Кино
#статьи

Как подготовиться к роли по системе Станиславского

Шесть простых способов сыграть так, чтобы вам поверили.

Иллюстрация: rawpixel / freepik / kjpargeter / Freepik / МАММ / МДФ / Дима Руденок для Skillbox Media

В конце XIX века театр отличался от того, каким мы его знаем сейчас. Актёры пытались переиграть друг друга: манерничали, жеманничали, а эмоции героев передавали через штампы. Например, когда играли злость — хмурились и топали ногами. Подход к ролям был поверхностным и скучным: злодеи были похожи друг на друга, да и положительные герои были стереотипными. В таком театре сложно представить пьесу, полную неторопливых разговоров, пауз и молчаливых взглядов.

Константин Станиславский придумал, как достоверно показывать переживания персонажа на сцене — так, чтобы у него появилась индивидуальность, а слова и жесты наполнились внутренним содержанием. Мысли режиссёра изложены в книгах «Работа актёра над собой» и «Работа актёра над ролью». В этой статье мы расскажем об универсальной актёрской системе Станиславского, которую ещё называют искусством переживания.

Вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Исследуйте обстоятельства вокруг героя


Предлагаемые обстоятельства — это условия жизни, в которые актёр помещает себя, чтобы понять персонажа. Обстоятельства бывают трёх видов:

  • Малого круга — всё, что влияет на героя в текущий момент: в каком он настроении, где находится, с кем разговаривает.
  • Среднего круга — пол, возраст, профессия, социальный и семейный статус.
  • Большого круга — положение героя в исторической и географической перспективе: страна, эпоха, политические события вокруг.

В ходе работы над спектаклем «Царь Федор Иоаннович» Станиславский раздавал актёрам анкету. Они должны были ответить на такие вопросы:

  • «Кто я?» — сюда входили имя героя, прозвище, возраст, характер, профессия, место службы и состав семьи.
  • «Где живу в Москве?» — актёры рисовали план дома, где жил персонаж, и убранство его комнаты.
  • «Как я провел вчерашний день и сегодняшний до вечера?»
  • «Кого я знаю среди присутствующих, в каких отношениях состою с ними?»

Также и вы погрузитесь в жизнь своего героя, изучите его социальное положение, быт. Если они не прописаны в сценарии — придумайте их.

Кадр: фильм «Тоня против всех» / LuckyChap Entertainment / Clubhouse Pictures

Пример. Чтобы хорошо держаться на льду в фильме «Тоня против всех», Марго Робби училась фигурному катанию. Она занималась четыре дня в неделю в течение трёх месяцев.

Изучите собственные эмоции и опыт


Прочувствуйте переживания персонажа, внутренние конфликты, которые его разрывают. Вам поможет эмоциональная память — это способность вспоминать и заново проживать эмоции и чувства, которые вы испытывали в прошлом.

Для этого ставьте себя на место героя, ищите общее между вами. Анализируйте свои чувства и поведение. Идёте на свидание — и замечаете, что от волнения сильно потеют ладони, поэтому вы вытираете их о брюки. Когда вам предстоит показать на сцене волнительную встречу, обопритесь на эту маленькую деталь, чтобы сыграть достоверно.

Найдите простые объяснения действиям персонажа


Поведение героя должно быть простым, логичным, понятным зрителю — в жизни нам обычно понятны наши реакции и мотивы. Мы можем объяснить, почему поступаем именно так, а не иначе.

Персонажи в театре — такие же люди, как мы, только придуманные. Они действуют по тем же принципам, расстраиваются по тем же причинам, волнуются в тех же ситуациях. Если переусложнить сценическую игру, это только запутает зрителя.

Кадр: видеоспектакль «Дядя Ваня» / Angelica Films / Sonia Friedman Productions

Любое ваше действие на сцене должно отвечать на вопрос «Зачем герой это делает?». Создайте органичный образ, в котором зритель узнает себя или окружающих. Тогда ему будет проще сопереживать героям, а спектакль или фильм сильнее тронет его сердце.

Поэкспериментируйте с движениями и мимикой


Теперь, когда вы разобрались с предысторией и эмоциями персонажа, начинайте искать его движения, мимику и голос. Например, как двигается этот герой — медленно-вальяжно или суетливо-нервно? Какая у него походка — вразвалочку, как у пьянчуги, или грациозная, как у танцора?

Чтобы понять это, поставьте себе простые задачи — например, намазать масло на хлеб — и пробуйте выполнить их так, как это сделал бы персонаж. Здесь начинается этап экспериментов.

Если персонаж беден — он мажет тонким слоем, боится отрезать лишнего. А вот богатый герой может отрезать кусок не глядя и небрежно жмякнуть на хлеб.

Порепетируйте с партнёрами по сцене


На сцене нужно не изображать эмоции, а проживать их по-настоящему. В режиме реального времени чувствовать всё, что испытывает персонаж. Но как рождать одну и ту же эмоцию, играя спектакль десятки раз?

Закончив творческие поиски, актёры встречаются на репетиции, чтобы отработать сценические действия. Не путайте с обычными: сценическое действие направлено на то, чтобы повлиять на партнёра по сцене.

Пример. В фильме «Трамвай „Желание“» героиня Вивьен Ли, Бланш, знакомится с мужем сестры, Стэнли, — его играет Марлон Брандо. Стэнли — альфа-самец и домашний тиран. Он стремится всегда контролировать ситуацию.

В одной из сцен персонаж Брандо провоцирует Бланш: снимает рубашку и футболку, но делает невинный вид — мол, никого не соблазняет. Сценическое действие здесь такое: «Я хочу очаровать Бланш, но так, чтобы она потом не смогла меня обвинить».

Сценическое действие само порождает нужные эмоции. В жизни обычно наоборот: сначала появляются чувства, потом действия. Но на сцене актёры не могут ждать, поэтому учатся вызвать эмоции сами.

Убедитесь, что ваша игра соответствует сверхзадаче


Сверхзадача — это главная мысль произведения. Ей подчиняется каждое действие в кадре или на сцене. Поэтому актёры стремятся донести до зрителя не только переживания героев, но и то, что хотели сказать авторы постановки.

Когда вы начнёте работать над ролью, следите за тем, чтобы ваша игра соответствовала сути произведения. Например, если сверхзадача постановки — изобличить насильника-антагониста как абсолютное зло, которое не заслуживает прощения, было бы ошибкой пытаться вызвать у зрителя сочувствие к нему.

Пример. В фильме «Пианист» актёр Эдриан Броуди играет польского еврея Владислава Шпильмана, который скрывается от нацистов. В каждом движении Броуди, в каждой реплике читается глубокое отчаяние и боль. Его игра подчинена сверхзадаче фильма — показать, насколько ужасны преступления нацистов против человечества.

Актёрская работа Броуди была отмечена «Оскаром» за лучшую мужскую роль. Он получил награду в 29 лет, став самым молодым лауреатом в категории.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована