Кино
#статьи

Что такое троп в кино

И как использовать тропы в сценарии.

Иллюстрация: Patanedro / Freepik / Pinpng / Colowgee для Skillbox Media

Из нашей статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Что такое троп в кино

Троп — это узнаваемый сюжетный ход, ситуация или особенность персонажа, которые часто используют авторы книг, фильмов и видеоигр. Зрители видят троп — и сразу вспоминают, что уже видели подобный ход в другом произведении.

Например, обычный человек получает сверхспособности и спасает человечество — Гарри Поттер, Нео в «Матрице» или Пол Атрейдес в «Дюне». Девушка и парень из разных, порой враждебных сообществ влюбляются друг в друга — «Ромео и Джульетта», «Дикий ангел», «Серебряные коньки».

Кино часто воспроизводит тропы из других видов искусства, а также создаёт собственные. Тропом может быть персонаж: сумасшедший учёный, глупая блондинка или странный родственник в ситкоме. Или отдельная сцена: герой боевика отходит от здания, и оно взрывается у него за спиной.

Откуда взялись тропы и для чего их используют в сценариях

Изначально термин «троп» обозначал другое. В литературе тропами называют речевые обороты, которые используются в переносном значении и делают речь образной и выразительной. Это метафора, гипербола, аллегория, оксюморон и другие приёмы. Например: «Я вольным ветром пронёсся по жизни», «В сто сорок солнц закат пылал».

В кино тоже используют подобные приёмы. Пример визуальной метафоры в фильме «Матрица: Революция»: во время битвы Нео с армией агентов Смитов вокруг бушует буря. А вот пример противопоставления: в «Титанике» Джек и Роуз спасают ребёнка из затопленного водой коридора, а позднее циник и сноб Хокли подбирает другую девочку — чтобы получить место в спасательной шлюпке.

Кадр: фильм «Матрица» / Warner Bros.

Ещё Аристотель в трактате «Поэтика» описал набор элементов, из которых должно состоять литературное произведение. Он также определил обязательные составляющие характера персонажа. Аристотель утверждал, что искусство основано на подражании жизни — поэтому люди получают удовольствие, когда находят в историях знакомые сюжетные линии, а в героях — знакомые черты. Словом, чтобы рассказать хорошую историю, нужно опираться на узнаваемые вещи.

Повторяющиеся элементы в мифах, сказках и литературных произведениях называют литературными архетипами. Учёный Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» описал схожие черты в мифах разных народов. А Владимир Пропп в «Морфологии сказки» выделил повторяющиеся элементы в сказках. Например, герой нарушает запрет, вредитель наносит ущерб члену семьи героя, ложный герой требует чего-то, чего не заслуживает.

Великие режиссёры и сценаристы черпали вдохновение в мифологии. Например, Джордж Лукас создал «Звёздные войны» под влиянием «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. А Джеймс Кэмерон заимствовал синий цвет кожи народа нави в «Аватаре» у изображений богов в индуизме.

Чем троп отличается от клише, штампа и шаблона

Клише — это троп, который приелся и раздражает зрителя. Нам не удалось найти универсального описания, когда троп становится клише. Скорее всего, это происходит, когда троп появляется слишком часто в течение долгого времени. Например, закадровый смех использовали на ТВ несколько десятков лет, а сейчас он считается моветоном.

Некоторые локальные тропы, наоборот, зарождаются у нас на глазах. Например, «Джон Уик» положил начало моде на снятые средним планом сцены драк без частых монтажных склеек. Такой подход требует более серьёзной подготовки актёров, которым приходится выполнять трюки самим. Но если так будут делать во всех боевиках, зрители наверняка устанут.

10-минутная сцена драки в фильме «Взрывная блондинка», снятая одним планом

За время существования кино в нём набралось немало тропов, которые раздражают зрителей, — из них даже составляют подборки. Вот лишь некоторые примеры:

  • Прокурор неожиданно представляет свидетеля или новые доказательства прямо посреди судебного разбирательства.
  • Злодей обязательно хочет захватить мир.
  • В нужный момент герой теряет телефон / оружие / добавьте свой вариант.
  • Детектив собирает фотографии и газетные вырезки, развешивает их на стене и сутками смотрит на них.
  • Когда два соперника дерутся, один из них падает на землю, и «совершенно случайно» у него под рукой появляется то, с помощью чего он может завершить поединок.
  • Когда персонажи собираются поцеловаться в первый раз, их обязательно прерывают.
  • Если женщину в возрасте от 16 до 50 лет тошнит, значит, она беременна.
  • Подростков играют актёры минимум на 10 лет старше.

Самые известные кинотропы

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес утверждал, что все истории базируются на четырёх сюжетах: об осаждённом городе, о поиске, о возвращении, о самоубийстве бога — то есть самопожертвовании ради общего блага. А французский театровед Жорж Польти сформулировал целых 36 сюжетных коллизий, на которых строятся все драматические произведения.

Вот несколько сюжетных тропов, на которых стоят многие кинохиты.

Избранный

Герой, наделённый суперспособностью, спасает мир. Кроме уже упомянутых фильмов сюда можно отнести «Аватара», «Бегущего по лезвию», «Голодные игры», «Кунг-фу Панду» и другие.

От ненависти до любви

Истории, где мужчина и женщина сначала враждуют, а потом влюбляются. Либо состоят во враждующих кланах. Частный случай — отличница и хулиган, как Айгуль и Марат в «Слове пацана».

Преображающее путешествие

Истории о поиске или возвращении, реальном или метафорическом путешествии, которое меняет героя. «Форрест Гамп», «Интерстеллар», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Бедные-несчастные».

Обретённая семья

Когда герои находят близких среди тех, с кем не связаны кровными узами. Например, «Стражи Галактики» и японский фильм «Магазинные воришки».

Зло нападает

Большинство фильмов о пришельцах, кино о мистическом зле и маньяках.

Падение империи

Сюда можно отнести многие фильмы о гангстерах, например «Крёстного отца». Сначала герой строит криминальную империю, а потом расплачивается за грехи.

Как использовать тропы в сценарии и можно ли их переизобрести

Троп — это инструмент, который сценаристы обычно используют неосознанно. Но, если замечать в своих историях тропы, их можно модифицировать, чтобы сценарные повороты или решения сцен получались оригинальными.


Совместите несколько тропов

В последние годы целые жанры получили новую жизнь за счёт оригинального сочетания тропов.

Например, хорроры Джордана Пила устроены как конструкторы. В «Прочь» идея расовой дискриминации соединена с сюжетами о семье головорезов и смене тела. А в «Мы» уживаются вестерн, вторжение пришельцев и авантюрная попытка добиться признания и богатства.

В «Не дыши» авторы совмещают жизнеописание спецназовца на пенсии с историей об ограблении и клаустрофобным триллером в закрытой комнате.

Обыграйте троп юмором

На высмеивании тропов и клише построен целый жанр кинопародии.

И даже отдельные клишированные сцены выглядят свежо и небанально, если добавить юмора.

Обманите ожидания

Вывернуть троп наизнанку или изменить значимую деталь — отличный способ сказать новое слово.

Например, в большинстве фильмов о вторжении пришельцев они нападают на людей, чтобы истребить или поработить. На общем фоне фильм Дени Вильнёва «Прибытие», где этот троп изменён, выглядит подарком для любителей научной фантастики и приятным сюрпризом для тех, кто устал от клише враждебных чужестранцев.

Этот приём подходит и для отдельных сцен. В сериале «Миллиарды» есть сцена разговора, которая могла быть проходной, но прославилась необычным решением. Два героя ссорятся за звуконепроницаемым стеклом, а за ними, затаив дыхание, наблюдает толпа коллег. Мужчины кричат и жестикулируют — но они лишь разыгрывают ссору, а на самом деле признаваются друг другу в братской любви.

А в этой минутной боевой сцене из «Мстителей» авторы несколько раз ломают привычные клише и обманывают ожидания. Соколиный Глаз стреляет из лука в летящего на колеснице злодея Локи. Но промахивается — Локи невозмутимо ловит стрелу. На этом эпизод мог бы окончиться, но тут стрела взрывается: ожидания зрителя не оправдались. К упавшему Локи поспевает Халк и готовится наброситься на него — но Локи останавливает Халка пафосной речью. Этот троп тоже опрокидывается: не дослушав, Халк беспощадно дубасит грозного антагониста.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована