Кино Музыка
#статьи

Что такое рок-н-ролл и как он объединил музыку США

Джаз, блюз, кантри и вестерн сплелись и создали первый жанр рока.

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

Вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Из каких жанров вышел рок-н-ролл

Рок-н-ролл — прямой наследник ритм-н-блюза (R&B). Так называли чуть ли не всю афроамериканскую музыку 1940-х. Ритм-н-блюз представлял собой смесь джаза и блюза и разделялся несколько направлений. Одно из них — весёлое, танцевальное, с энергичными гитарами и саксофонами — и стало рок-н-роллом.

Чем рок-н-ролл отличается от ритм-н-блюза?

Многие записи R&B сороковых действительно очень похожи на рок-н-ролл, и даже не вполне понятно, чем жанры вообще различаются. Однако различия есть, причём они лежат не только в музыкальной, но и в социальной плоскости.

Дело в том, что R&B был исключительно афроамериканской музыкой. Жанр часто обозначали более вызывающим термином race music. Пластинки продавались преимущественно в магазинах для темнокожих.

В начале пятидесятых ситуация изменилась: R&B-хиты начали слушать все, они даже стали попадать в чарты в категории «Поп-музыка».

Рок-н-ролл появился как музыка объединения, общенациональный стиль, который вобрал традиции «белого» и «чёрного» населения США. Джазовые и блюзовые традиции соединились с жанрами, распространёнными среди белокожих: кантри (сельская музыка юга) и вестерном (ковбойский фолк). От последних были взяты мелодические особенности и акцент на гитары. Сильные и мощные партии электрогитары стали основой рок-н-ролла, а с этого началась и история рока.

6 главных исполнителей рок-н-ролла

Вспомним «классических» рок-н-ролльщиков.

Элвис Пресли

Имя Элвиса сегодня нарицательное. «Короля рок-н-ролла» можно считать первой рок-звездой, если иметь в виду не только музыку, но и внешность, и стиль, и движения. Пожалуй, он единственный из рок-н-ролльщиков так щепетильно подходил к целостности образа.

В этом видео, может, не лучшее качество звука, зато оно отражает и харизму Элвиса, и то, до какого экстаза он доводил фанатов и фанаток

При этом нельзя сказать, что Элвис выехал только на образе красавчика. Продюсер Сэм Филлипс, открывший миру Пресли, как-то сказал: «Если я найду белого парня, который умеет петь и танцевать как чёрный, то заработаю миллиард долларов». Элвис и стал таким музыкантом. В его стиле сочетались ритм-н-блюз, который долго существовал преимущественно в афросообществе, и народная музыка светлокожих американцев в стиле кантри и вестерн. Так появился жанр, который сначала стал по-настоящему общеамериканским, а затем и всемирным.

Элвис имел большой репертуар и был одним из самых разносторонних музыкантов своего времени. Он исполнял не только энергичный рок-н-ролл, но и фолковые баллады, нежные поп-песни и даже религиозный госпел.

Чак Берри

Его сингл Maybellene, вышедший в 1955 году, стал одной из ключевых композиций в процессе перехода от ритм-н-блюза к рок-н-роллу. Чак Берри сохранил привычную для R&B ритмику, но выделил гитару: она зазвучала более грязно и тяжело.

На гитарный стиль Maybellene также повлиял вестерн-свинг, да и сама песня частично адаптирует вестерн-свинговую песню Ida Red. Неудивительно, что Maybellene стала хитом во всех категориях американских чартов — от «Ритм-н-блюза» до «Кантри-вестерна» и «Попа».

Также Берри был одним из первых значимых лириков в роке. Джон Леннон говорил о нём: «Он пел хорошие и умные тексты в пятидесятые, когда люди пели: „О, детка, я так тебя люблю“».

В Brown Eyed Handsome Man Берри рассказывает о красоте темнокожих американцев, что для времён расовой сегрегации было настоящей провокацией.

Рок во многом будет ориентирован на подростков и молодёжь, которым нужно свежее, энергичное, бунтарское. Свою лепту в это внёс и Чак Берри, который романтизировал опыт американского подростка, сделал его образ лирическим в таких песнях, как School Days, Roll Over Beethoven и Sweet Little Sixteen.

Берри старался писать музыку для всех, вне расы и национальности, поэтому даже в Johnny B. Goode заменил «colored boy» на «country boy», чтобы никто не воспринимал песню в контексте расовых отношений.

Джерри Ли Льюис

Самый дикий музыкант своего времени и такой же человек. Свой вклад он внёс не только в развитие рок-н-ролла как жанра, но и в становление образа рок-звезды. Из-за своего вызывающего поведения он часто становился героем скандалов.

Льюиса также поддерживал Сэм Филлипс, который искал нового Элвиса, а получил панка. Джерри был пианистом, что, казалось бы, должно было мешать ему вытворять всякое на сцене. Но как бы не так!

Во время концертов из Джерри выплёскивалась необузданная энергия. Он подпрыгивал на стуле, дико тряс ногами и с бешеной скоростью лабал на рояле. Посмотрите, что Льюис вытворял на шоу Стива Аллена.

В 1956 году Льюис начал карьеру, а уже в 1958-м вляпался в огромный скандал: пресса узнала, что он женился на 13-летней двоюродной сестре. После этого в США Льюис мигом вылетел из радиоэфира. Карьеру ему удалось восстановить в середине шестидесятых, когда публика подзабыла о скандале — Льюис вновь стал популярен в Европе. Правда, тогда он уже начал играть кантри. За время короткого всплеска популярности в конце пятидесятых Джерри написал не так много хитов, но все они прочно вошли в золотую коллекцию рок-н-ролла.

Литл Ричард

Ричард пел очень громко, подобно церковным исполнителям в стиле госпел. Его громоподобное пианино горячо ревело и выдавало ритм, который провёл черту между рок-н-роллом и R&B, буги-вуги и другими жанрами.

В Tutti Frutti лирика, которую Ричард обычно исполнял в ночных клубах, показалась продюсерам сексуально развязной, и те наняли автора песен, чтобы сгладить уровень неприличия, сохранив энергию.

Ричард провоцировал публику не только чересчур громкой музыкой, но и образом: тонкие «карандашные» усы, пышная причёска помпадур и яркий гардероб. Его андрогинный образ предсказал моду будущего — как в роке (посмотрите на глэм-рокеров вроде Дэвида Боуи), так и в поп-музыке (сравните с образом Принса).

В игре на фортепиано Ричард извращался не меньше, чем Джерри Ли Льюис: играл, стоя спиной к инструменту, закидывал ногу на клавиши — похожим образом рокеры изгалялись над гитарами.

В рок-н-ролле было принято постоянно перезаписывать песни друг друга, а в хит‑парады могли попасть две версии одного и того же трека. Молодые рокеры шестидесятых постоянно обращались к классике рок-н-ролла — например, в репертуаре The Beatles было много таких песен. Так вот, Литл Ричард был одним из самых исполняемых артистов. Кроме Tutti Frutti, он написал много других мегахитов. В их числе, например, Long Tall Sally.

Бадди Холли

Худой парень в очках с роговой оправой был одним из первых рок-звёзд, ставших, что называется, кандидатами от народа. Бадди Холли был похож на обычного парня, который живёт по соседству.

Элвис был набриолиненным хулиганом, Литл Ричард и Джерри Ли Льюис — маниакальными энерговампирами, Чак Берри — гитарным мастером. Им можно подражать, но вряд ли получится повторить. А вот высокий тенор Бадди Холли мог скопировать любой неуверенный в себе школьник, купивший на сэкономленные деньги первую гитару.

Трагическая смерть в авиакатастрофе, когда Холли было всего 22, сделала его одним из первых рок-идолов.

Билл Хейли

Песня Rock Around the Clock группы Bill Haley & His Comets стала одним из главных хитов пятидесятых и первой из рок-н-ролла попала на верхушку главного чарта Billboard. Во многом благодаря её успеху в 1954–1955 годах рок-н-ролл закрепился в массовом сознании. При этом Rock Around the Clock звучит очень винтажно: в аранжировке есть контрабас и саксофон, а написана песня по схеме 12-тактового блюза.

«Мы дебютировали в этом жанре, — сказал Хейли журналу Rolling Stone в 1967 году. — Мы соединили кантри и вестерн с ритм-н-блюзом, и это был рок. Первые три года были нашими, полностью нашими, пока не появился [Элвис] Пресли».


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована