«Кино — безграничное множество ярких миров»: история сценариста Игоря Савина
Игорь с детства мечтал о кино, но решился исполнить мечту лишь к 30: выучился на сценариста, написал эпизод сериала и даже озвучил в нём пару реплик.
Фото: личный архив Игоря Савина
Игорь Савин
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Написал сценарий для эпизода мини-сериала «Впервые» и сейчас готовит большой проект в сеттинге древнеславянского эпоса.
Игорь рассказал:
- почему оказался на курсе для сценаристов, если мечтал об актёрской карьере;
- как строилась работа над эпизодом мини-сериала «Впервые»;
- как попробовал себя в роли актёра озвучки;
- над каким интересным проектом уже полтора года ведёт работу;
- о какой панк-группе мечтает снять фильм.
«Во мне давно зрел кризис нереализованности, но лишь к 30 годам я понял: пора действовать решительнее»
— Многие творческие люди с детства знают, кем хотят стать, когда вырастут. Игорь, а что насчёт тебя: мечтал ли и ты с раннего возраста связать свою жизнь с кино?
— Кажется, нет таких детей, которые не мечтали бы об этом! С юных лет я был настоящим киноманом: помню, даже завёл специальный блокнот для записи всех просмотренных фильмов.
Долгое время мечтал стать актёром и в старших классах даже всерьёз обдумывал поступление в театральный институт, но… отговорили родители. Они убедили меня, что сначала лучше получить «нормальную» профессию, а потом уже заниматься творчеством. Так я и стал инженером.
— Но любовь и тяга к кино наверняка не исчезли?
— Конечно, нет. Все последующие годы я делал робкие попытки подступиться к своей мечте. Я называю их робкими, потому что они не приближали меня к цели, и я это прекрасно осознавал. Например, я пару раз снялся в массовке — согласитесь, сомнительное профессиональное достижение. А более серьёзные шаги сдерживал страх неудачи.
Вот так, потихоньку, год за годом, во мне зрел кризис нереализованности. К 30 я понял: пора действовать решительнее. Всё-таки не молодею 🙂 Пока размышлял, что именно могу сделать для достижения цели, наткнулся на бесплатный интенсив по сценарному мастерству от Skillbox и сценариста Евгения Казачкова.
Там в рамках практики написал небольшую творческую работу, и неожиданно для меня Евгений оценил её положительно. Было очень приятно услышать от профессионала, работающего в кино, что у меня есть потенциал!
— Но почему ты решил пойти на курс для сценаристов, если всегда мечтал об актёрской карьере?
— Первая причина — прагматичная: после интенсива мне, как его участнику, предложили хорошую скидку на курс, и я решил не отказываться от такой возможности. А на сэкономленные деньги как раз приобрёл несколько занятий по актёрскому мастерству.
Кроме того, стать сценаристом проще, чем актёром: порог вхождения в киносферу через эту профессию ниже. При этом любой начинающий сценарист может сразу попасть в интересный проект, и Skillbox, кстати, этому способствует: я, например, написал эпизод для сериала, который вышел на крупных стримингах, и обзавёлся страничкой на «Кинопоиске».
«Впервые»: о сценарном дебюте, сложностях работы над сериалом и опыте озвучивания
— Пожалуйста, расскажи о работе над эпизодом сериала поподробнее: как получилось, что ты принял участие в этом проекте?
— Сценарий для серии я писал в рамках практикума «Видеомастерская»: попасть на него могут студенты любых курсов направления «Кино и Музыка», но только после прохождения определённого количества блоков на своих программах. Например, я сперва освоил все важные основы сценарного мастерства, выполнил домашки на тренировку базовых сценарных навыков и только потом попробовал себя в деле в мастерской.
Темы «Видеомастерской» всегда разные. Мне повезло попасть на поток, посвящённый созданию эпизодов сериала. Тематическую рамку кураторы сформулировали так: «Герои делают что-то впервые в жизни», а в качестве формата предложили киноальманах из короткометражек. В итоге мы его так и назвали: «Впервые».
2 октября мини-сериал «Впервые» вышел на крупных стриминговых платформах.
— О чём была твоя серия?
— Мы с командой подготовили историю о первом подарке. Сюжет разворачивается вокруг парня Жени, который ломает голову над тем, что бы такого подарить своей девушке на день рождения. Загвоздка в том, что они с ней встречаются совсем недавно, и он её пока плохо знает.
Какой бы вариант наш герой ни придумал, воображение рисует ему ужасные последствия. Тогда на помощь Жене приходит друг, но, кажется, тем самым лишь добавляет проблем.
Кураторы не ограничивали нас в креативности: были команды, которые касались темы «впервые» в своих киноработах лишь косвенно, но мы решили подойти к заданию конкретно.
— Ваша идея звучит отлично для комедии!
— Возможно. Однако питчинг мы прошли со скрипом. Первый драфт сценария кураторы раскритиковали: история не клеилась, сюжет был слабым. Я в срочном порядке переписывал сценарий, ведь всего через неделю ожидался питчинг со студией-партнёром «Свободное кино», по результатам которого решалось, какие из короткометражек получат финансирование на съёмку.
В итоге наш концепт пропустили дальше, но сказали, что до съёмок сценарий надо хорошенько доработать. Честно говоря, сейчас я уже плохо помню, какие именно моменты продюсеры порекомендовали переделать, — видимо, мой мозг предпочёл стереть из памяти неприятные воспоминания 🙂
— Нередко неудачи или критика могут отбить всё желание работать над проектом дальше. Что помогло тебе не сдаться и не бросить этот сценарий?
— После питчинга мы с девушкой-режиссёром действительно были подавлены и обессилены. Помню, она спросила: «Ну что, будем пытаться продавливать эту историю дальше?» — а я даже не сразу нашёлся, что ответить…
С одной стороны, продолжать и правда не хотелось, но с другой — впереди был Новый год и длинные январские выходные, а значит, отдых от основной работы — идеальное время, чтобы посидеть над сценарием. И мы решились сделать ещё один рывок.
Спасибо режиссёру: она тогда мудро поступила и нашла мне в помощь вторую сценаристку. В паре мы доработали героя, додумали идеи его подарков, и в итоге история наконец-то ожила!
— Поздравляю! И теперь у тебя, как у настоящего сценариста, даже есть собственная страница на «Кинопоиске». Кстати, ещё там написано, что ты актёр озвучки…
— Да, я озвучил в нашем эпизоде умную колонку. Это вышло почти случайно: когда мы презентовали наш сценарий на питчинге, большую часть времени говорил я. И в итоге получил забавный комментарий от продюсера: он сказал, что презентация наша так себе, а вот голос у меня приятный. Мол, звучу уверенно.
Я тогда не придал этим словам особого значения, а вот наша режиссёр, как оказалось, их запомнила. К тому же она знала, что я давно мечтаю об актёрской карьере и поэтому предложила попробовать себя в озвучке в нашем эпизоде. И вот так, совершенно спонтанно, случился мой актёрский дебют. Очень им горжусь.
Кстати, забавный факт: в России нет умной колонки с мужским голосом. Получается, я стал первым, хоть и в воображаемом мире.
— А как тебе сам процесс озвучки? Какие впечатления остались?
— Я не успел проанализировать свои чувства — всё произошло слишком быстро! Пришёл на локацию — квартиру, — на кухне уже шли съёмки. Тихонько посидел, ожидая, пока доснимут сцену. Всё это время пытался представить, как именно я буду звучать, но в силу неопытности не мог этого сделать, и от этого волновался ещё больше.
А когда меня наконец позвали записываться, я даже не успел отрепетировать свою реплику: на меня надели микрофон и сразу включили запись. Попросили читать свою фразу с разными интонациями: то с придыханием, то грубее, то кокетливее. Думать там особо было некогда. Несколько минут — и всё, свободен 🙂
Многообразие кино: о сценарии по древнеславянскому эпосу, Альфреде Хичкоке и панк-группе «Сектор Газа»
— Как складывается твой творческий путь теперь? Участвуешь ли в каких-нибудь проектах?
— Да, я работаю над сценарием сериала в сеттинге древнерусского фэнтези. Идею мне предложил режиссёр другой команды из «Видеомастерской», с которым мы познакомились на внутреннем питчинге Skillbox. Он же представил меня второму сценаристу нашего проекта, с которой мы теперь работаем в соавторстве.
Мы почти закончили сценарий первого сезона и сейчас готовимся к съёмкам пилотной серии. Процесс небыстрый, потому что снимать мы будем за свои деньги. А дальше — дошлифуем сценарий всего сезона и будем искать финансирование на полноценный выпуск. В планах — написать также второй и третий сезоны.
— О чём будет ваш сериал?
— Несмотря на сеттинг древнерусского фэнтези, действие происходит в наше время.
Признаюсь, до работы над сценарием мои знания о славянской мифологии были весьма поверхностными, и всё же я решился взяться за эту тему. Сначала было непросто, но сценарист должен уметь перестраиваться и глубоко погружаться в материал. Мы не всегда пишем о том, что хорошо знаем.
Я читал тематические книги, а чтобы понять, как мифы могут быть адаптированы с кинематографической точки зрения, взялся за бессмертную классику для всех сценаристов и писателей: «Морфологию сказки» Проппа и «Тысячеликого героя» Кэмпбелла. И сейчас, спустя полтора года, уже уверенно ориентируюсь в этой теме.
И да, мы работаем над проектом с древнеславянским сеттингом уже полтора года с разной интенсивностью. Созваниваемся обычно каждые 2–3 недели: обсуждаем прогресс и ставим задачи на будущее.
— Ух ты! Немногие творческие люди могут похвастаться такой регулярностью.
— Стараемся, но бывает непросто. Да и вообще: работать вместе с другим сценаристом — задача не из лёгких. Я, например, живу в Москве, а моя соавтор на другом конце России — в Сибири. У нас нет возможности собраться в сценарной комнате и вместе побрейнштормить, а постоянно встречаться в онлайне мы не можем из-за разных часовых поясов.
Поэтому мы решили просто поделить серии и периодически общаться на Zoom-встречах с режиссёром. Слушать его обратную связь, вносить по ней корректировки. В общем, работаем над проектом по мере сил. Но я верю в нас и в нашу идею — пилотную серию мы уж точно снимем.
— Игорь, а что тебе нравится в работе сценариста больше всего?
— Сценарий — это почти живой организм. В процессе работы он постоянно меняется, ведь часто приходится переписывать сцены по несколько раз. Одна правка тянет за собой другую, и вот, ты уже вносишь корректировки абсолютно в весь документ. Нас, кстати, ещё на курсе предупреждали, что сценарий не пишется, а переписывается.
Бывает, мне нравится заниматься этими правками, особенно когда неожиданно приходит вдохновение и я вдруг отчётливо понимаю, как должна выглядеть сцена. Но всё же это очень кропотливая и временами скучная работа, в которой почти нет места фантазии.
Радостнее же всего подходить к концу работы: когда сцена или сценарий уже написаны. В такие моменты ощущаешь, будто наконец падает груз ответственности с плеч. Ну, а самое приятное — это, конечно, видеть свою задумку воплощённой на экране.
— То есть твой любимый этап работы — её завершение? 🙂
— Мне нравится ощущение эйфории, когда удаётся закончить сложную сцену и я вдохновенно начинаю писать следующую.
— У тебя есть задумка сценария, которую ты мечтаешь однажды воплотить в жизнь?
— Пока что я живу чужими проектами и реализую концепции других авторов. Но этот вопрос напомнил мне, что творческий человек на самом деле не может быть только исполнителем. Так что однажды я точно сяду за сценарий, идею которого вынашиваю уже давно.
Мне нравится смотреть байопики — о ком их только не сняли за последние годы, но есть один музыкант, до которого очередь почему-то ещё не дошла. А зря. Я говорю о Юрии Клинских, лидере панк-группы «Сектор Газа». Да, документальные фильмы есть, но художественного нет. Для меня это удивительно. Эта группа была очень популярна, да и сейчас у неё много поклонников.
— Почему именно «Сектор Газа»?
— Мой папа очень любил эту группу. Я рос на их песнях: они играли у нас дома так же часто, как Nautilus Pompilius, «Агата Кристи».
При этом я понимаю, что «Сектор Газа» — специфичная группа, и многим она не нравится по понятным причинам. Многие претензии я и сам разделяю. Но в то же время очень ценю их творчество, заслуги и выступаю их своеобразным адвокатом.
— И напоследок слегка лиричный вопрос: что для тебя кино?
— Сложно дать достаточно точную и хлёсткую формулировку, поэтому я позаимствую её у Альфреда Хичкока. Он как-то сказал: «Фильм — это жизнь, из которой вырезали всё самое скучное». По-моему, лучше и не придумаешь.
А ещё кино — это безграничное множество сюжетов и ярких миров. Нам не хватит и целой жизни, чтобы изучить их все. Но в этом многообразии абсолютно каждый зритель может найти историю по душе, «свой» фильм. И это замечательно.