«Волшебница и злой офицер»: романтика с привкусом сатиры
Эффектные превращения, ушлый кот-фамильяр и спасение мира — в лучших традициях «Сейлор Мун».
Кадр: анимационный сериал «Волшебница и злой офицер» / Bones
Аниме-сериалы о девочках-волшебницах стали настоящим прорывом в девяностые. В них создатели поднимали темы женской дружбы, взросления, первой влюблённости. А еще героинь наделили недюжинной физической силой, которую до этого зачастую приписывали только мужским персонажам. С тех пор акценты в поп-культуре сместились, и многие темы в кино уже не вызывают удивления. Но жанр махо-сёдзё продолжает развиваться, постепенно приходя к новым формулам. «Волшебница и злой офицер» — наглядный тому пример. Балансируя между классическими приёмами жанра и тропом «от ненависти до любви», создатели смогли подарить зрителям очаровательную деконструкцию с ноткой сатиры.
В этой статье расскажем:
О чём расскажет аниме
В основе сюжета — события одноимённой манги 2013 года от Кокоа Фудзивары. Сама мангака, к сожалению, так и не узнала, что её историю экранизировали. Она скончалась задолго до начала работы над аниме-адаптацией, в 2015 году, когда манга ещё выходила в японском журнале Gangan Joker. Первые два тома Фудзивара успела опубликовать сама, а разрешение на выпуск третьего дала семья покойной.
Сценаристы не стали расширять оригинальную историю новыми сюжетными линиями и работали исключительно с наследием самой мангаки. Поэтому первый сезон получился коротким: каждая из 12 серий длится не дольше 13 минут. Впрочем, это не помешало создателям показать на экране яркую историю с интересными персонажами.
Главные герои поначалу кажутся слишком разными для того, чтобы между ними могли возникнуть чувства. Злой офицер Мира — умный, холодный, серьёзный и расчётливый парень. А ещё он правая рука таинственного короля и лидер Злой организации, которая стремится разрушить всё на своём пути. Правда, зачем это нужно — создатели не объясняют, и потому мотивация Миры и его сообщников кажется крайне расплывчатой.
Когда злой офицер нападает на Землю с армией монстров, на защиту мира становится девочка-волшебница Бякуя Мимори. Она добрая, сострадательная, ответственная и всегда старается поступать правильно. А поскольку быть волшебницей — её работа, Бякуя трудится ответственно и прилежно. Точно так же, как в супермаркете, баре, цветочном магазине и ещё множестве мест, где она подрабатывает. У Мимори нет ощущения, что она спасает мир, — для неё это просто одна из множества повседневных задач. А за подработки она берётся, поскольку живёт очень бедно.
В момент встречи с Мирой случается неожиданное: вместо того чтобы драться с Бякуей, офицер бесповоротно в неё влюбляется. Для руководителя Злой организации влюбиться в кого-то — просто немыслимо, и он борется с чувствами из всех сил. Антагонист начинает преследовать девочку-волшебницу, утверждая, что пытается собрать побольше сведений о враге.
На самом деле Мира пытается понять, чем можно порадовать Бякую, как она любит проводить время и какие подарки ей по душе. Постепенно злой офицер узнаёт и о том, как много трудностей в жизни волшебницы. Она часто забывает поесть из-за большого количества работы и практически не отдыхает. А ещё живёт в маленькой старой квартире за 9000 японских иен в месяц. Условия за такую цену соответствующие — например, спать ей приходится на полу.
Ко всему перечисленному добавляется личная драма — Бякуя сирота, всё детство она провела в приюте. Кому после таких откровений не захочется её защитить? Вот и Мира с каждым днём всё сильнее привязывается к девушке. Он покупает ей еду, угощает чаем, помогает с рабочими поручениями и подолгу гуляет с Бякуей в парке. Несмотря на сильные чувства к Мимори, Мира часто одёргивает себя. Он руководитель Злой организации, ему полагается уничтожить девочку-волшебницу — и потому никто из коллег не должен узнать, зачем на самом деле он видится с Бякуей каждый день.
Фомальгаут — ещё один член Злой организации и друг Миры — начинает подозревать неладное. Он хочет помочь товарищу развеять слухи о влюблённости в девочку-волшебницу. И предлагает отправиться на следующую «миссию» к Бякуе вместе, чтобы позже доложить коллегам из организации, как тщательно Мира исполняет план по уничтожению Мимори. При этом сам Фомальгаут едва ли тянет на злодея. Он весёлый, преданный и очень мягкий. В прошлом Мира даже предлагал другу покинуть Злую организацию из-за его чрезмерной доброты. И хотя сам Фомальгаут больше любит играть с мячом, чем творить злые дела, его восхищает беспощадность офицера.
Всего последователей Короля Зла семеро: Мира, Фомальгаут, Беллатрикс, Альцион, Бетельгейзе, Спика и Садальсууд. Их имена отсылают к названиям существующих в реальности звёзд. Это наталкивает на мысль, что, несмотря на окружающий мрак (как в космосе), они всё равно излучают свет. Беллактрикс с виду холодная и спокойная девушка, но при этом тайно влюблена в Миру. Альцион больше напоминает трикстера, который любит раззадоривать компанию. Бетельгейзе, напротив, слишком серьёзен и к своей работе в Злой организации подходит со всей ответственностью. У Садальсууда есть и тёмные стороны, и светлые. Временами он не прочь пошутить, но затем вновь возвращается к своим «мрачным» делам.
Бякую тоже окружают интересные персонажи. По классике махо-сёдзё, у каждой девочки-волшебницы есть фамильяр. Мимори достаётся огромный карикатурный кот, который пьёт пиво, курит и шатается по барам вместо того, чтобы помогать своей подопечной. Зная, что Бякуе нужны деньги и она готова на любую работу, он пытается то продать видео, где волшебница дерётся в короткой юбке, то заставить её работать в ресторане без нижнего белья.
Полная противоположность Мимори — ещё одна девочка-волшебница, Хибана Кагари. Она бойкая, дерзкая, импульсивная. В средней школе девчонки были близкими подругами. И хотя Хибана весьма агрессивно проявляет свои эмоции (даже самые светлые), она до сих пор очень привязана к Мимори. У Кагари тоже есть фамильяр-птица, который, в отличие от кота Бякуи, преданно заботится о своей подопечной.
Второстепенные герои здесь раскрываются ничуть не хуже главных, а их присутствие добавляет в тайтл изрядную долю сатиры. Высмеивая клише в поведении традиционных героев жанра, «Волшебница и злой офицер» не превращается в замысловатый стёб. Скорее, тайтл становится очаровательно милым в своей неловкости. Чудаковатость персонажей подчёркивает, как сильно размыта грань между настоящим добром и злом.
Как создатели деконструируют жанр
За адаптацию манги взялась студия Bones. Культовые тайтлы «Ковбой Бибоп», «Стальной алхимик», «Моб Психо 100» и «Моя геройская академия» — их творения. Почерк создателей узнать довольно сложно: уж слишком отличается атмосфера в «Волшебнице» от других работ студии. Но, присмотревшись, опытный фанат найдёт в тайтле визитные карточки Bones: плавную анимацию, хореографическую постановку битв, детализированный дизайн персонажей. И хотя иногда кадры сменяют друг друга стремительно, зрителя не «укачает». Это выглядит уместно, поскольку хорошо передаёт хаотичность событий сериала. А ещё создатели не боятся играть с цветом и вовсю используют его, чтобы передать настроение персонажей. Вокруг Бякуи часто рисуют нежные пастельные фоны, в то время как Миру окружают тёмные тона.
Во время волшебной трансформации Мимори на экране разворачивается настоящее буйство красок. Такое яркая цветовая палитра и внимание к деталям всегда были неотъемлемой частью махо-сёдзё. Например, Наоко Такэути, создательница культового аниме «Красавица-воин Сейлор Мун», часто находила вдохновение в глянцевых журналах. Прототипом для свадебного наряда принцессы Лунного королевства стало платье от Dior, а блузка героини Хотару Томоэ (Сейлор Сатурн) вдохновлена показом Mugler 1992 года. Но не это выделяет историю Сейлор Мун среди других махо-сёдзё. До 1960–1970-х годов жанр рассказывал о мечтательных и пассивных девушках, которых волнуют только отношения. И тут на экраны выходит аниме, где пять школьниц взрослеют, развиваются как личности, самостоятельно решают свои проблемы и параллельно умудряются спасать мир.
Следующей знаковой историей о девочках-волшебницах стала «Сакура — собирательница карт». Создатели аниме начали обращаться к ещё более взрослым темам. Главная героиня теряет мать в совсем юном возрасте и страдает из-за этого. А одноклассница Сакуры влюбляется в учителя Тэраду, напоминающего ей отца, который редко бывает дома из-за работы. Тем не менее это аниме сохраняет свойственные махо-сёдзё детскую наивность и надежду на то, что всё закончится благополучно. Здесь нет ощущения неотвратимой опасности, которая нависает над героями. Все события — жизненные уроки, усвоив которые персонажи станут сильнее и мудрее.
С годами махо-сёдзё продолжал развиваться. Эпоха постмодерна вкупе с экзистенциальными вопросами подарила нам ещё один культовый тайтл — «Девочка-волшебница Мадока». Зрители привыкли видеть в махо-сёдзё ярких героинь, обладающих магическими силами. Но так ли замечательно положение девочки-волшебницы? Что стоит за этой слащавой картинкой? Правда нависает над героинями «Мадоки» тяжким бременем, которое не каждая способна вынести. Волшебница не борется со злом во имя торжества света. А счастья она приносит столько же, сколько потом причинит боли.
В отличие от предшественниц, «Волшебница и злой офицер» не выстраивает сложных концепций. Создатели тайтла используют юмор, чтобы переосмыслить узнаваемые признаки махо-сёдзё и его классические типажи. На фоне коварного фамильяра Мадоки Кюбэя, хранившего секрет мироздания, огромный отвязный кот Бякуи выглядит комично. Да и сама Мимори не заинтересована в работе волшебницы настолько, чтобы задаваться философскими вопросами. Вместо того чтобы дальше повышать градус мрачности, создатели сериала не стесняются иронизировать над жанром, добавляя элементы ромкома.
Как волшебницы борются со стереотипами
Несмотря на комедийность тайтла, его создатели поднимают довольно важную тему: ценность женской дружбы. Фамильяры раз за разом пытаются сталкивать девочек-волшебниц, чтобы выяснить, кто круче. В такие моменты им наплевать на чувства девушек, для фамильяров это лишь способ доказать собственную значимость.
Хибана, хоть и кажется на первый взгляд довольно сумасбродной, в такие моменты удивляет других персонажей своей мудростью. Она каждый раз объясняет, что стравливать её и Бякую совершенно бессмысленно. Несмотря на все различия между героинями, женская дружба для них гораздо важнее, чем какое-то там соперничество.
И хотя Бякуя с Хибаной разительно отличаются друг от друга, их тандем отлично смотрится на экране. Они редко видятся, по-разному относятся к работе и выражают свои эмоции, но это не мешает им быть подругами. Такой посыл прямо следует традициям махо-сёдзё, заложенным во времена «Сейлор Мун».
Здесь женская дружба не привязана к стереотипным клише, где девушки собираются вместе лишь для того, чтобы обсудить мужчин и новые наряды. И пусть временами Бякуя ведёт себя отстранённо по отношению к Хибане, та не стесняется обниматься при встрече и печь ей печенье на Новый год.
Как эмоции задают атмосферу
Тема эмоций — ключевая в этом тайтле. Например, Бякуя поначалу кажется наивной и совершенно оторванной от реальности. Но по ходу развития сюжета мы узнаём, что она росла без родителей и теперь страшно боится доставить кому-то неудобства, ведь придётся снова пережить чей-то уход из своей жизни. Из-за этого временами создаётся ощущение, что ей все одинаково безразличны. Но ближе к концу сезона зрители поймут, что это не так. Размышляя о природе своих чувств к Мире, Бякуя всё лучше понимает не только окружающий мир, но и своё место в нём. Она учится говорить «нет», больше не старается быть удобной и перестаёт дистанцироваться от людей.
В то же время Мира, наоборот, пытается побороть свою человечность. Всю жизнь он был злодеем и теперь не до конца понимает, что пробудило в нём тёплые чувства, и как с этим бороться. Внутренний конфликт злого офицера ставит вопрос ребром — что важнее: долг перед организацией и подчинёнными или любовь к волшебнице? При этом Мира делает всё, чтобы расположить девочку-волшебницу к себе. Несмотря на все свои душевные терзания, он ежедневно приходит в парк, чтобы увидеться с Бякуей и узнать, как прошёл её день.
Чтобы подчеркнуть, какие эмоции в сцене испытывают герои, их подробно отображают в рисовке. Любые перемены настроения влияют на облик героев. Например, когда Мира особенно умиляется поведением Бякуи, у него разбиваются очки. Порой создатели меняют не только детали: в моменты особой экспрессивности персонажей изображают больше похожими на фигурки, чем на людей, а их движения делают размашистыми.
Драма второстепенных персонажей тоже заслуживает внимания: создатели успевают раскрыть и мотивацию фамильяров, и внутреннюю мягкость Хибаны. Здесь тайтл продолжает исследовать темы дружбы, соперничества, принятия себя. Такая динамика не просто бросает вызов классическому рассказу о добре и зле, но и исследует вопросы морали — в виде шутки, которая находит отклик как у давних поклонников жанра, так и у новых зрителей.
«Волшебница и злой офицер» — очаровательная деконструкция жанра, заигрывающая то с элементами романтических комедий, то с клише из махо-сёдзё. Связь Бякуи и Миры показывают очень тонко, фокусируясь на эмоциях, а не физическом влечении. Приятным бонусом станет длительность серий — за 10 минут каждого эпизода создатели успевают и растопить сердца зрителей очередным взаимодействием главных героев, и затронуть актуальные темы. Если вы любите тайтлы, где основная любовная линия будет развиваться плавно, без филлерных драм между персонажами и эмоциональных качелей, — это аниме для вас.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс