Кино Музыка
#статьи

17 лучших рок-баллад

От The Beatles и Дэвида Боуи до Red Hot Chili Peppers и Green Day.

Фото: Ross Marino / Getty Images

Баллады — одно из самых запоминающихся, эмоциональных и ярких явлений в рок-музыке. Есть группы, которые на них специализируются, но куда больше запоминаются баллады тех, кто обычно их не исполняет. Часто баллады становятся самыми популярными песнями группы, потому что легко вписываются в массовое представление о том, как звучит красивая музыка.

В этой статье вспомним самым популярные баллады в истории рока.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Stairway to Heaven — Led Zeppelin

Год: 1971

Это одна из самых знаменитых песен в мире, а также лучший друг всех посетителей музыкальных магазинов, которые хотят купить себе гитару. Stairway to Heaven популярна ровно настолько же, насколько её структура типична для рок-баллад.

Начинается песня со вступления на акустике, продолжается мягкой игрой всей группы, в кульминации переходит к хард-роковому соло, а заканчивается нежным вокалом.

Также из типичных для рок-баллад черт можно отметить загадочный текст, полный абстрактных образов, которые открыты для толкования.

Fade to Black — Metallica

Год: 1984

В 1984 году Metallica произвела революцию в мире рок-баллад. Группа показала, что их можно писать даже в жанрах, в которых, как кажется на первый взгляд, нет места лирике.

Первые два альбома Metallica рубила бескомпромиссный треш-метал — на тот момент самый быстрый и тяжёлый жанр метала. Темы песен были соответствующие: смерть, мрачные библейские образы, война. В Fade to Black группа внезапно сворачивает с агрессивной тропинки в сторону рефлексии над угасанием чувства жизни и медленным моральным умиранием.

Впервые треш-метал-группа заиграла на акустике и запела таким проникновенным голосом. Позже баллады стали одной из уникальных черт Metallica, и группа выпустила ещё много культовых песен: Nothing Else Matters, Unforgiven, One, Welcome Home (Sanitarium).

November Rain — Guns N’ Roses

Год: 1992

Главный феномен рок-баллад — их могут выпускать даже самые пафосные и крикливые группы, и композиции всё равно будут звучать органично. Одну из самых популярных баллад мира написала группа Guns N’ Roses — лицо глэм-метала конца восьмидесятых.

Этот жанр ещё называли поп-металом, потому что он предлагал очень яркий и коммерчески привлекательный образ рок-звезды. Эксл Роуз из «Гансов» был его гипертрофированной версией: кичился богатством, любовными похождениями и безумным образом жизни «подерусь с кем хочу, потому что мне на всех наплевать». Песни Guns N’ Roses были под стать — преувеличенно громкие, с визжащим вокалом.

Но вот группа отложила понты и написала лиричную песню: медленную, длинную, со спокойными гитарами и очень долгой вокальной частью перед соло. Во-первых, это ещё одна характерная черта баллад, а во-вторых, для группы были важны слова песни — в November Rain музыканты осмысляют, возможна ли долгая любовь и что ей может помешать.

Wonderwall — Oasis

Год: 1995

Несмотря на то что музыка в балладах спокойная, это вовсе не означает, что она технически примитивная. Wonderwall — типичный пример.

Да, гитарная партия здесь максимально проста и не отвлекает от любовной лирики, её может наиграть любой начинающий гитарист, что и способствует популярности. Но также в песне есть редкий для рок-музыки меллотрон — инструмент, которым можно заменить звучание оркестра. Поэтому кажется, что в Wonderwall играют виолончели.

Меллотрон использовали экспериментаторы в шестидесятые и семидесятые, но позже в популярном роке он встречался редко. В Wonderwall инструмент создаёт дополнительный уровень меланхоличной атмосферы.

I’d Do Anything For Love (But I Won’t Do That) — Meat Loaf

Год: 1993

Пожалуй, главная тема баллад — любовь. Во всех её проявлениях — от горечи из-за её недоступности до переживания совместного счастья. Обычно баллады довольно прямые по посылу, основаны на одной или нескольких друг другу эмоциях. Но Мит Лоуф сконструировал очень необычную балладу, которая одновременно и следует штампам, и стебётся над ними.

В самой структуре музыки уже заложена двойственность. Песня колеблется между типичным стадионным роком и рок-оперой с пародирующими классическую музыку клавишными и диалогом между двумя персонажами. У I’d Do Anything For Love (But I Won’t Do That) есть простая сингл-версия на пять минут и альбомная на 12.

В тексте тоже есть парадокс. Лоуф обращается к любимой и растекается в типичных обещаниях того, что он может для неё сделать. Затем в рефрене он издевается над своим же посланием, говоря: «Я бы сделал для тебя что угодно, но я этого не сделаю».

Sound of Silence — Simon & Garfunkel

Год: 1964

Sound of Silence — один из ярчайших примеров сочетания красоты исполнения с очень мрачной и тоскливой атмосферой. Талант Пола Саймона и Арта Гарфанкела делает этот гимн тоски невыносимо элегантной и эстетичной песней.

В отличие от многих других баллад, Sound of Silence не начинается с километровых инструментальных подводок. С первых же секунд идёт лирика, но что там за слова! В слушателя впивается образ, шокирующий обречённостью — герою так одиноко, что он общается с темнотой. Пожалуй, «Hello darkness, my old friend» — одна из самых запоминающихся строк в истории музыки.

Tears in Heaven — Eric Clapton

Год: 1992

Гениальный гитарист Эрик Клэптон отложил привычный блюз и записал проникновенную балладу с преобладанием акустической гитары. Текст в Tears in Heaven важнее музыки, потому что посвящён одной из самых страшных трагедий, которые могут произойти в жизни взрослого человека, — четырёхлетний сын Клэптона Конор выпал из окна квартиры на 53-м этаже.

Рокер оплакивает ребёнка и размышляет о том, какой могла бы быть их встреча на небесах: узнал бы его сын? Клэптон поёт и о времени, которое ломает людей. Однако элегический характер песни внушает робкий оптимизм на то, что Эрик всё-таки смог пережить эту утрату. Песня всё ещё очень печальная, но сдержанная.

Under the Bridge — Red Hot Chili Peppers

Год: 1992

Пример того, как плохие парни неожиданно записали балладу, а она стала одной из самых известных их песен. Это был первый подобный опыт Red Hot Chili Peppers — и сразу второе место в американском чарте.

Вокалист Энтони Кидис набросал в блокноте стихотворение про одиночество в большом городе и не планировал делать из него песню. На стих случайно наткнулся продюсер Рик Рубин и убедил RHCP сделать из этого композицию.

Песня не только стала очень успешной, но и открыла новое направление в творчестве «Перцев». До этого они записывали только яркий и дикий фанк-рэп-рок, но оказалось, что и баллады в стиле пригодного для радио альтернативного рока у них получаются на ура. Позже группа написала немало таких.

Wish You Were Here — Pink Floyd

Год: 1975

Ради хорошей баллады стать проще могут даже самые сложные группы. Pink Floyd в альбоме Wish You Were Here показала, как об одном и том же можно написать и очень сложную песню, и простую балладу.

Песни вдохновлены историей бывшего участника Pink Floyd Сида Барретта, который внезапно пришёл в студию во время записи альбома. Сид покинул Pink Floyd из-за проблем с психикой, вызванных наркозависимостью. Он так изменился, что в студии его едва узнали, а понять его бессвязную речь было трудно.

Сиду посвящена 26-минутная песня Shine On Your Crazy Diamond — вершина эпического стиля Pink Floyd. Она состоит из девяти частей со сложными переходами и виртуозными партиями. Это ода безумцу с огромным талантом.

О Сиде написана и Wish You Were Here. Простые партии, проникновенный вокал, плачущая акустическая гитара и тоскливые клавишные, а также горечь, только горечь от потери друга.

Wind of Change — Scorpions

Год: 1991

В этой подборке мы уже упоминали, что сила баллад — в способности объединять людей с помощью чистых эмоцияй и сильного посыла. В балладах слова выходят на первый план, в отличие от песен с более насыщенным инструменталом, из-за которого слушатели могут и забыть о тексте. Поэтому иногда баллады становятся не просто популярными песнями, а целыми символами определённых событий в обществе.

Для европейских и постсоветских слушателей Wind of Change несла мысль о новом мире, который обязательно должен наступить в девяностые, после окончания перестройки и холодной войны. Песня Scorpions объединяла жителей бывшего СССР с европейцами и говорила о всеобщем братстве. В Германии она воспринималась так же и ассоциировалась с падением Берлинской стены.

Wake Me Up When September Ends — Green Day

Год: 2004

Билли Джо Армстронг в Wake Me Up When September Ends поёт об отце, который умер от рака, когда рокеру было 10. Песня вошла в альбом American Idiot — рок-оперу об отчуждённости в обществе, но она практически не связана с сюжетом альбома — скорее выполняет роль лирического отступления. И всё же слушатели сами придумали для песни социальный подтекст.

Песня вышла в 2004 году, а в конце августа 2005-го по США прошёлся ураган «Катрина», из-за которого погибли почти 2 тысячи человек, а ещё 700 тысяч лишились домов. Кто-то в интернете объединил песню с телевизионными кадрами урагана, и это видео стало вирусным. Green Day исполнила песню через несколько дней после катастрофы на благотворительном концерте, укрепив связь.

Purple Rain — Prince

Год: 1984

Одна из самых эпичных баллад в истории рока написана человеком, который к року не имел почти никакого отношения. Принс был практически авангардистом от мира поп-музыки. Он постоянно сочетал звучания разных жанров. В Purple Rain Принс отошёл от танцевального звучания в стиле электро-фанка, которым баловался в начале восьмидесятых, и написал рок-балладу с элементами R&B и госпела, в которой сочетаются чистое звучание гитар и звучание гитар с дисторшеном, синтезированные ударные, как это принято было в поп-музыке восьмидесятых, а также оркестровые аранжировки.

Стандартная любовная лирика выведена на какой-то космический уровень. Этому помогает не только длительность — 8,5 минуты, но и загадочный образ фиолетового дождя, в котором Принс хочет видеть героиню песни. Для Принса фиолетовый дождь — символ веры и нахождения рядом с любимым человеком, но не только. Это ещё и знак конца света, возникающий из-за крови в синем небе. Такая трактовка раздувает обычную историю до практически библейских масштабов.

Heroes — David Bowie

Год: 1977

Великая песня о любви на фоне исторической трагедии. В 1977 году Дэвид Боуи жил в Западном Берлине и сам мог видеть стену, разделившую единый город и единое государство по идеологическому принципу. Вдохновившись этим, Боуи создал историю о влюблённой паре, которая встречается возле Берлинской стены и благодаря этому забывает о сложностях хотя бы на день:

«Я помню, как мы стояли у стены,

И ружья палили поверх наших голов.

Мы целовались, будто ничего плохого

Не может случиться.

А позор был с другой стороны.

Мы можем победить их навсегда».

Текст Боуи описывает мгновение, которое хочется растянуть. Музыка поддерживает такую атмосферу: вибрирующий и гудящий синтезатор, вязкая гитара с очень долгим звуком отдельных нот, созданным благодаря эффекту обратной связи.

Behind Blue Eyes — The Who

Год: 1971

По музыкальной драматургии Behind Blue Eyes — та же Stairway to Heaven, только более компактная. За 3,5 минуты песня успевает пройти путь от околофолковой мелодики к хард-роковым гитарам, от утончённого вокала к грубому.

В тексте же происходит характерная для баллад трансформация: сильные и уверенные рокеры показывают изнанку своего сознания, где всё не так благополучно и есть страх, боязнь быть непонятым и непризнанным.

Баллады The Beatles

Ливерпульская четвёрка написала столько каноничных баллад, что нельзя не отметить хотя бы три, тем более что они иллюстрируют характерные для этого типа песен приёмы.

Авторы баллад выводят на первый план текст, а музыку делают минималистичной. Джон Леннон в сольной песне Imagine сделал упор на лёгкое фортепиано.

В Imagine есть оркестровая секция, но сильнее она выражена в Yesterday — песне, на которую сделано, пожалуй, самое большое количество каверов. И слова про веру в будущее, и аранжировка — сочетание акустической гитары, скрипки и виолончели, притом что песня идёт две минуты, — создают ощущение камерного, личного разговора со слушателем.

Ну, и Hey Jude, которая длится семь минут, — но хрон вырос не из-за сложных соло-партий, а из-за фортепианного и вокального рефренов. Такой песне просто подпевать, поэтому она легко объединяет слушателей в один чувствующий организм.



Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована