Кино Музыка
#статьи

Высоцкий в 9 песнях

Я русский бы выучил только за то, что на нём пел Владимир Высоцкий.

Фото: James Andanson / Sygma / Getty Images

Эта статья — не подборка самых популярных песен Владимира Семёновича и не его биография. Это скорее попытка разобраться, какие темы увлекали прославленного барда и актёра больше всего и почему Высоцкий до сих пор — или снова — актуален.

Из нашего материала вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

«Лукоморья больше нет»

Высоцкий — не только музыкант, но и поэт. Своё первое стихотворение он сочинил в восьмом классе, а всего за жизнь написал 600 песен и более 100 стихотворений. Иосиф Бродский называл Высоцкого величайшим поэтом своего времени и говорил, что предпочёл бы Высоцкого без гитары, только в роли поэта, — так ему нравится фактура текста, особенно составные рифмы.

В восторженных оценках Бродский не одинок — его поддерживают как минимум профессиональные филологи. В интернете можно найти научные работы о лирике Высоцкого, авторы которых анализируют темы, приёмы, лексику — всё, что было у поэтов, обходившихся без гитар. Поэтический кластер Владимира Семёновича включает произведения практически на любую тему: спорт и война, любовь и детство, сказочные персонажи и народный быт.

Сам Высоцкий предпочитал называть себя не бардом или певцом, а поэтом. В книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет, что муж считал своим кумиром Пушкина: перечитывал, цитировал наизусть, хранил на столе портрет и приносил цветы к памятнику.

С Пушкиным Владимир Семёнович вёл своего рода диалог — например, написал песню «Лукоморья больше нет» и назвал её антисказкой.

В этом пастише на присказку к поэме «Руслан и Людмила» Высоцкий проходится сатирой по знакомым с детства образам. В рассказ о похождениях Черномора, тридцати трёх богатырей и кота он зашифровал упадок идеалов коммунизма, мещанство партийных и литературных элит и даже депортацию крымских татар.

«Корабли»

Высокий был одним из самых популярных людей в СССР, при этом находясь вне поддерживаемой государством индустрии развлечений. Советские критики находили в его песнях упаднические мотивы и рекламу антиобщественных элементов. Его песни практически не исполняли на радио и телевидении, да и звания народного артиста он не имел — любовь народа отражали множащиеся магнитофонные записи, звучавшие в каждой коммуналке.

Несмотря на отсутствие в официальном инфополе, Высоцкого всё равно знали все. А когда в 1980-м Владимир Семёнович умер, к театру на Таганке пришли более ста тысяч человек — очередь из желающих проститься с любимым поэтом и актёром растянулась на девять километров.

Ну а при жизни Высоцкого его стихи и песни никогда не издавались отдельным томиком, хоть пара текстов и промелькнула в печати: один — в сборнике советских поэтов, а другой — в журнале «Химия и жизнь». Причина в том, что Высоцкий отказывался править то, что написал, так, как настаивала госцензура.

Нельзя сказать, чтобы Высоцкий был оппортунистом: он не поддерживал диссидентов публично, в зарубежных поездках никому ничего плохого про СССР не говорил, из страны не сбежал — хотя мог это сделать не раз. И всё-таки содержание его песен зачастую расходилось с принятым в советском искусстве курсом.

Иногда тексты Высоцкого использовались в каком-нибудь проекте без указания авторства. Например, песни Владимира Семёновича, в том числе «Корабли постоят», вошли в пьесу Александра Штейна «Последний парад». Когда в 1969 году её официально напечатали, автор стихов указан не был.

Песня «Корабли» впервые вышла на авторской пластинке Высоцкого «Баллады и песни» в 1978 году. После смерти Владимира Семёновича в 1980 году она неожиданно обрела мистический смысл благодаря строкам «Не пройдёт и полгода — / И я появлюсь, / Чтобы снова уйти / На полгода». Родившийся 25 января Высоцкий скончался 25 июля, спустя ровно 6 месяцев. А ещё спустя 6 месяцев, ко дню его рождения, музыканта и актёра вспоминают по телевизору, на радио, в интернете, крутят его песни, фильмы, снимают про него сюжеты. Так, циклично, каждые полгода Высоцкий уходит и снова возвращается к нам.

«Гул затих, я вышел на подмостки…»

Высоцкий был и мощным актёром, в первую очередь — театральным. В Театре на Таганке он играл Гамлета, Галилея, Свидригайлова, Лопухина, Хлопушу. В советской театральной Москве трудно было найти лучшее место для свободолюбивого Высоцкого: режиссёр Юрий Любимов ставил экспериментальные и неформатные спектакли практически без декораций и костюмов. Их кромсали ножницами цензуры или отменяли — тогда Любимов ставил новые спектакли. У театра была репутация запрещённого места, на которое вот-вот обрушится молот государственных репрессий, и его посещение было своего рода таинством для несогласных и смелых.

Главной ролью Высоцкого стал Гамлет: для любого актёра сыграть Гамлета — пик карьеры. С персонажем Шекспира Высоцкий был схож из-за своего свободолюбия и критического восприятия действительности. Спектакль начинался с того, что Высоцкий выходил на авансцену и исполнял под гитару стихотворение Пастернака «Гамлет» («Гул затих, я вышел на подмостки…»).

Пастернак, не только гениальный писатель, но и переводчик Шекспира, был затравлен советской властью за то, что отправил свой роман «Доктор Живаго» за рубеж и получил за него Нобелевскую премию. Его стихотворение про свободу и решимость публичного самовыражения очень шло как и Гамлету, не понятому и убитому близкими, так и самому Пастернаку, к которому Родина повернулась спиной вместо того, чтобы гордиться. Шло оно и Высоцкому — всё по той же причине.

Кстати, спектакль «Высоцкий», поставленный Любимовым после смерти своего главного актёра, был снят с показа.

«Диалог у телевизора»

Открыто высмеивать на публике советских политиков было невозможно, поэтому ирония Высоцкого была направлена на простых советских граждан. Причём не на «зомбированную» «гнилым Западом» интеллигенцию, а на рабочих или крестьян — тех, чьи образы идеализировала власть и использовала пропаганда.

Пролетариат в песнях Высоцкого растерял передовое сознание, зато приобрёл недостатки, и некоторые из них — благодаря советской власти. Тут и алкоголизм, и безответственность, и глупость, и мещанство. При этом поэт не критиковал тех, кто жил лучше других, — вроде директоров и начальников. Он высмеивал Шариковых, которые этим самым начальникам завидуют — как в «Песне завистника» и «Антисемитах».

Одна из самых популярных песен Высоцкого «Диалог у телевизора» — как бы запись беседы супружеской пары обывателей. Они тыкают пальцами в экран, реагируют на движущиеся картинки, клоунов и попугайчиков, а в промежутках разводят мелкие склоки, ругают друг друга и коллег. Ну и, конечно, знаменитое «Где деньги, Зин?» тоже отсюда.

«Письмо к другу, или Зарисовка о Париже»

Высоцкий впервые попал в Европу в детстве, когда его отец Семён Владимирович переехал на новое место службы в восточногерманском Эберсвальде. Позже, будучи звездой, Высоцкий был вполне себе западно ориентированным человеком. Например, стал третьим в СССР, кто ездил на «мерседесе» (первым был Брежнев, а вторым — Сергей Михалков). А с Театром на Таганке Высоцкий побывал на гастролях в Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Германии и Польше.

Чаще всего Высоцкий посещал Париж, где жила его жена Марина Влади — французская актриса русского происхождения. Бард познакомился с ней, когда она приехала в Россию на гастроли. Когда в 1973 году Высоцкий получил от партии разрешение нанести ответный визит, они с Влади проехали на машине всю Европу от Москвы до Парижа.

В Париже Высоцкий бывал несколько раз в год, иногда отправляясь оттуда в США, Канаду, Мексику. Высоцкий жил в большом доме Марины Влади, записывал пластинки, выступал по ТВ, общался с Депардьё и Барышниковым, развлекался — в общем, жил как настоящая парижская богема.

И хотя снаружи казалось, что он идеально влился в этот дивный новый мир, внутри он чувствовал себя чужим среди своих. В песне «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже» Высоцкий поёт: «Я сам завёл с француженкою шашни, / У меня в друзьях теперь — и Пьер, и Жан». Но звучит грустное и самоироничное «Мы с тобой в Париже нужны — как в русской бане лыжи!».

«Всё позади — и КПЗ, и суд»

Невозможно было вырасти и жить в Стране Советов и никогда не слышать тюремной лирики — люди, вернувшиеся из лагерей после амнистии 1953-го, сплошь и рядом жили по соседству. Высоцкий тоже писал песни на тюремные и дворовые темы — их можно объединить в один блок.

Сам Высоцкий говорил, что его блатные песни правильно называть городскими романсами. На них он оттачивал свои поэтические навыки, а в 1964–1965 году бросил их писать.

Исследователи блатной песни считают, что песни Высоцкого гуманнее стереотипного блатняка и скорее стилизованы под него, другие утверждают, что певец писал самые настоящие дворовые песни, сочувствующие криминальному миру.

Высоцкий редко употреблял феню — воровские словечки звучали в песнях от силы пару раз, для колорита. Из этого правила бывали редкие исключения — например, песню «Татуировка» невозможно понять без словаря.

А ещё Высоцкий использовал в своей лирике популярные тропы блатной песни. Например, в песне «Всё позади — и КПЗ, и суд» он описывает мать, которая плачет, потому что сына отправляют в колонию, и дьявольские фигуры представителей власти — прокуроров и судей.

«Я полмира почти через злые бои»

Высоцкий был ребёнком, когда началась Великая Отечественная война. Но он был сыном военного и многое помнил о тыле — так что тему войны в своих песнях не мог обойти стороной. Лирическим героем этих песен был рядовой солдат.

Многие тексты Высоцкого про войну вполне себе пафосные и в духе официального искусства: он описывал героизм и самоотверженность, народное горе, сплочённость страны. Показывал войну как священный долг, дело чести, где солдаты «как женщин, боя ждали, врывшись в землю и снега». Такие песни вызывали слёзы у ветеранов и мурашки на коже у тех, кто войну не застал.

Но были и другие песни. Высоцкий обращался к тем сторонам войны, о которых не принято говорить и которыми невозможно гордиться: побирающимся в поездах калекам, спивающимся ветеранам, штрафникам, беспризорникам, воюющим зэкам. Такие песни не исполнялись на публичных выступлениях и встречах со зрителями.

Не была предназначена для больших залов и песня «Я полмира почти через злые бои…». Лирический герой возвращается с фронта, он принёс стране победу, но его личная жизнь разрушена: дома его не ждали, жена живёт с другим мужчиной.

А песня «Не ходи убивать» («Растревожили в логове старое зло») и вовсе пацифистская. Лирического героя нет, а Высоцкий от первого лица предостерегает солдата быть игрушкой в руках политиков и военных и отдавать свою жизнь за территории на карте или сомнительную славу: «Убиенный солдат — это только мертвец». Для выживших он приготовил другие предостережения — рождаемость в собственной стране войной не повысить, а в чужой насильно никого не осчастливить: «что вам надо в стране, где никто вас не ждёт».

«Летела жизнь»

В статье о лирике и о жизни Высоцкого нельзя обойти стороной тему алкоголя — он часто упоминал его в песнях. Пил сам поэт, пили его герои — и не только люди, но и сказочные существа, и даже олицетворения праздников: леший надирается в кафе, Новый год распивает шампанское, муза и чёрт хлещут коньяк, ни дня без стакана не может прожить Судьба. Часто герои убеждают себя и окружающих в спасительной силе алкоголя.

Быт героев-пьяниц Высоцкий описывал детально, вплоть до упоминания цен на водку, названий алкогольных коктейлей и их не всегда безопасных для здоровья составляющих — в духе поэмы «Москва — Петушки».

Например, в песне «Летела жизнь» лирический герой упоминает, как он и его знакомые пили разные синтетические вещества — и даже на стальной расплав замахивались. Всё это органично дополняет картину жизни человека, который вырос в бедности, а затем переходил с одной тяжёлой работы на другую. Вся его жизнь — сплошное выживание, так что он пьёт и пытается «спиртом обмануть пулю-дуру».

«После чемпионата мира по футболу. Разговор с женой»

Высоцкий с детства занимался спортивной гимнастикой. Его увлекали горнолыжный спорт, дайвинг, бокс, плавание, а трюки в кино он исполнял сам. Спортивная подготовка поддерживала Высоцкого в хорошей физической форме даже тогда, когда алкоголь и наркотики разрушали. Одна из его самых народных песен посвящена утренней гимнастике, ну а в клипе для советского телевидения он демонстрирует разные приёмы — ходит на руках, стоит на голове.

Манера Высоцкого петь с надрывом отлично шла песням о спорте — это добавляло пафоса тематике борьбы и преодоления себя. Владимир Семёнович написал около 30 песен про спорт, и многие из них напоминают документальные репортажи — так скрупулёзно исполнитель подходил к деталям. Благодаря ему мы теперь в подробностях знаем, как проходил чемпионат мира по футболу в 1970 году 😀

Высоцкий говорил, что не болеет за отдельные клубы, а поддерживает сборную. Песня «После чемпионата мира по футболу. Разговор с женой» написана по итогам чемпионата мира в Мексике 1970 года, за которым Высоцкий пристально следил, хотя и был занят на театральных гастролях. Певец отобрал свои самые любимые события мундиаля: впечатляющая игра Бышовца, забившего четыре гола, скандал с англичанином Муром, которого обвинили в краже, а также то, как Пеле уничтожил всех соперников. Послушать такую песню — как прочитать старую газету тех лет, только смешнее.



Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована