Кино
#статьи

Скринлайф: история, примеры, особенности, как написать сценарий и снять такой фильм

Советы Тимура Бекмамбетова, технические лайфхаки и примеры сценариев.

Кадр: фильм «Отрыв» / «Аттракцион» / Кинокомпания «CTB»

Скринлайф — это формат кино, где все события разворачиваются на экране. Мы видим, как герои общаются в чатах, смотрят видео, ищут информацию в Сети, отвечают на звонки. В последние годы таких фильмов становится всё больше: они пользуются популярностью у зрителей и приносят создателям неплохие деньги. Чтобы снять скринлайф, достаточно небольшого бюджета, но над фильмом придётся тщательно поработать.

Из нашей статьи вы узнаете:

Что такое скринлайф

Название произошло от термина «скринкаст» — «запись экрана». Это не полноценный жанр, а скорее формат визуального повествования, который используют в фильмах самых разных жанров: чаще всего в хоррорах, триллерах и комедиях. Ещё с помощью скринлайфа снимают рекламу и музыкальные клипы.

Считается, что скринлайф придумал российский режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов. На самом деле подобное кино существовало и до него. Но Бекмамбетов придумал сам термин, сделал формат более зрелищным и коммерчески успешным — так что его можно назвать главным мировым идеологом и популяризатором скринлайфа.

Как появился скринлайф

Предшественником скринлайфа можно считать found footage — фильмы в формате «найденной плёнки». Такое кино выглядит как видеозапись, снятая на камеру самими персонажами. Формат появился ещё в 1980-х, но настоящую популярность приобрёл благодаря хоррору «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» 1999 года.

Кадр: фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / Haxan Films

«Ведьма из Блэр» — якобы снятый студентами документальный фильм о городской легенде про ведьму. Команда кинематографистов берёт интервью у жителей городка, а затем отправляется в лес искать следы ведьмы и сталкивается с мистической силой. Актёры кричат и убегают неясно от чего, камера трясётся, а саспенс держится на ощущении реальности происходящего. При бюджете меньше миллиона долларов фильм собрал в прокате почти 250 миллионов.

Другие хитовые фильмы в формате found footage: хоррор «Паранормальное явление» о семейной паре в доме с привидениями, фантастический блокбастер «Монстро» о нападении загадочного существа на Нью-Йорк.

С конца ХХ века интернет и всевозможные гаджеты всё сильнее проникают в повседневность. Неудивительно, что кинематографисты решили отразить в кино и виртуальную часть нашей жизни. Ещё в 2000 году бельгиец Пьер-Поль Рендер выпустил фильм «Влюблённый Тома» — в нём герой, страдающий тяжёлой формой агорафобии, пытается найти любовь с помощью интернет-знакомств. Все события фильма происходят на экране компьютера, а лица Тома мы не видим до самого конца, только слышим его голос. Кино получило множество наград, включая две премии Венецианского кинофестиваля. В 2004–2006 годах вышел первый скринлайф-сериал «Сцена» — о команде интернет-пиратов. Но эти фильмы были скорее экспериментальными арт-проектами, мало похожими на сегодняшний скринлайф.

В 2010-х формат стали осваивать создатели жанрового кино. Первыми заметными работами можно назвать слэшер «Смерть в сети» и триллер «Открытые окна». Но по-настоящему популярным скринлайф стал, когда за дело взялся Тимур Бекмамбетов. В 2015 году он спродюсировал хоррор «Убрать из друзей». Школьники созваниваются в Skype, к ним подключается анонимус и затевает смертельную игру, связанную с недавним самоубийством их одноклассницы. Фильм собрал 64 миллиона долларов при бюджете в 1 миллион.

С тех пор студия Bazelevs стала главным мировым поставщиком скринлайфа. А её основатель Тимур Бекмамбетов считает, что как минимум половина всего контента — фильмов, сериалов и игр — должна рассказывать про цифровое пространство, где мы проводим существенную часть жизни.

Что посмотреть из скринлайфа


Хорроры


Смерть в сети

Рейтинг IMDb: 6,0

Год выхода: 2013

В ролях: Мелани Папалиа, Дэвид Шлачтенхауфен, Адам Шапиро, Анна Маргарет Холлиман, Мэтт Риди

Молодая девушка получает грант на исследование поведения людей в чат-рулетке и становится свидетельницей убийства в онлайне. После этого начинают пропадать её друзья, а героиня пытается выяснить, что происходит. Слешер с оригинальной завязкой, но скомканной концовкой.

Астрал. Онлайн

Рейтинг IMDb: 6,5

Год выхода: 2020

В ролях: Хейли Бишоп, Джемма Мур, Эмма Луиз Уэбб, Радина Драндова, Кэролайн Уорд

Во время пандемии COVID-19 группа друзей устраивает спиритический сеанс в Zoom. Приглашённая медиум пытается настроить их на серьёзный лад, а некоторые участники хотят повеселиться, но скоро начинается чертовщина и становится не до шуток. Фильм занял второе место в списке самых страшных картин года по результатам измерения сердечного ритма зрителей. Не имеет отношения к франшизе «Астрал».

Отрыв

Рейтинг IMDb: 5,9

Год выхода: 2020

В ролях: Джо Кири, Дэвид Аркетт, Миша Бартон, Энди Фолкнер, Лорин Кент

Неудачливый видеоблогер решает поднять просмотры и принимается убивать пассажиров своего такси в прямом эфире. Трешовая версия «Стрингера», где герой Джейка Джилленхола тоже создавал пугающие инфоповоды ради хайпа.

Я иду играть

Рейтинг IMDb: 4,9

Год выхода: 2021

В ролях: Анна Потебня, Тимофей Елецкий, Екатерина Стулова, Диана Шульмина, Ольга Пипченко

Девочка-подросток расследует загадочные самоубийства ровесников, участвовавших в сетевой игре. Динамичный, но сумбурный слэшер, который из-за общественной паники по поводу «групп смерти» вышел в прокат только в 2024-м.


Детективы и триллеры


Открытые окна

Рейтинг IMDb: 5,1

Год выхода: 2014

В ролях: Элайджа Вуд, Саша Грэй, Нил Мэскелл, Адам Кинтеро, Иван Гонсалес

Фанат известной актрисы вынужден выполнять команды анонимного хакера, из-за чего оказывается втянут в масштабную кибераферу. Не слишком удачная попытка снять финчеровскую «Игру» на веб-камеру. Фильм прославился в основном благодаря исполнителям главных ролей.

Поиск

Рейтинг IMDb: 7,6

Год выхода: 2018

В ролях: Джон Чо, Меган Лью, Сара Сон, Мишель Ла, Джозеф Ли

Чтобы разыскать внезапно пропавшую 16-летнюю дочку, отец взламывает её компьютер. Виртуозный триллер студии Bazelevs со множеством сюжетных твистов задаёт новую планку для скринлайфа.

Профиль

Рейтинг IMDb: 6,7

Год выхода: 2018

В ролях: Валин Кэйн, Шазад Латиф, Кристин Адамс, Амир Рахимзаде, Морган Уоткинс

Британская журналистка выдаёт себя за мусульманку и знакомится в Сети с сирийским террористом-вербовщиком. Ещё один бестселлер Бекмамбетова. Приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале.

Скоро увидимся

Рейтинг IMDb: 7,6

Год выхода: 2020

В ролях: Фахадх Фаасил, Рошан Мэтью, Даршана Раджендран

Мужчина влюбляется в девушку с сайта знакомств. Когда его семья пытается разузнать о её жизни, всплывают страшные тайны. Индийский триллер сумел удивить зрителей и собрал много восторженных отзывов.

Возрождённые

Рейтинг IMDb: 5,3

Год выхода: 2022

В ролях: Дэйв Дэвис, Карли Холл, Бо Бойд, Тимоти В. Мёрфи, Кристен Ариза

Англоязычный дебют режиссёра мистической франшизы «Гоголь» Егора Баранова. Ватикан нашёл способ воскрешать людей: первым оживает погибший в автокатастрофе подросток. Вскоре его отец узнаёт о зреющем в даркнете мировом заговоре воскрешённых. Сай-фай, в котором конфликтуют масштабная завязка и камерная реализация.

Пропавшая без вести

Рейтинг IMDb: 7,1

Год выхода: 2023

В ролях: Сторм Рид, Ниа Лонг, Жоаким ди Алмейда

Мама 18-летней девушки отправляется с новым женихом в Колумбию и пропадает. Дочка ведёт расследование с помощью непутёвого уборщика, которого нанимает в приложении. Фильм сильно напоминает «Поиск», хотя в старании найти свежие ходы его создателям не откажешь.


Комедии и драмеди


Днюха!

Рейтинг IMDb: 5,3

Год выхода: 2018

В ролях: Эльдар Калимулин, Данила Чванов, Алина Титова

После дня рождения парень просыпается в чужой запертой квартире с ноутбуком. Он видит в соцсетях кучу компромата со вчерашней попойки, созванивается с друзьями и пытается оправдаться перед разгневанной девушкой. «Горько!» и «Мальчишник в Вегасе» в одном флаконе.

Постановка

Рейтинг IMDb: 8,5

Годы выхода: 2020–2022

В ролях: Дэвид Теннант, Майкл Шин, Вупи Голдберг

Британские актёры пытаются репетировать пьесу, но вместо этого выясняют, кто талантливее, страдают от самоизоляции и ругаются с соседями. Во втором сезоне к ним присоединяются голливудские звёзды. Самый известный ковидный Zoom-сериал, который некоторые критики назвали лучшим событием пандемии.

Взаперти

Рейтинг IMDb: 7,0

Год выхода: 2020

В ролях: Анна Чиповская, Дмитрий Ендальцев, Мила Ершова

Пара хочет разъехаться, но из-за режима самоизоляции вынуждена жить вместе. Вертикальный сериал о попытке спасти отношения, где нашлось место и драме, и юмору.

Зона комфорта

Рейтинг IMDb: 7,4

Год выхода: 2020

В ролях: Гарик Харламов, Екатерина Молоховская, Екатерина Шкуро, Степан Девонин

Жуликоватый россиянин оказывается в комфортабельной норвежской тюрьме и пытается по Skype спасти отношения и бизнес. Бенефис Гарика Харламова, который одни зрители считают искромётным, а другие — шаблонным и похабным.

Беезумие

Рейтинг IMDb: 5,5

Год выхода: 2020

В ролях: Александр Молочников, Евгений Стычкин, Игорь Верник, Максим Матвеев, Аглая Тарасова, Кристина Асмус, Григорий Верник, Ингеборга Дапкунайте

Российский карантинный сериал, где использовали завязку «Постановки». Известные актёры репетируют спектакль в онлайне, но безумие одиночества выплёскивается наружу, срывая планы. Успех британцев повторить не получилось.

Уроки испанского

Рейтинг IMDb: 7,1

Год выхода: 2021

В ролях: Марк Дюпласс, Натали Моралес

Мужчина получает в подарок сто онлайн-уроков испанского. Вскоре его жизнь начинает рассыпаться, а созвоны с девушкой-педагогом становятся спасательным кругом. Разговорная романтическая комедия, которая держится на харизме двух актёров.

Что такое «ветхий завет» и «новый завет» скринлайфа

Так команда Тимура Бекмамбетова называет два подхода к монтажу фильма:

  • В «ветхом завете» монтаж выглядит как имитация записи экрана. Фильм будто снят одним кадром, в нём нет укрупнений. Вниманием зрителя управляют с помощью переключения окон и движений курсора. Закадровой музыки нет: все звуки исходят от гаджета. Такой подход выбирают, когда нужно добиться ощущения документальности происходящего. Примеры: «Профиль», «Убрать из друзей», «Постановка».
  • «Новый завет» предполагает монтажные планы разной крупности. Например, общий план, на котором герой заходит в соцсеть, сменяется крупным планом текста сообщения или отдельного слова — чтобы заострить внимание на детали и создать саспенс. Непрерывность таймлайна условна, время бывает нелинейным: можно отправиться в прошлое или в будущее. Действие может развиваться на разных устройствах — этот ход особенно удачно используется в «Пропавшей без вести». Есть закадровая музыка, которая воздействует на зрителя, как в классическом кино. Такой подход обычно используют в детективах и триллерах, когда нужно сделать акцент на важных деталях. Примеры: «Поиск», «Я иду играть».

В сети можно найти Манифест скринлайфа с правилами «ветхого завета» — единство места действия, времени и звука. В «новом завете» команда Тимура Бекмамбетова нарушает эти принципы. Похоже, скринлайф всё ещё находится в поиске своих выразительных средств и жёстких законов тут пока нет.

Как написать сценарий и снять скринлайф

Такое кино можно снять относительно дешёво. Съёмки обычно длятся 5–14 дней. А вот монтаж и постпродакшен могут занять от нескольких месяцев до двух лет. Часто выигрышные решения приходят на этапе монтажа, ведь снятый материал можно перекомпоновать как угодно.

Мы изучили матчасть — книгу «Скринлайф: в поисках нового языка кино» (издательство «Альпина Паблишер»), интервью Тимура Бекмамбетова, посты телеграм-канала студии Bazelevs — и узнали, что нужно, чтобы снять скринлайф.

Найдите историю, которую нельзя эффективно рассказать в другом формате. Теоретически для скринлайфа подходят любые сюжеты. Но если герои вашего фильма могут обойтись без гаджетов и его можно снять традиционным способом, лучше так и поступить. Другое дело, когда сама логика истории диктует экранный формат. Например, в «Поиске» — где отец вынужден взломать компьютер дочери, чтобы найти её, — всё расследование основано на чтении переписки и поиске информации в Сети. В «Профиле» нюансы отношений журналистки с террористом и возникающий саспенс невозможно передать без их переписки и созвонов. А в «Пропавшей без вести» 18-летняя героиня не имеет возможности вести расследование в реале, зато её действия в интернете смотрятся органично.

Пишите сценарий от первого лица и используйте драматургические приёмы, которые диктует формат. Скринлайф — это погружение в мир героя, где экран — отражение его сознания. Здесь моральный выбор персонажа гораздо нагляднее, чем в традиционном кино. Чаще всего на экране видны все поступки героя, и от зрителя ничего не скроешь. Если парень созванивается с девушкой, а попутно пишет любовное сообщение другой, зритель это увидит. Движение курсора может рассказать о внутренней дилемме больше, чем выражение лица или слова. В скринлайфе зритель может буквально залезть герою в душу и увидеть все его метания.

Важно отделить события цифровой жизни от тех, что происходят в физической реальности персонажей. Разговор по Zoom или трансляция видеоблогера сами по себе не могут считаться скринлайфом — ведь люди там выглядят так, как они хотят, чтобы их видели. Они контролируют свои эмоции, показывая только то, что хотят сами. Скринлайф начинается, когда зритель входит в личное пространство героя, не предназначенное для чужих глаз. Именно там должно развиваться основное действие фильма.

Старайтесь прописать в сценарии мельчайшие события виртуальной реальности: движение курсора или неожиданное пуш-уведомление могут многое рассказать о герое, натолкнуть вас на сюжетный ход или гэг. Тимур Бекмамбетов отмечает, что зрители могут испытывать сильные эмоции от узнавания банальных вещей, происходящих на экране. Например, на предпоказах люди смеялись, когда экран героя «дрожал» при вводе неверного пароля.

Можно проделать такое упражнение: установите программу для записи экрана, включите её на полчаса и займитесь привычными делами. Смотрите новости, пишите сообщения, работайте. Затем расшифруйте видеофайл как сценарий: «Я набрал пароль, появились восемь точек, потом экран задрожал, значит, я ошибся. Я стёр, ввёл пароль снова, потом я стал писать сообщение другу „давай встретимся там-то, есть разговор“…». Так вы увидите, что непрерывный процесс взаимодействия с гаджетом легко разделить на конкретные действия, из которых может состоять сценарий.

Кадр: фильм «Поиск» / Sony Pictures Releasing / InterCom

Примеры сценариев студии Bazelevs:

Пригласите актёров, которые умеют удерживать внимание зрителя и вести себя естественно на видео. Скринлайф не терпит наигранности, ведь это очень личное кино. Актёры могут быть неизвестными — главное, чтобы они были достаточно харизматичными и зрителю не надоело наблюдать за ними спустя десяток минут. Часто для скринлайфа нужно меньше актёров, чем для обычного кино.

Снимите черновую версию, чтобы протестировать экранный мир и сценарий. Студия Bazelevs советует снять подробный эскиз фильма и показать его тестовой группе.

Важнейшую роль в скринлайфе играет экран главного героя. Его стоит продумать так же тщательно, как в традиционном кино художник-постановщик выстраивает жилище героя и его имидж. Чтобы точно перенести мир героя на экран компьютера, надо ответить на вопросы:

  • Какой у него компьютер или телефон, какая операционная система? Это обычный ПК на Windows, iPhone и MacBook или старенький ноут на Linux?
  • Какая картинка на рабочем столе: семейное фото, пейзаж или любимый артист?
  • Какие ярлыки и папки на десктопе? Там хаос или идеальный порядок?
  • Какие программы и приложения использует персонаж, что за вкладки открыты в браузере и добавлены в избранное?

Не бойтесь использовать на экране софт известных брендов — Google, «Яндекса», WhatsApp или Telegram — для зрителя они более узнаваемы, чем безымянные программы. Берите приложения, которыми пользуются люди в том культурном пространстве и времени, где происходит действие фильма. Важный совет: не застревайте долго на одном экране, иначе зритель может заскучать.

Для записи экрана студия Тимура Бекмамбетова использует собственное приложение, которое позволяет редактировать окна на монтаже. Пока такого софта нет в открытом доступе. Придётся подобрать программу для скринкастинга. Минус большинства таких программ в том, что они записывают только определённые окна, а не экран целиком. Рекомендации телеграм-канала Screenlifer: Movavi Screen Recorder и Camtasia Screen Recorder.

Запланируйте чистовую съёмку. Распишите, что и как будете записывать:

  • Какие части фильма можно снимать параллельно, а какие надо отснять заранее — обычно это «внешние сцены» типа репортажа с погоней, который будет смотреть герой.
  • В каких сценах актёров нужно снимать вместе, а в каких отдельно, чтобы потом смонтировать диалоги.
  • Какие кадры можно не снимать, а купить или взять на бесплатных стоках и на YouTube.

Съёмки в скринлайфе короче, чем в обычном кино. Материал можно доснять в ходе монтажа: всю группу, скорее всего, собирать не придётся, а расход бюджета будет небольшим. Это даёт творческую свободу, поэтому история может существенно поменяться в процессе монтажа.

Кадр: фильм «Профиль» / Базелевс

Используйте для съёмок простую технику. Дорогие камеры типа Red или Arri Alexa не нужны. Можно снимать на веб-камеру ноутбука. Если она плохая, прикрепите к ноутбуку GoPro или примотайте на скотч iPhone. Главное, чтобы зритель чётко видел источник действия. Движения камеры должны быть стилизованы под движения камеры цифрового гаджета и соответствовать канонам виртуальной реальности. Любое отклонение ломает форму фильма, делая происходящее недостоверным.

Скринлайф прощает даже неидеальный свет — дубли на монтаже проще соединять с помощью глитч-эффектов, имитации проблем со связью или засветок любительской съёмки. Звук тоже не требует больших заморочек. Если актёр находится слишком близко к источнику звука на ноутбуке, это может вызвать помехи и эхо. В таком случае можно вывести звук на другой монитор.

Чтобы не запутаться в материале, указывайте в названии файлов номер сцены, кадра и дубля. Синхронизируйте эти названия с файлами звуковых рекордеров. Чтобы не потерять материал вместе с хлипкой флешкой MicroSD, всегда делайте копии исходников.

Выберите подходящую парадигму монтажа. Говорят, что «кино создаётся на монтаже», — по отношению к скринлайфу это истина на сто процентов. Монтажёр может быть одновременно актёром, художником-постановщиком и дизайнером.

Используйте монтажные «заветы», которые диктуют жанр и история. Крупные планы и линейность «ветхого» — чтобы подчеркнуть документальность происходящего и создать хоррорный саспенс. Лихие склейки, укрупнения и закадровую музыку «нового» — чтобы сохранить детективную интригу.

Главная задача режиссёра монтажа — удерживать внимание зрителя: от этого зависит экономическая успешность фильма. Тут важна работа дизайнера или художника-постановщика, который выстроит из визуального хаоса приложений, уведомлений и чатов понятный мир.

Если планируете международный прокат, адаптируйте фильм к соответствующему культурному контексту. Нужно не только перевести экранный текст, но и хорошо изучить особенности местной цифровой среды. Например, в Китае нет Google, но есть внутренний поисковик Baidu. В России одни социальные группы пользуются Telegram, а другие пишут в WhatsApp. Эти детали можно поправить на монтаже. При этом адаптация может стоить дороже, чем сами съёмки.

Не забывайте про авторские права. Важно использовать легальный софт. Стоит озаботиться тем, что в кадр могут попасть чужие фото и видео, реклама или ролики с YouTube. У некоторых фраз и картинок из поисковой выдачи тоже могут быть правообладатели. В российской киноиндустрии вопросом прав обычно занимается постпродакшен-продюсер.

Узнайте больше о производстве скринлайфа. В конце 2022 года Тимур Бекмамбетов продал свою российскую студию и сосредоточился на международных проектах. В их том числе обучающие: в Абу-Даби проводится акселератор скринлайфа. А на сайте можно посмотреть англоязычные видеоразборы того, как снимали и монтировали хиты Bazelevs.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована