«После премьеры я почти разрыдалась, потому что была очень счастлива и горда собой»
На карантине Саша решила, что хочет рассказывать красивые истории. За год она сняла короткометражный фильм и устроилась ассистентом в видеопродакшн.
b2b conference group / flickr
Александра Шувалова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Прокачала сценарные навыки, сняла свой первый фильм и устроилась на работу ассистентом продюсера.
В интервью Александра рассказала:
- почему нельзя работать над кино в одиночку;
- насколько трудно быть ассистентом режиссёра;
- зачем режиссёру курсы актёрского мастерства;
- как она помогла аргентинскому мальчику заговорить.
— В прошлом году вышел твой первый короткометражный фильм. Расскажи, как родилась идея и как всё было дальше.
— Мысль снять что-то профессиональное пришла после вебинара Skillbox по теме «Этический код». Там мы обсуждали домашнее задание, в котором нас просили прописать для себя всё, что волнует, бесит, из-за чего возникает диссонанс. Когда очередь дошла до меня, я рассказала, как мои мама и бабушка часто напоминали мне о вложениях в моих репетиторов, в конкурсы и поездки. Из-за этого у меня появлялось чувство вины. Я боялась, что не сумею возместить все их затраты и прогорю как инвестиция. Так что сюжет родился не просто так. Сразу после этого учебного занятия я подумала, что точно хочу снять фильм, и на следующий день села за сценарий.
— То есть над фильмом ты работала одна?
— Да, я воспользовалась своим опытом работы и спродюсировала производство самостоятельно. Сейчас я понимаю, что так делать нельзя. Нужно искать ассистента, который будет и с актёрами договариваться, и локации выбирать. Иначе у режиссёра останется минимум времени и сил.
— Как ты себя чувствовала после премьеры?
— Я почти разрыдалась, потому что была очень горда собой и счастлива. А началось всё со страха, что у меня ничего не получится. Да, вышло не идеально, нужно ещё много всего переделать. Да, я получила немало критики. Но главное, что я это сделала.
— Сколько денег потратила?
— Около 50 тысяч рублей. Я завела себе отдельный счёт и с каждого дохода откладывала ровно половину. Сумма накопилась быстро. Если хочешь, то сделаешь. Это классное правило, которое, к счастью, работает везде.
Кстати, мне хочется переснять фильм с другим бюджетом, потому что задумка классная, но сценарий немного недоработан. Преподаватели в Skillbox поддерживают эту идею и даже советуют отправлять работу на фестивали.
— Как думаешь, в чём ты тогда ошиблась?
— Ошибки, к счастью или к сожалению, неизбежны. Первая работа на то и первая, чтобы я посмотрела, где у меня проблемы. И поэтому я кое-что уяснила для себя. Если я изначально задаю абсурдный мотив, то всё дальнейшее повествование должно идти в том же ключе: в абсурдном или полуабсурдном. В своём фильме я пыталась всё максимально приблизить к жизни. Но некоторые люди просто не поверили в мою задумку и сказали, что так не бывает. Поэтому в будущем я немного поменяю подход.
«Всё началось со страха, что ничего не получится»
— Как ты поняла, что хочешь быть режиссёром?
— Раньше я пробовала играть на сцене, петь в ансамбле и сольно, ставить хореографические номера и последние звонки в школе. Тогда я пыталась определиться со своим призванием и спрашивала людей, в какой профессии они меня видят. Однажды кто-то сказал, что я создана для режиссуры. И я поняла, что не просто так всегда стремлюсь в руководители.
Во время карантина я окончательно убедилась, что хочу красиво рассказывать истории. Пробовала снимать видео и писать сценарии. Было много времени позалипать на YouTube и посмотреть, как люди делают кино. И тогда я решила заняться этим серьёзно.
— И с чего начала?
— Я нашла вакансию ассистента режиссёра на mediajobs.ru. Это была огромная удача, потому что таких предложений бывает очень мало. Чаще всего ищут ассистентов продюсера с огромным опытом работы, а это уже что-то более высокоуровневое. По сути, я уже тогда была продюсером производства. На мне оказалось больше обязанностей, чем обычно бывает у ассистента режиссёра, но тогда я не умела делегировать.
Поначалу было особенно трудно. Я писала незнакомым людям, которым безразличны я и мой проект, и уговаривала их. Одних просила сняться в сериале, других — одолжить реквизит, с третьими договаривалась о локации. Раньше мне казалось, что я потрясающе общаюсь с людьми, но на этой работе мне выпадали всё новые и новые челленджи. Это меня сильно прокачало. Кстати, я до сих пор иногда проверяю вакансии — опыт всегда пригодится.
— Чем ты занимаешься сейчас?
— Я работаю ассистентом продюсера в продакшене «Чайка». Мы сотрудничаем с GQ Russia. Снимаем для их каналов на YouTube и в TikTok.
— У тебя есть псевдоним — Шу. Как часто ты используешь его в жизни и профессиональной деятельности?
— Я использую его всегда. Знаю по опыту: Саш на площадке может быть много, а Шу только одна — все сразу понимают, о ком идёт речь. Представляясь как Шу, я закрепляю в головах других людей свой образ.
«Актёры воплощают чужой замысел, а режиссёры — свой. Второй вариант мне ближе»
— Кстати, в каком жанре кино ты хотела бы работать?
— Я хотела бы что-то изменить в кино, повлиять на кинопроизводство в стране. У меня есть мечта: я хочу снять мюзикл, потому что музыка всегда по жизни рядом со мной. К сожалению, в этом мире не так много людей, которые действительно любят этот жанр. Хочется достучаться до них и сказать, что мюзикл есть внутри у каждого, просто мы не всегда его чувствуем и слышим.
— Как твоя жизнь связана с музыкой?
— Ещё в детстве мама записала меня на вокал по принципу «Знакомая сына туда отдала, давай и ты походишь». К тому же бесплатно. И я занималась вокалом целых десять лет. У меня получалось, мне даже говорили, что я будущая звезда. Но я пошла немного по другой дороге.
— Может, тебе это ещё пригодится :)
— Я очень на это надеюсь. Возможно, я даже сама снимусь в мюзикле, потому что петь и танцевать — это моё.
— Не боишься растеряться перед камерой?
— Нет. Кроме вокала я какое-то время занималась актёрским мастерством на курсах «КИНО_КРИКИ». Меня привлекло то, что их преподаватели либо профессионалы в сфере кино, либо очень хорошо себя в ней чувствуют. На одном кастинге преподаватель сказал мне: «Саш, я думаю, что у тебя получится». Эти слова меня вдохновили, с меня как будто бы свалились цепи.
— Актёрское мастерство тебе помогает в режиссуре? Важно ли это вообще?
— После курсов я представляю, что чувствуют актёры. Своего рода эмпатия. И это тяжело: воспитывать в себе любовь к людям, которых ты не знаешь. Но работа актёра как раз про это. Ты должен испытывать любовь к своему партнёру, потому что он — это лучшее, что может с тобой случиться.
— Почему ты не захотела быть актрисой дальше?
— Мне очень нравится играть, но я не сделала это своей профессией. Не хотела бы, чтобы от этого зависели мой заработок и рост, потому что актёры воплощают чужой замысел, а режиссёры — свой. И второй вариант мне ближе.
«Благодаря курсу я чувствую себя внутри индустрии»
— Поговорим об учёбе. Ты чему-нибудь училась с нуля?
— Пожалуй, сценарному мастерству. Когда я только начинала учёбу, я просто умела хорошо писать тексты. Но сценарное мастерство — это не художественный текст и не публицистика, с которыми я работала до этого. Это вообще другое. Пришлось заново учиться писать.
— По твоему опыту, эффективно ли учиться режиссуре на онлайн-курсах?
— Одно могу сказать точно — благодаря курсу я чувствую себя внутри индустрии. Общаюсь с людьми, которые каждый день встают с мыслями о кино. И это очень классно: как учить английский язык в Англии. Огромная мотивация и пинок под зад. И даже если страшно с чем-то не справиться, теперь я чувствую себя более уверенно, потому что у меня за спиной всегда есть люди.
— А какие у тебя отношения с преподавателями?
— Я сразу поладила с Дмитрием Куповых, создателем студии «Свободное кино». Мы хорошо с ним общаемся, он со многим помогает. И есть ещё два преподавателя, Владимир Кудряшов и Сергей Буров — они как два полицейских, добродушный и строгий. Мне очень нравится, что у них разные подходы к оценке проектов. Один раскритикует любую работу, как бы сильно вы ни старались, а другой скажет: «Ты мой хороший, у тебя всё получается». На мой взгляд, у них идеальный союз.
— Ты уже думала, каким будет твой дипломный проект?
— В конце курса мы будем снимать веб-сериалы. Но пока я не думала об этом как о дипломном проекте. У меня на этот год есть личная цель — снять сериал-мюзикл в TikTok. Пока не буду раскрывать карты, но попробовать стоит, потому что TikTok — это пока что самая музыкальная из всех платформ. К тому же при равных затратах там раскрутиться проще, чем на том же YouTube.
— Скажи, Саша, а помимо кино тебе была интересна какая-нибудь другая профессия?
— Раньше я думала, что у меня всё получится с программированием, потому что занималась им в университете. Поэтому было несложно представить себя в очках где-то в Кремниевой долине за макбуком и с кофе. Ещё я представляла себя в интернет-маркетинге: воображала себя в приталенном пиджаке, с красными губами, на каблуках, рассказывающей людям о том, как они будут счастливы, если купят мой продукт. Я думала, что брошу университет, займусь маркетингом и стану зарабатывать много денег. Мне нравилось воздействовать на людей визуально и работать с их эмоциями. Заставлять чувствовать то, что хочу. Но тут мы опять приходим к режиссуре.
«Помогать людям — моя потребность»
— Перед интервью мы выяснили, что ты знаешь английский, испанский, немецкий и ещё планируешь заговорить на французском. Зачем тебе столько?
— Мотивации как таковой нет. Если говорить про французский, то я учу его чисто из лингвистического интереса. Я просто люблю воспринимать мир через язык. Во многом поэтому я однажды поехала в Аргентину.
— Расскажи об этой поездке. Как так получилось?
— Я хотела избавиться от депрессии. В университете у меня началась самостоятельная жизнь, наполненная бытовыми вещами: готовка, стирка, уборка. И когда эта бытовуха внезапно накатила, стало невыносимо сложно. И ещё я не видела смысла в учёбе — тогда я училась на лингвиста. Я понимала, что не буду работать в этой сфере, и решила, что буду лечиться с помощью стресса и новых людей. Нашла волонтёрскую стажировку в Аргентине. Назад пути не было, я съездила и осталась очень довольна.
— Чем ты там занималась?
— Преподавала испанский для детей с проблемами в обучении. Им тяжело давались чтение, письмо, кому-то даже трудно было говорить. Я занималась с учеником с синдромом Аспергера. Ему было пять лет, и он ещё не говорил. Раньше другой преподаватель учил его выговаривать «ш» и не понимал, почему мальчик не может его повторить. Но этот звук — очень сложный. Первое, что производит ребёнок, — это мычание. Поэтому я учила мальчика произносить звук «ма». И у него получилось.
— То есть благодаря тебе он заговорил?
— Да! Он выговорил слово «мама». Для меня это был подвиг, я чувствовала себя героиней.
— Круто! Может, ты хотела бы съездить куда-то ещё, получить новый опыт?
— Я бы хотела посетить Индию и Африку как волонтёр. Индийцам — показать, что можно жить по-другому. Они считают, что у них всё классно, но они просто не видят хорошей альтернативы своему образу жизни. В Африке немного другие проблемы. Неприятно осознавать, что у нас есть все ресурсы для комфортного существования, а у африканцев даже воды нет.
Может быть, я бы могла дать людям этих стран какую-то долю образования. Думаю, что с опытом преподавания испанского в Аргентине я смогу вывести кого-то ещё в другой мир с помощью языка. И, мне кажется, помогать другим людям — это не что-то сверх наших возможностей. В моём случае это даже потребность.
Блиц
— На кого ты равняешься в сфере кино?
— Я стремлюсь к уровню образованности Антона Долина, интересуюсь личностью и фильмами Квентина Тарантино и очень уважаю Кристофера Нолана.
— Когда ты смотришь кино, тебе удаётся переключаться с профессиональной точки зрения и быть обычным зрителем?
— Смотреть фильм как зритель у меня получается ровно до момента, когда я начинаю разбирать композицию кадра, диалоги и драматургию. Поэтому скорее нет, это издержки профессии, профдеформация.
— Есть какой-то конкретный список фильмов, которые нужно посмотреть каждому режиссёру?
— Нет, каждый волен выбирать свои. Но нельзя стать режиссёром без насмотренности.