«Съёмка и монтаж — это целый мир построения кадров и их гармонии»: история Михаила Тронева
Ролики Михаила собирают тысячи просмотров, а среди его заказчиков — крупные компании. Он уверен: если любить своё дело, результат обязательно придёт.
Фото: личный архив Михаила Тронева
Михаил Тронев
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Смонтировал рекламу для «ВкусВилла», спродюсировал и снял цикл видео о суточном беге, набравшем более 60 тысяч просмотров на YouTube.
Михаил рассказал:
- к каким форс-мажорам должен быть готов режиссёр монтажа;
- какой своей работой он особенно гордится;
- что помогает монтажёру эффективно искать заказы;
- как снять и смонтировать ролик «с душой»;
- чем его вдохновляет работа в кино.
Удивительный факт: несмотря на то что видеосъёмка и монтаж сопровождали меня почти всю осознанную жизнь, только недавно я понял, что это и есть моё настоящее призвание. Сейчас расскажу, как я к этому пришёл.
Как однажды я всерьёз загорелся видеосъёмкой и монтажом
Снимать и монтировать первые видеоролики я начал ещё в школе. Помню, в старших классах нам с друзьями нравилось делать небольшие фильмы по мотивам игр Mafia и S.T.A.L.K.E.R. Тогда, в 2007 году, такие проекты казались чем-то увлекательным и нетривиальным.
А позже я поступил в институт на IT-специальность, погрузился в учёбу и ненадолго отодвинул видеосъёмку на второй план. К слову, о выборе специальности ни разу не пожалел — после выпуска я успешно устроился системным администратором и работаю в этой сфере и по сей день.
И всё же, если говорить предельно честно, съёмка и монтаж всегда манили меня сильнее, чем IT. По этой причине вскоре после трудоустройства я вернулся к своему хобби и стал по вечерам и выходным снимать и монтировать ролики для своей страйкбольной команды. Друзьям нравились мои работы, и это мотивировало развиваться и совершенствоваться в деле и дальше.
После со съёмок страйкбола переключился на забеги. Такой выбор сделал не просто так: дело в том, что я сам неравнодушен к спорту — имею разряд КМС по троеборью, а также разряды по лёгкой атлетике и плаванию. Так что своим трудом я решил поддержать те беговые сообщества, которым часто не хватает видеографов на мероприятиях. Из известных московских — снимал для IzMyLong и MyRUNo.
Когда раз за разом я стал вновь собирать восторженные отзывы на свои работы, то понял, что созрел и хочу вкладываться в своё хобби — тратить время, деньги и силы на развитие в видеосъёмке и монтаже.
Невероятно мотивирует, когда после просмотра твоей работы тебе говорят: «Михаил, это просто супер!»
Поэтому очень скоро я решил систематизировать имеющиеся знания и получить новые — и с этой целью отправился на курс по режиссуре монтажа.
Мой первый опыт съёмок рекламы: каким он был и чему научил
К началу обучения я уже владел базовыми навыками работы в программах Adobe Premiere Pro и After Effects. Однако мой уровень всё равно оставался любительским, ведь я понимал: недостаточно просто знать, на какие кнопки нажимать. Важно глубоко разбираться в режиссуре, композиции и теории съёмки, а этого мне как раз не хватало.
Раньше я интуитивно чувствовал, как следует выстроить кадр, какой план взять, но не всегда мог объяснить, почему делаю именно так, а не иначе. В процессе же обучения у меня в голове всё наконец стало раскладываться по полочкам — словно я заново открыл для себя таблицу умножения 🙂
Новые знания, которые получал, я почти сразу использовал в своих проектах.
Отдельным и особенным воспоминанием о Skillbox для меня стала «Видеомастерская» — творческий практикум, где в команде со студентами других кинопрофессий нам предстояло создать совместный проект. К слову, я даже сам курс выбрал именно из-за возможности попрактиковаться в «Видеомастерской».
Наш поток мастерской был посвящён съёмке рекламы. Причёмработа строилась на реальных заказах: нам дали брифы от крупных компаний — фондов «Ночлежка» и «Дом с маяком», «ВкусВилла», Пушкинского музея, Skillbox — и попросили разработать ролики, поддерживающие и раскрывающие айдентику и миссию брендов.
Мы с командой решили сделать ролик для «ВкусВилла». Я старался быть полезным на каждом этапе: подбирал музыку, кадры и даже координировал работу как продюсер. Но, конечно, не обошлось и без форс-мажоров. Например, мы слегка не уложились в запланированные сроки, и поэтому нам пришлось продлить аренду дома, где проходили съёмки, а также предупредить маму актрисы-школьницы, что её дочь задержится.
И всё же в итоге результат нашей совместной работы, на мой взгляд, получился весьма достойным.
Кроме нас ролик для «ВкусВилла» также снимала команда Wordflix — это такие молодые и перспективные ребята, которые живут в одном доме и там вместе креативят. Что-то вроде тикток-хауса. Они изучают историю кино, психологию и много вкладывают в то, чтобы работать слаженно, как одна команда. Мы во многом старались перенимать их подходы и с восхищением смотрели на результат их работы.
Наши кураторы тоже не раз говорили нам, что в съёмочном процессе безумно важно ощущать командность, совместно работать на результат.
15 тысяч просмотров как знак, что я двигаюсь в верном направлении: об успешной видеотрилогии
Пока что монтаж остаётся скорее моим хобби, чем основной работой, но я очень стремлюсь к тому, чтобы изменить положение дел. Сейчас, например, активно развиваюсь в этом направлении — веду несколько проектов, для себя и других. И делаю это с большим удовольствием.
Об одном из проектов я уже упоминал в начале — это съёмка роликов о беге. Особенно горжусь своей видеотрилогией о суточном беге — явлении, когда люди бегают по стадиону без остановки целые сутки. Когда я впервые побывал на таком мероприятии, то остался поражён его бешеной энергетикой и захотел рассказать об этом как можно большему количеству людей.
Взял камеру, петличный микрофон и отправился снимать. В первом видео трилогии я беседовал с одним из бегунов, готовящимся к забегу. Выглядело это, наверное, забавно: я бежал за ним с камерой, а он делился своими мыслями о подготовке.
После монтажа я выложил видео на YouTube и… за неделю собрал 15 тысяч просмотров! Такое большое количество было для меня настоящей победой — можно сказать, мой ролик посмотрело столько же людей, сколько участвует в параде на Красной площади.
Второй выпуск я посвятил самому мероприятию и людям, бегающим целые сутки напролёт. Я тоже не спал 24 часа и проводил это время рядом со своим героем: следил за его состоянием, расспрашивал о самочувствии.
Было удивительно наблюдать, как человек меняется на глазах: если в начале дня он был полон сил и уверенности, то к ночи его состояние заметно ухудшалось — он становился раздражённым или сонным, а порой и испытывал гликогеновое истощение.
В третьей, заключительной, части, мой герой-бегун делился своими впечатлениями уже после забега. Он рассказывал о мифах, связанных с бегом, например о том, что стоит брать с собой на соревнование, а что нет, и рассуждал, каково это — пробежать такое бешеное расстояние, 192 километра, какие чувства он испытывал.
Моя трилогия о суточном беге оказалась довольно успешной, и я рад, что она вызвала интерес у зрителей.
Музыкальный клип для ТВ, свадебная съёмка и работа в детейлинг-центре: о других проектах
Остальные проекты начали появляться в моей жизни благодаря сарафанному радио — кстати, очень важному инструменту для режиссёра монтажа.
Так, один молодой человек, узнав, что я снял и смонтировал видео о беге, попросил создать для него музыкальный клип. Мы вместе разработали сценарий, нашли подходящие локации и сняли бюджетное видео, которое в итоге даже попало на уфимское телевидение.
А однажды меня пригласили на свадьбу в качестве видеографа. Помню, я очень не хотел делать шаблонное свадебное видео и поэтому пошёл другим путём. Я заранее пообщался с молодожёнами, чтобы лучше узнать их историю и круто показать её через формат репортажа.
Применил все свои знания, навыки и творческий подход, и в результате всё получилось — искреннее видео порадовало и гостей, и молодожёнов.
Ещё один крупный заказ пришёл ко мне по сарафанному радио: ко мне обратился руководитель детейлинг-центра GTuners и попросил красиво отснять их новый яркий проект — тюнинг грузовика.
О, из этого родилось целое мероприятие: съёмка репортажа, коротких подсъёмов с разных ракурсов, заказ озвучки, монтаж. В итоге этот проект стал частью важной презентации компании.
Мне нравится, что я смог поработать над разнообразными проектами, каждый из которых принёс мне что-то новое, своё. Я погружался в тему, общался с увлечёнными людьми и понимал, что видеосъёмка — это целый мир. Мир построения кадров и их гармонии.
Как снять и смонтировать видео «с душой»: мои наблюдения
По мере накопления опыта я всё больше понимаю: лучший результат достигается, только если ты участвуешь в съёмочном процессе с самого начала, а не работаешь с уже отснятым материалом. Лишь будучи вовлечённым, ты можешь повлиять на результат — попросить сделать дополнительные дубли, подсказать, как будет выглядеть та или иная сцена в финале.
Я убедился в этом на своём опыте: когда я не участвую в съёмке, то полученный материал почти всегда кажется мне «бездушным». Мне сложно понять, как снимались сцены, сложно прочувствовать связь между героями, страшно сделать финальный результат сухим и непривлекательным.
Так что, на мой взгляд, личное участие режиссёра монтажа в процессе съёмки очень важно — оно даёт ему цельную картину происходящего, ну и, конечно, приносит удовольствие.
Я обожаю это чувство, когда смотришь на готовый материал и думаешь: «Да, это именно то, что я хотел показать».
Конечно, не менее важна сплочённость команды во время съёмочного процесса — усилия каждого участника могут существенно улучшить результат. Например, сгладить несовершенства сценария или скрыть невыразительную актёрскую игру за хорошим монтажом или качественным звуком. Здесь главное — чтобы каждый в команде горел своим делом.
О планах по развитию в профессии и мечте снять кино
Что касается моего развития в будущем — я бы хотел, занимаясь самыми разнообразными проектами, выйти на стабильный заработок от монтажа.
Знаю, что многие мои коллеги уходят «в бизнес»: открывают ИП, создают свой продакшен, но, честно говоря, меня это пока не привлекает: там легко «утонуть» в юридических и бухгалтерских вопросах, забыв о своём истинном профессиональном таланте и мастерстве.
Меня бы скорее заинтересовала работа в рекламе. Во-первых, это востребованно — в рекламе нуждается почти каждый бренд. Яркие ролики помогают заявить о себе и вызвать интерес к продукту. Ну а во-вторых, там всегда есть место креативу.
Конечно, ещё я бы мечтал поработать в кино. В отличие от рекламы, жизнь фильма гораздо длиннее — он может оставаться актуальным и значимым на протяжении многих лет, отражая время и его создателей.
Фильм — это как памятник, который стоит и о котором всегда можно вспомнить.
Чтобы обязательно дойти до всех своих целей, я всегда держу в голове важную мысль: хороший заработок не приходит сразу — он может появиться через год, два или даже пять. Но, если ты действительно любишь своё дело, твой труд обязательно заметят, и те, кто нуждается в твоём умении, тебя найдут.