«Моя короткометражка победила на фестивале в Лос-Анджелесе»: история Виталия Макарова
Во время обучения на режиссёра Виталий не только нашёл новую работу, но и снял фильм, который вскоре получил несколько международных наград.
Фото: личный архив Виталия Макарова
Виталий Макаров
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Углубил знания в видео- и кинопроизводстве, устроился на работу по профессии и выпустил короткометражный фильм, который получил награды на российских и западных фестивалях (в том числе победил в Лос-Анджелесе!).
Виталий рассказал:
- эффективно ли обучаться режиссуре онлайн;
- как строится участие в «Видеомастерской» и чем оно полезно;
- как результативно провести актёрские пробы;
- где искать новости о международных кинофестивалях;
- каких успехов он достиг в направлении корпоративного видео.
«Режиссёр — это человек, которому есть что рассказать»: о пути в профессию
— Виталий, твоя жизнь всегда была связана с кино или интерес к этой сфере возник со временем?
— По первому образованию я инженер-конструктор — согласитесь, далековато от кино. Профессию выбирал просто: дело в том, что я родился и вырос в Туле, городе оружейников и мастеров, поэтому изначально рассматривал только прикладную специальность.
Но уже с первого курса моё творческое начало стало потихоньку прорываться наружу — я с радостью участвовал в КВН и любой другой внеучебной деятельности. А со второго курса вообще устроился в ивент-сферу — сначала работал в развлекательных заведениях, а потом на фрилансе.
Мне часто заказывали видеоформаты: корпоративные фильмы, рекламные ролики. В начале пандемии ковида вместе с партнёрами я открыл продакшен по организации видеотрансляций.
Основными нашими клиентами были международные компании, и постепенно я всё чаще и чаще выступал в этих проектах в роли режиссёра: придумывал, координировал, отвечал за общую картинку.
— Но чего-то не хватало?
— Да, прочного теоретического фундамента, базы. Я ощущал, что мои знания в режиссуре поверхностны. Тогда и понял, что пора получать профильное образование.
Очный формат отмёл сразу: тогда ещё не закончилась пандемия, и я боялся, что всех снова посадят на карантин. Поэтому после изучения всех вариантов на рынке остановился на онлайн-курсе от Skillbox.
— Не пожалел о своём решении? Всё-таки режиссёр — это практическая специальность, а в дистанционном формате вся практика переведена в онлайн.
— Да нет. Как по мне, даже хорошо, что рядом нет человека, который постоянно указывает, «как надо».
Онлайн-программа построена таким образом, что тебя учат всему необходимому, а потом ты сам, на основе теории, пробуешь разные практические приёмы и тестируешь их в домашних заданиях. Наставники поддерживают, подсказывают, но не дают готовых ответов.
Это эффективно: ты проходишь свой путь сам и понимаешь, что тебе близко как режиссёру, а что нет. Всё-таки, на мой взгляд, дополнительное образование в основном получают взрослые состоявшиеся люди, у которых этот навык «самостоятельности» уже развит. И которым есть что рассказать.
А если кому-то не хватает практики в домашних заданиях — всегда можно записаться на «Видеомастерскую». Это отличный формат, где вы на личном опыте пройдёте все стадии видеопроизводства, а ещё — повзаимодействуете с однокурсниками с других кинопрофессий и переймёте опыт от кураторов-экспертов.
«Это похоже на кампус бойцов ММА»: об обучении в «Видеомастерской» и съёмках сериала
— Расскажи: а как ты попал в «Видеомастерскую»?
— Наборы в творческую студию идут раз в год, у каждого потока своё направление — например, до меня снимали документальные фильмы и музыкальные клипы, а мы уже делали сериалы. Каждая команда должна была снять серию на одну и ту же тему, и потом все они собирались в один большой альманах.
Отбор в «Видеомастерскую» — тестовое задание. Режиссёров моего потока попросили создать видео на тему «Один день из жизни». Каждый подошёл к заданию по-своему: кто-то использовал мультипликацию, кто-то полностью погрузился в игровую историю.
— А что придумал ты?
— Я написал два варианта истории и обе включил в свой фильм. Так я решил показать, что к любому дню в нашей жизни всегда можно отнестись по-разному. Кажется, именно благодаря этой задумке меня и отобрали — я не просто рассказал историю, а использовал интересный повествовательный приём.
— Поделись: и как тебе опыт обучения в творческой студии Skillbox?
— Честно, по ощущениям практика в «Видеомастерской» похожа на кампус бойцов ММА. В хорошем смысле этого слова: бешеный темп, ритм и тонна новых знаний каждый день. Для понимания: мы могли в понедельник впервые созвониться по заданию, а уже в следующий понедельник сдать по нему видеоработу.
Мы снимали этюды: с нуля прописывали истории, продумывали героев. Всё шло насыщенно, на драйве.
Результатом потока стал сериал «Впервые», состоящий из шести мини-серий. Скоро его презентация состоится на большом экране. А в будущем его также покажут на стримингах — насколько я знаю, уже подписаны соответствующие эксклюзивные контракты.
— Какие замечательные результаты!
— Спасибо. Более того, в «Видеомастерской» я не только прокачал важные режиссёрские навыки и познакомился с коллегами-профессионалами, но и приобрёл новых друзей. Например, сценариста Дариена Ройтмана из Израиля.
Он присоединился к нашей команде в рамках творческой мастерской, а уже после неё также помог мне привести в порядок мой дипломный фильм. Сейчас мы продолжаем сотрудничать и уже обсуждаем новые совместные проекты.
— Пожалуйста, расскажи, как строилась ваша работа над проектом в рамках «Видеомастерской».
— Практикум был устроен так: после отбора участники собирались в команды, чтобы вместе создать серию для альманаха. Команды формировались по общности интересов и подходов: на большую «доску» в Figma каждый писал свои любимые жанры, фильмы, и на основе этого мы объединялись.
Изначально было 11 команд, но к концу «Видеомастерской» осталось восемь или девять. Как мы видим, в итоговом альманахе вообще вышло только шесть эпизодов, что говорит само за себя.
Каждая команда обязательно состояла из режиссёра, сценариста, режиссёра монтажа и продюсера. Остальные профессии — по возможности. «Кадровый голод» в командах закрывали с помощью профессиональных телеграм-чатов.
Препродакшен, съёмки и постпродакшен заняли полгода.
— Какой сюжет был у вашей истории?
— Завязку фильма придумали такую: хронический неудачник впервые выигрывает в лотерею и решает потратить выигрыш на свою мечту — квадрокоптер. Но у его жены другие планы — она хочет купить новый диван. Между ними завязывается борьба.
Наша серия как раз посвящена развитию этого конфликта: мы показываем, как далеко каждый из супругов готов зайти в борьбе за свои желания.
Я максимально проникся нашими героями: сам был в браке и понимаю всю психологию супружества. Возможно, именно это помогло моему питчингу победить в нашем потоке «Видеомастерской». Всё-таки залог успеха питча — знать и любить свою историю 🙂
К тому же я много лет проработал в ивент-менеджменте, в том числе ринг-анонсером, — так что имею большой опыт публичных выступлений. Помню, даже сказал другим участникам защиты, что сам понимаю, что борьба у нас не очень честная: многие из выступающих на питчинге вообще в первый раз выходили на публику, а у меня за плечами уже было 20 лет опыта.
— Питчинг дался тебе легко — это круто. А сталкивался ли с трудностями во время работы над сериалом?
— Конечно: мне непросто далось администрирование проекта. За всё время у нас сменилось два продюсера и один режиссёр монтажа, потому что с предыдущими никак не складывалось взаимодействие.
Стремление к компромиссу — очень тонкий момент. Каждый на старте хочет сделать хорошо, но по-своему, а ответственность за получившуюся картину при этом несёт только режиссёр, то есть я.
Из-за этого мне приходилось принимать немало сложных решений и учиться обоснованно их аргументировать. Ну нельзя просто взять и сказать сценаристу, что и как изменить, сославшись на то, что «я художник, я так вижу». Нет, нужно всё доходчиво разложить и избежать конфликта. В такие моменты мне во многом помогал жизненный опыт и знания, приобретённые на курсе.
«Победа в Лос-Анджелесе и несколько номинаций»: как дипломный проект привёл Виталия на международные фестивали
— Давай поговорим про твой дипломный проект на курсе — короткометражный фильм «Жребий». Как родилась его идея?
— Согласно финальному заданию нам требовалось режиссёрски интерпретировать следующий сюжет: влюблённая пара подбрасывает монетку, договорившись, что, если выпадет решка, они расстанутся, если орёл, останутся вместе. И вот выпадает решка, но пара… решает перебросить монету.
Каждый режиссёр курса должен был придумать свой вариант этой истории — о принятии решения, ответственности выбора. Я сразу понял, что хочу выбрать по-настоящему амбициозный сюжет. Такой, чтобы на защите мне не просто сказали: «Молодец, круто, что у оператора камера не дрожала», а по-настоящему оценили задумку.
Я в целом подходил так почти ко всем заданиям.
Однажды я придумал небольшой скетч про один день из жизни девушки, которую по сюжету обливает городская поливалка. Куратор мне тогда сказал: «Виталий, по драматургии всё хорошо, но вы уверены, что найдёте поливалку для съёмок?» И я нашёл.
С тех пор я понял, что в задания нужно вкладываться до конца: ставить действительно интересные сцены, достижением которых можно будет гордиться. И вот, перебрав несколько идей для финального проекта, я пришёл к вечной теме — сюжету о жизни и смерти.
Так и появился мой короткометражный фильм «Жребий» — история о семейной паре, которая ждёт ребёнка и не может договориться, какое ему дать имя. Этот выбор кажется критическим, но они ещё не знают, что очень скоро молодому отцу придётся делать выбор совершенного иного масштаба: кого оставлять в живых — жену или ребёнка?
— Как ты организовывал процесс съёмок?
— Так вышло, что подготовка дипломного проекта совпала с моим участием в «Видеомастерской», поэтому часть команды я набрал оттуда: второго режиссёра, режиссёра монтажа, техника, фокус-пуллера. Остальных нашёл по профессиональным чатам.
Актёрский кастинг тоже прошёл довольно быстро благодаря тому, что на курсе нас научили всем секретам размещения объявлений. К тому же на посты хорошо откликались, поскольку мы обозначили, что наш проект — не ноунейм, а работа для Skillbox и киношколы «Свободное кино» (известное имя в индустрии).
В итоге я получил более 300 откликов.
Кстати, помню ещё до кастинга мы со сценаристом Дариеном долго прорабатывали каждую сцену и дискутировали. Например, он настаивал, что доктор, консультирующий будущих родителей, должен быть мужчиной. А я считал, что лучше взять женщину — как образ матери. Это очень хорошо, когда можешь поспорить с профессионалом, ведь в итоге вы точно доберётесь до самой сути.
— 300 откликов — это ведь очень много. Как среди стольких людей вы отбирали «своих» героев?
— Для проб мы придумали интересную схему: просили актёра отыграть не текст из фильма, а кусочек предыстории или пост-истории. Так мы хотели посмотреть, насколько артисты могут по-настоящему прочувствовать своих героев.
В итоге на главную женскую роль мы взяли именно ту из девушек, которая, на наш взгляд, максимально вжилась в образ: она пришла на пробы с большим животом. Мы запереживали: «Что же мы будем делать с беременной на площадке? Ей будет тяжело на сменах по 12 часов. Да и к тому же у нас есть сцены, где актриса должна быть без живота».
Я начал мягко отказывать актрисе, а она сказала: «А, живот не нужен?» — и сняла муляж! Я сразу понял: если человек так включился в подготовку, его надо брать.
Забавное совпадение, что на просмотр готового фильма эта актриса пришла уже с настоящим животом, а не накладным 🙂
Ещё одно решение, принятое во время производства фильма, состояло в том, что закадровый голос ребёнка озвучивала моя дочка. Быть может, это станет для неё стартом в сфере и мы ещё не один раз услышим или увидим в кино Ульяну Витальевну.
Вот такая судьбоносная картина получилась, которая уже получила несколько наград.
— А сама съёмка прошла быстро, без происшествий?
— Сам процесс съёмки чуть затянулся: у меня в тот период была большая загрузка на работе, у остальных тоже свои дела. Например, как-то актёр, играющий главного героя, в середине смены убежал на работу в театр. В итоге случился простой в три часа, который мы попытались по максимуму забить другими подсъёмами.
— Ты упомянул, что картина получила много наград, в том числе международных. Во-первых, поздравляю! А во-вторых: как так вышло?
— Спасибо! Да, действительно, мы прошли в шорт-лист фестиваля Ural Shorts, Cambridge Short Film Festival и Golden Short Film Festival. Нас отметило жюри на New York Film and Cinematography Awards, но наше главное достижение — это победа на фестивале Director Talents Movie Awards в Лос-Анджелесе. Призом стала дистрибуция фильма в кинотеатрах Лос-Анджелеса: нашу короткометражку крутили вместо рекламы перед крупными показами.
— Ничего себе! А как вы узнавали об этих возможностях и составляли заявки?
— На самом деле это совсем не сложно. Если говорить про российские фестивали, то с поиском и составлением заявок легко поможет Google. Плюс есть зарубежные агрегаторы по типу FilmFreeway, где собраны все-все мировые фестивали, на которые можно податься. Достаточно просто выбрать подходящий и отправить заявку по ТЗ: приложить синопсис и кадры из фильма, рассказать про команду.
Единственная потенциальная сложность — создание субтитров к фильму для иностранных заявок. По сути, это всё равно что написать второй сценарий.
— А в чём именно сложность?
— Перевод должен быть не буквальным, а художественным, чтобы сохранить все нюансы и смыслы. Например, в нашем фильме муж спрашивает у беременной жены, не думает ли она, что он хочет её надуть, то есть обмануть, а она отвечает, показывая на живот: «Ты уже меня надул». Совсем непросто передать такую шутку на другом языке. Благо у нас был Дариен, который отлично справился с задачей.
Зато потом, после написания и отправки заявки, от команды уже ничего не требуется: ты просто сидишь и ждёшь результатов. Я посчитал: за последние несколько месяцев мы в сумме подались на 11 фестивалей! Да, получили отказ от Московского международного кинофестиваля, зато победили в Лос-Анджелесе!
— А что дают победы в таких фестивалях?
— В первую очередь понимание, что всё не зря.
Кино — это не просто история, которую ты придумал один, сидя за ноутбуком. Это целая команда, которая поверила в твою идею и вложилась в неё на все сто процентов. И, конечно, гораздо приятнее после стольких совместных усилий на выходе получать не просто готовый фильм, но оценённый критиками продукт.
Победа — это документально зафиксированный уровень профессионализма, который открывает многие двери.
«Получили премию за лучшее корпоративное видео»: как режиссёрский опыт помогает в коммерции
— Кстати, о профессионализме. Сейчас ты строишь карьеру только в кино или продолжаешь также заниматься корпоративными съёмками, из-за которых и начал своё обучение?
— Да, продолжаю. Ещё во время обучения, благодаря оператору, с которым я снимал свои первые этюды, я устроился в команду продакшена Президентской академии РАНХиГС. Там я начинал как режиссёр и сценарист, а сейчас уже работаю руководителем всего продакшена, занимаясь всеми корпоративными видео академии.
Это не просто репортажи, а целые имиджевые истории, рекламы, документальные фильмы. Сейчас, например, у нас в работе фильм про академию, где в том числе будут использоваться и интересные художественные ходы.
Обучение помогло мне более креативно подходить к рабочим задачам, задействуя все доступные инструменты.
В марте этого года мы даже получили премию в конкурсе «Лучшее корпоративное видео» от АКМР: стали лауреатами в номинации «Видеоотчёт» за наш ролик про фестиваль «Место силы». В его рамках в Президентскую академию со всей России приехали граффити-художники, а мы сняли о них видео — об их жизни и творчестве.
— Виталий, а какие планы теперь строишь? Возможно, уже разрабатываешь проект мечты?
— У нас, режиссёров, есть суеверие: мы не рассказываем о планах, чтобы не сглазить. Но потенциальных проектов много — в том числе международных, над которыми мы планируем работать вместе с Дариеном.
Надо творить, надо созидать! В киноиндустрии всё настолько быстро развивается, что, конечно, нужно уметь идти в ногу со временем. Но при этом никогда не забывать о том, какие вечные ценности несёт кино миру и что именно мы хотим сказать зрителю. Как сказал классик: «Кино как искусство находится где-то между музыкой и поэзией».