ о происхождении Битлджуса, и несколько музыкальных номеров. Другие части мифологии вселенной тоже как-то устаканились, так что второй «Битлджус» стал, возможно, даже слишком понятным и предсказуемым. При этом фильм куда более цельный, чем первая часть: все фрагменты здесь ладно подогнаны друг к другу и складываются во вполне связную историю о том, как три поколения женщин одной семьи пытаются договориться и понять друг друга. А в этом им помогают (но чаще мешают) мужчины, живые и мёртвые.
Читайте также:
Кто сыграл в новом «Битлджусе»
И Майкл Китон, и Вайнона Райдер согласились на съёмки с энтузиазмом: Китон рассказал, что мечтал о сиквеле все эти годы, а Райдер признала, что её героиня Лидия Дитц стала огромной частью её самой. Кэтрин О’Хара также вернулась к роли мачехи Лидии. Кроме них в актёрский состав вошла целая плеяда настоящих звёзд. Астрид, дочь Лидии, сыграла Дженна Ортега, уже работавшая с Бёртоном над сериалом «Уэнсдей»: конечно, кто же ещё, как не новая готическая кинопринцесса, мог взять на себя эту роль.
Ортега здесь точно так же, как в сериале про семейку Аддамс, недобро сверкает глазами и поджимает губы. Правда, здесь её героиня не одевается в тотал-блэк и подчёркнуто не верит в сверхъестественное, но мы-то знаем. Джереми, парень Астрид, в роли которого дебютировал Артур Конти, — тоже вылитый Тайлер из «Уэнсдей», да и арки персонажей получились похожими.
Детективом из загробного мира, расследующим покушение на «мистера Джуса», стал Уиллем Дефо: по сюжету при жизни он был актёром боевиков категории B, так что Дефо с наслаждением разыгрывает все клише этого жанра. А ещё у него снесено полголовы, так что мозги наружу: впрочем, после «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса Уиллему не привыкать к сложному гриму.
Одну из жертв Делорес, уборщика, сыграл Дэнни Де Вито, незабвенный Пингвин из «Бэтмен возвращается». А саму бывшую Битлджуса — Моника Беллуччи, нынешняя дама сердца Тима Бёртона.
Читайте также:
Из чего состоит «Битлджус»
Немецкий экспрессионизм
Среди любимых режиссёров Бёртона — Роберт Вине, Фридрих Мурнау и Фриц Ланг, снимавшие свои экспрессионистские кошмары в бурной, измученной Германии 1920–1930-х годов. Оттуда режиссёр позаимствовал массу всего: например, Битлджус с его подведёнными чёрным глазами и копной взлохмаченных волос — это и сомнамбула Чезаре из «Кабинета доктора Калигари» Вине, и Ротванг из «Метрополиса» Ланга. То же самое и с эстетикой декораций: загробный мир из «Битлджуса» с его ломаными, деформированными формами — вылитые улицы из «Доктора Калигари».
Итальянский хоррор
Посреди фильма мы вдруг видим чёрно-белый флешбэк, где рассказывается предыстория Битлджуса и Делорес, пока они ещё были живыми людьми. Битлджус комментирует происходящее на итальянском. Оказывается, Бёртон придумал подать предысторию в духе чёрно-белых итальянских фильмов ужасов 1950–1960-х, изысканных и бессвязных, как галлюцинации. А ещё это признание в любви Федерико Феллини, творчество которого Тим Бёртон обожает. Он, кстати, сравнивал первого «Битлджуса» с фильмами Феллини — потому что в них тоже нет сильной сюжетной основы. И эту сцену во второй части он хотел снять как пролог к картине Феллини.
Музыкальная эклектика
В первом фильме Битлджус заставил Дитцев и гостей отплясывать и распевать песню Day-O (The Banana Boat Song); это ямайская трудовая песня (вроде «Дубинушки»), перепетая в 1955 году Гарри Белафонте и ставшая хитом. В новой части её поёт детский хор на похоронах Чарльза Дитца. Ещё одна песня, которую, похоже, любит Битлджус, — MacArthur Park в духе диско в исполнении Донны Саммер в 1978-м. Эту песню он заставляет исполнять гостей на своей скороспелой свадьбе с Астрид.
А ещё в загробном мире ходит «Поезд душ» — так называлось популярное американское музыкальное телешоу 1970-х Soul Train — и конечно, тут Бёртон не может удержаться от того, чтобы устроить целый музыкальный номер в стиле соул.
Кентервильское привидение
В новом фильме Бёртон явно вдохновлялся сказкой Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», где прагматичное и самодовольное семейство американского посла, купившее старое поместье, не впечатлено попытками старого призрака напугать их кровавыми пятнами и ржавыми цепями. Только романтичная дочь посла принимает судьбу духа близко к сердцу.
Вечные бёртоновские темы
Любимые герои Тима Бёртона — странненькие персонажи, которые не могут найти места в своём окружении и чувствительны к необычному; такие как героиня Вайноны Райдер Лидия, которая видит призраков. Или её дочь Астрид. Или сам Битлджус — который точно так же не вписывается в бюрократию загробного мира и предпочитает веселиться с живыми (пусть и пугая их до чёртиков).
Вообще, по Бёртону, тот свет слишком уж похож на этот. Но смерть всё равно завораживает режиссёра — и не только потому, что он любит всё готичное и с детства привык играть на кладбищах. Просто смерть — это окончательный скачок из привычного в неизвестность. А значит, в творчество. Самые страшные существа, по Бёртону, — не призраки, а дизайнеры буржуазных интерьеров. Как сказал другой автор в своей сказке про нечисть — «квартирный вопрос только испортил их».
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс