Кино Музыка
#статьи

Что такое панк-рок

Этот жанр с 1970-х и до наших дней считают главной музыкой протеста.

Фото: Zucchi Uwe / picture alliance / Getty Images

В этом материале вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Особенности панк-рока

  • DIY (do it yourself, сделай сам). Многие панки против больших звукозаписывающих компаний. Они сами записывают и распространяют песни.
  • Простое строение песен. Обычно панк — это песни по 2–3 минуты по схеме «куплет — припев».
  • Нет соло-партий. Это больше любят металлисты или блюз-рокеры, которые хотят похвастаться своими невероятными навыками игры на гитаре. Панки же самоутверждаются скорее уровнем заряда в песнях.
  • Энергия важнее мастерства. Панк, как правило, не играют люди с высшим музыкальном образованием или те, кто оттачивает навыки игры на гитаре до посинения. Это идёт против законов жанра.

Как появился панк-рок

Что-то похожее появилось ещё в середине шестидесятых. Исполнители рок-н-ролла и ритм-н-блюза в Британии наращивали гитарную мощь в своих песнях, делали песни быстрее и тяжелее, чем у американских коллег. Типичным стало использование очень сырого гитарного дисторшена, достичь которого можно было только благодаря испорченному музыкальному оборудованию.

В шестидесятых такую музыку называли гаражным роком, поскольку она была далека от стандартов записи профессиональной индустрии. Молодые группы отрывались и будто соревновались друг с другом в том, кто будет громче и отвязнее.

Одна из самых громких и тяжёлых сцен возникла в Детройте. Оттуда вышли такие группы, как MC5 и The Stooges во главе с Игги Попом. Последних можно назвать главными предшественниками панка. Игги Поп на выступлениях делал такое, что потом переняли многие панки: он постоянно провоцировал и шокировал публику — носил собачий ошейник, втыкал в грудь осколки стекла, прыгал в толпу.

Почему появился панк-рок

Все перечисленные выше группы сейчас не называют в полной мере панком. Чтобы появился новый жанр, нужно было сойтись двум тенденциям: музыкальной и социальной.

Почти все семидесятые одним из главных жанров был прогрессивный рок — очень непростое направление. Для него характерны долгие многочастные песни, альбомы с единым сюжетом, использование синтезаторов и нероковых инструментов. В проге все музыканты были профессионалами высшего класса, которые исполняли сложнейшие соло-партии. Вот пример от группы Yes — виртуозная песня почти на 19 минут.

Прогеры не сидели где-то в андерграунде — группы вроде Pink Floyd и Genesis отлично продавали альбомы. Но чем дольше это длилось, тем больше раздражения это вызывало у молодых музыкантов. Рок появился как демократичная музыка, которую может играть каждый, а с прогом без подготовки не справиться.

Да и долгая работа над песнями в студиях с кучей дорогих инструментов отдавала элитарностью, что не было близко простому народу. Не приближало прогеров к массовому слушателю даже то, что они часто поднимали социальные проблемы.

Поэтому панки провозгласили откат рока к его рок-н-ролльным корням, где всё решает не исполнительское мастерство, а энергия, харизма, ярость.

Только панки вывели это на новый уровень, ведь звучание традиционного рок-н-ролла было слишком мягким для конца семидесятых. Пример прямой преемственности — кавер группы The Clash на песню рок-н-ролльщиков The Crickets.

Политика и панк-рок

Политика сыграла огромную роль в формировании панк-сообщества. В разных странах были свои причины для недовольства, но прежде всего к панку прибивались приверженцы левого движения, набиравшего популярность среди молодёжи в пятидесятые и шестидесятые.

Многие группы поддерживали идеи анархизма и в своих песнях защищали угнетённый рабочий класс, к которому принадлежали и сами. Глобально творчество таких панк-групп было направлено в первую очередь против капитализма. Часто мишенями для их гнева становились политики, которые удостаивались не самых лестных сравнений.

Оглушительный хит 1977 года — God Save the Queen, в которой Sex Pistols что есть сил оскорбляет Елизавету II и называет её правление фашистским режимом.

В США крайне левая группа Dead Kennedys записала песню California Uber Alles, в которой называла правого губернатора Калифорнии Джерри Брауна фюрером, а его политику сравнивала с репрессиями нацистов.

В Британии группа Chumbawamba значительную часть творчества посвятила прямым наездам на Маргарет Тэтчер и её политику неолиберализма. Также музыканты были настроены против фашизма, сексизма и расизма. В девяностых они, правда, сменили стиль на поп-рок, но при этом не перестали проводить политические акции: давали благотворительные концерты перед бастующими профсоюзами, а во время выступления на церемонии премии Brit Awards облили водой Джона Прескотта, заместителя премьер-министра Тони Блэра.

Также в панк-среде были и более узкие идеологические группы: участницы движения riot grrrl отстаивали ценности феминизма и пели об изнасилованиях, сексуальных домогательствах и патриархате, а группы из движения straight edge выступали за права животных и поддерживали веганское движение.

Стиль в одежде

Наряды панков были таким же высказыванием, как и музыка. Рваные вещи, кожа, шипы, булавки, БДСМ-атрибутика, яркий макияж, короткие причёски у девушек, ирокезы, провокационные надписи и атрибутика (вроде распятий и свастик).

Нарочито дешёвый панковский «лук», собранный из первого, что попалось под руку, поначалу ставился в пику дорогим костюмчикам респектабельных людей, заряженных на продвижение по карьерной лестнице, взращивание капитализма и общества потребления.

Но, в конце концов, образ панка и сам стал коммерческим. Одними из архитекторов панк-моды стали муж и жена: Малкольм Макларен, менеджер Sex Pistols, и Вивьен Вествуд, одна из самых влиятельных модельеров.

Их лондонский магазин стал местом притяжения для панков. Вествуд быстро попала в центр внимания благодаря футболкам с изображением серийных убийц, Микки Мауса, занимающегося сексом, ковбоев, демонстрирующих свои половые органы, и портрета королевы с английской булавкой в губе.

Плакат God Save The Queen художника Джейми Рида, выпущенный ограниченным тиражом. Его можно приобрести за 1350 фунтов
Изображение: Jamie Reid / Enter Gallery

Поджанры панк-рока

Исследователи насчитывают семь основных видов.

Хардкор-панк

Ключевые группы: Minor Threat, Black Flag, Bad Brains.

Появился в Нью-Йорке в начале восьмидесятых. Помимо протестности, характеризуется быстрой, тяжёлой и агрессивной музыкой и короткими песнями, которые иногда сокращались до минуты. Певцы в хардкор-панке использовали экстремальные техники вокала, при этом их пение чаще напоминало скороговорки, поскольку им ещё нужно было успеть за гитарами.

Ска-панк

Ключевые группы: Catch 22, Reel Big Fish, Streetlight Manifesto, Ska-P, Talco.

Смешение панка и ямайского ска — стиля с обилием духовых и игрой в слабую долю. Рокеры заимствовали трубы, тромбоны и саксофоны, благодаря чему ска-панк стал одним из самых весёлых и танцевальных разновидностей жанра. Что, впрочем, не мешает ему быть музыкой политактивистов.

Например, испанцы Ska-P спели задорную Crimen Sollicitationis про ненависть к Ватикану и удалую Wild Spain про интерес местных жителей и туристов к жестокой народной забаве — корриде.

Поп-панк

Ключевые группы: Green Day, Offspring, Blink-182, Sum 41, My Chemical Romance.

Это самый позитивный вид панк-рока. В нём реже поднимают политические вопросы, певцы поют менее агрессивно, а гитары звучат легче. Такой панк ближе к альтернативному року и другим жанрам, которые подходили для радио и ТВ.

Группы с подобным звучанием появлялись ещё в семидесятые (Ramones и Buzzcocks), но они долго оставались в меньшинстве. В девяностых и нулевых такая музыка больше привлекала подростков, чем рабочую молодёжь, поэтому жанр стал самым коммерчески успешным.

Дэт-рок

Ключевые группы: Christian Death, 45 Grave, UK Players, Super Heroines, Kommunity FK.

Дэт-рок ближе к субкультуре готов, чем панков. Его представителей интересует не политика, а мрак, ужас и хоррорная эстетика. Гитары в дэт-роке звучат, как и в панке, быстро, но всё равно получается не дестрой, а скорее экзистенциализм. Вокалисты поют соответствующе — глубокими и театральными голосами.

Сайкобилли

Ключевые группы: The Meteors, The Cramps, Mad Sin, Bloodsucking Zombies From Outer Space, The Krewmen.

Эклектичный жанр, сочетающий панковские гитары с мелодиями и аранжировками из старой американской музыки — кантри и рокабилли. Вместо бас-гитары здесь часто можно услышать контрабас. Обычно треки выдержаны в духе хорроров и научной фантастики.

Диджитал-хардкор-панк

Ключевые группы: Atari Teenage Riot, Cobra Killer, Lolita Storm, Rabbit Junk.

У многих жанров со временем появляется рейвовая версия, где все те же приёмы пытаются выполнить при помощи электронных инструментов. Это случилось и с панк-роком. В ход пошло смешение со всеми агрессивными рейв-жанрами: хардкор-техно, брейкором, драм-н-бейсом, индастриалом, габбером, глитчем.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована