Почему все смотрят «Обречённых на славу»
Кинокритик Фёдор Дубшан посмотрел новый пеплум Amazon Prime и выяснил, на что на самом деле обречены его герои.
Кадр: сериал «Обречённые на славу» / Centropolis Entertainment
18 июля в стримингах Peacock и Amazon Prime вышел сериал Роланда Эммериха «Обречённые на славу» — об интригах и гладиаторских играх в Древнем Риме. Разбираемся, каким выглядит Вечный город и его вечные грехи — и достойно ли шоу того, чтоб показать ему большой палец вверх?
Что происходит на экране
В оригинале сериал называется Those About to Die — «Идущие на смерть». Так гладиаторы приветствовали императора, выходя на арену. В шоу Эммериха гладиаторов предостаточно — мы видим огромную индустрию развлечений, где вращаются огромные же суммы денариев. Само собой, не обошлось и без другого кровавого римского вида спорта — гонок на колесницах. Беззащитные рабы рискуют собой на потеху толпы не просто так: это часть политической игры, которая призвана отвлекать чернь от насущных проблем с помощью зрелищ.
Престарелый император Веспасиан, которого играет сам патриарх Голливуда Энтони Хопкинс, предчувствует скорую смерть и не знает, кого из сыновей сделать наследником трона — вернее, императорского курульного кресла. Это, конечно же, вызывает борьбу между братьями. Старший брат, Тит (Том Хьюз, принц Альберт из «Виктории»), — успешный полководец, который покорил взбунтовавшийся Иерусалим. Противостоит ему эдил Домициан (Джоджо Макари) — ему же и предстоит организовать все эти смертоубийственные игры.
В поисках денег и союзников Домициан обращается к плебею Тенаксу (Иван Реон, незабвенный Рамси Болтон из «Игры престолов»), в своём роде императору римского криминального подполья и владельцу самой крупной таверны, где делаются ставки на бега. Тенакс безжалостен, но не такой психопат, как Рамси: милосердие стучится в его сердце. Он амбициозен и хочет войти в круг римской элиты, основав ещё одну гоночную команду, — хотя по традиции их может быть только четыре. Для этого Тенаксу нужно защититься от влиятельных конкурентов, переманить к себе лучшего гонщика — Скорпа (Димитри Леонидас), раздобыть лучшие колесницы и лучших коней.
В это же время в бурлящий Рим разными путями попадают провинциалы, которым тоже суждено сыграть свою роль в интригах. Братья-испанцы Фонсоа (Пепе Барросо) и Элиа (Гонсало Альмейда) приехали продать великолепных андалузских жеребцов, а их брат Андриа (Энеко Сагардой) мечтает сделаться колесничим не хуже Скорпа. А нумидийка Кала (Сара Мартинс) хочет выкупить из рабства своих дочерей, Ауру (Кишан Уилсон) и Юлу (Алисия Эдогаме), и сына, Кваме (Моэ Хашим), которого римляне сделали гладиатором.
Это лишь краткое описание основных сюжетных арок, без учёта второстепенных линий и сложных отношений между героями. Поначалу в них легко запутаться, как в грязных римских переулках. Идея, которую шоураннеры Роланд Эммерих и Марко Кройцпайнтнер представили на питчинге, похоже, выглядела так: скрестить политический триллер вроде «Игры престолов» со спортивной драмой и криминальным боевиком, поместить всё это в антураж двухтысячелетней давности — и снять это в бодром духе Гая Ричи.
Давненько не было ничего похожего — подобные сериалы-пеплумы, вроде культового «Рима» Бруно Хеллера и «Спартака» Стивена С. Денайта, где драмы и политики было поменьше, а жестокости и обнажёнки — побольше, сняты уже давно — более десяти лет назад.
Создатели «Обречённых на славу», похоже, пытаются привлечь аудиторию обоих шоу: закручивая сложную политическую интригу, но сдобрив её бодрой кровожадностью. Вдобавок совсем скоро, 22 ноября, выходит второй «Гладиатор» Ридли Скотта, и публика уже взбудоражена и предвкушает.
Как это было на самом деле
Уместно вспомнить Ридли Скотта ещё и вот почему: в основу сериала Эммериха легла одноимённая книга Дэниела Мэнникса — она же вдохновила создателей фильма «Гладиатор». Критики упрекают Мэнникса в преувеличении фактов и любви к сенсациям.
То самое приветствие гладиаторов «Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя» приводит римский историк Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати цезарей». И хотя оно стало расхожим, на деле приветствие не было ни типичным, ни традиционным.
Похоже, выступающие на арене пленники и преступники (то есть даже не профессиональные гладиаторы) лишь раз обратились так к императору Клавдию в надежде на помилование. И не получили его.
Неясно до конца и значение жеста pollice verso — поворота большого пальца вверх или вниз. Возможно, палец вверх изображал меч и означал убийство побеждённого гладиатора. А чтобы потребовать пощады, нужно было зажать большой палец в кулак, как бы спрятать его в ножны.
Клавдий, страстный поклонник гладиаторских боёв, сам выступал на арене. Кстати, это было не слишком прилично для аристократа. Что до Веспасиана, одного из главных героев «Обречённых», то он был первым римским императором-неаристократом. Его дед был всего-навсего крестьянином, а отец — из сословия всадников. Но сам он сделал хорошую карьеру и во время гражданской войны, разразившейся после смерти Нерона, провозгласил себя императором.
После тирании Нерона и смутного междуцарствия это было не самое плохое время для империи: Веспасиан был деятельным, практичным, открытым простым людям — правда, бережливым до скупости. Именно он заявил «деньги не пахнут» — когда объяснял сыну Титу, почему обложил налогом общественные уборные. Он вообще обладал неплохим чувством юмора: перед смертью заявил «увы, кажется, я становлюсь богом», а умер стоя, потребовав поднять его, как подобает императору. Эти сцены, кстати, есть в сериале. Правда, Веспасиан умер в 69 лет, а Энтони Хопкинсу все 86.
С другой стороны, именно при Веспасиане началась политика подкупа плебса бесплатными раздачами еды и развлечениями ради укрепления власти. Как это сформулировал сатирик Ювенал:
«Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим <…>
…о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!…»
Веспасиан же начал строить гигантский амфитеатр Флавиев на 50 тысяч зрителей, который мы сейчас знаем как Колизей. Деньги на строительство римляне вывезли из разорённой Иудеи. Этот сюжет, а также история реальной любви Тита к иудейской царице Беренике, правнучке библейского царя Ирода, стали одними из важнейших линий в сериале. Тита, впрочем, здесь поначалу зовут генералом — но такого звания у римлян сроду не было. И то, что он у Эммериха щеголяет густой бородой, совершенный вымысел: римляне того времени чисто брились, презирая растительность на лице как проявление варварства. Моду на бороду завёл только император Адриан лет на сорок позже: он растил её, чтобы скрыть шрамы и бородавки на лице.
Странновато выглядят и наряды римлян: традиционные тоги почти не появляются в кадре, зато богачи носят декадентские расшитые хитоны. Впрочем, это можно списать на то, что тога была неудобной одеждой, которую надевали только по торжественным случаям, — вроде нашего костюма с галстуком. Приходилось даже принимать законы, чтоб в общественные места римляне надевали тогу.
Не носили римляне и напульсников, без которых не обходится, кажется, ни один пеплум. А уж кожаные доспехи, в которые нарядил Эммерих легионеров, и вовсе никакого отношения к реальности не имеют.
А вот гладиаторы показаны довольно похоже на правду; уж точно правдоподобнее, чем в том же «Гладиаторе» Ридли Скотта. Тут хотя бы видно, что авторы имеют представление о разных типах бойцов.
Нумидийца Кваме берут в ретиарии с сетью и трезубцем, потому что это требует вёрткости и быстроты. А его главный противник, устрашающий Фламма, — явно «фракиец» с кривым мечом-сикой, обмотками на ногах, квадратным щитом и наручем.
Гонки колесниц показаны во многом точно. Правда, никаких «андалузских» коней там быть не могло, потому что название «Андалусия» появилось позже — в эпоху Великого переселения народов.
Четыре команды гонщиков-колесничих действительно существовали. Это были «Красные», «Белые», «Зелёные» и «Синие», а при Домициане появились ещё и «Золотые» — которых, по сюжету сериала, и пытается запустить Тенакс. Большой цирк в Риме, где проходили скачки, мог вместить 150 тысяч зрителей — больше, чем Колизей! Ездили, правда, по трассе, разделённой барьерами, но крушения и столкновения всё равно случались, а лошади и гонщики жили недолго. Самым знаменитым возницей своего времени и вправду был испанец Скорп, выкупивший себя из рабства на гонорары от гонок.
Скорп одержал более 2000 побед и погиб, похоже, в одной из аварий в 27 лет. Римский поэт Марциал, фанат гонщика, написал в одной из своих эпиграмм:
«О преступление! Скорп, на пороге юности взятый,
Ты умираешь и вот чёрных впрягаешь коней,
На колеснице всегда твой путь был кратким и быстрым,
Но почему же так скор был и твой жизненный путь?»
У всех этих развлечений было ещё одно измерение — религиозное. Гладиаторские бои произошли от погребальных обрядов этрусков, которыми сражающиеся провожали покойного в загробный мир. А скачки на колесницах изначально назывались Эквириями и проводились в феврале и марте в честь бога войны Марса. Для римлян общественная деятельность, политика и сакральные ритуалы были единым целым, а вера в богов никогда не покидала их сознание.
Читайте также:
Зачем это смотреть
Понятно, что в сериале Эммериха мы не увидим ментальности той эпохи. Шоураннерам хотелось провести прямые аналогии между римскими реалиями и нашим временем. «Многое кажется актуальным и для нашего нынешнего общества — от переплетения политики со спортом до разных спортивных дисциплин, которые тоже не слишком изменились за последние 2000 лет, — сказал Эммерих в интервью NBC. — Самое захватывающее массовое зрелище — это по-прежнему два дерущихся на арене мужчины, колесницы сегодня называются гоночными автомобилями, а их водители по-прежнему попадают в аварии и часто расплачиваются за это своими жизнями».
А ещё создатели поддерживают тренд на критику колониализма. Линии нумидийки Калы и её детей и пленных иудеев с царицей Береникой — это отчётливый упрёк в адрес колониальных держав, которые высасывают соки из покорённых народов, чтоб собственные элиты могли наслаждаться роскошной жизнью, а массы — забыться перед бесконечными шоу, пока цивилизация скатывается в коррупцию и деградирует.
Что иронично, сериал Эммериха и сам представляет такое шоу: создатели откровенно больше интересуются зрелищностью и античной экзотикой, чем прогрессивными ценностями. Такими были старые голливудские пеплумы, романы вроде «Спартака» Джованьоли или картины Лоуренса Альма-Тадемы.
Правда, впечатлить зрителя зрелищностью не всегда удаётся. Виды Вечного города с высоты птичьего полёта нарисованы так себе, львы на арене — совсем уж дешёвые CGI, да и сцены на улицах Рима, кажется, сняты в одном и том же переулке итальянской студии «Чинечитта», где создавали сериал.
Но есть и хорошие моменты. Колесницы врезаются и разбиваются в щепки, гладиаторы увлечённо кромсают друг друга в крупном плане; Иван Реон бросает злодейские взгляды или цинично ухмыляется, сэр Энтони Хопкинс даёт настоящий мастер-класс британской театральной школы, вызывая в памяти всех шекспировских Юлиев Цезарей и Кориоланов.
Всё это и вдобавок ощущение того, что сам Рим медленно сползает к очередной катастрофе, выглядит эпично и достойно автора «Дня независимости» и «Послезавтра». Сериал пытается успеть везде сразу: стать и исторической лентой, и приключенческим боевиком, и социальным комментарием; он, может, не везде преуспевает, но, если дать ему шанс, вполне способен доставить удовольствие даже взыскательному патрицию у телеэкрана.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс