«Презумпция невиновности»: неоднозначный процедурал с Джейком Джилленхолом
Разбираем спорную новинку Apple TV+.
Кадр: сериал «Презумпция невиновности» / Apple TV+
Мини-сериал «Презумпция невиновности» — это экранизация одноимённого романа Скотта Туроу, в котором прокурора Расти Сабича судят за убийство коллеги и любовницы. Авторы сериала, подобно автору первоисточника, до победного держат в тайне личность убийцы. Создатели юридического триллера одинаково много времени посвящают и переживаниям протагониста, и судебному процессу, а ещё от серии к серии стреляют в зрителя клиффхэнгерами. Так кто здесь на самом деле виноват?
В этой рецензии расскажем:
- о сюжете сериала;
- его создателях;
- героях «Презумпции»;
- драматической составляющей;
- и о суде над главным героем.
Читайте также:
О чём сериал
В Чикаго громкие выборы: на место старого окружного прокурора Реймонда Хоргана (Билл Кэмп) метит более молодой и дерзкий Нико Делла Гуардиа (О. Т. Фагбенли). Заместитель нынешнего прокурора, Расти Сабич (Джейк Джилленхол), тоже в опасности — его место стремится занять обиженный на весь мир коллега Томми Молто (Питер Сарсгаард). И вот незадача: прокурора Кэролин Полимус (Ренате Реинсве), напарницу Расти, находят мёртвой в собственном доме. Кто-то ударил несчастную кочергой по затылку, а затем изощрённо связал бездыханное тело. Расследовать убийство берётся сам Расти.
Никаких вещественных улик Сабич не находит, а потому, потеряв доверие избирателей, старый прокурор уступает место молодому. Дело переходит Нико и Томми, которые, чуть покопавшись в произошедшем, выясняют, что Расти и Кэролин были любовниками, а последний раз виделись в ночь убийства дома у жертвы. Поскольку других подозреваемых нет, главным и единственным автоматически становится Сабич. Защищать его, хоть и не без уговоров, соглашается бывший начальник. Помощником адвоката становится подающая надежды юристка Миа (Гэбби Бинс).
Пока во всех местных новостях обсуждают резонансное дело, разлад происходит и в семье Расти. Жена подсудимого, Барбара (Рут Негга), знала об изменах и раньше, однако Расти, даже сознаваясь во вранье, говорил не всю правду. В ходе расследования выясняется, что роман длился гораздо дольше, чем утверждал Сабич, что мужчина был буквально помешан на любовнице и что у них должен был родиться ребёнок.
Тяжело переживают скандалы и суд дети семейства — Джейден (Чейз Инфинити) и Кайл (Кингстон Руми Сауфвик). Для них происходящее с отцом — не меньшее испытание, чем для него самого. А главное, никто из причастных до конца не понимает, куда приведёт расследование и действительно ли Расти виновен.
Кто снимал сериал
В основе истории — роман писателя и юриста Скотта Туроу, опубликованный в 1987 году. Через несколько лет, в 1990-м, книгу экранизировал Алан Дж. Пакула, главную роль в этом фильме сыграл Харрисон Форд. И вот спустя несколько десятилетий вышла новая адаптация.
Сценарист Дэвид Э. Келли («Большая маленькая ложь») повторил завязку сюжета и перенёс книжных персонажей на экран без особых изменений. Однако в шоу Apple TV+ присутствуют далеко не все сюжетные линии романа и далеко не все чеховские ружья стреляют — оставляя возможный задел на будущее. Сериал вполне можно назвать законченным произведением, однако платформа уже дала зелёный свет второму сезону. Хотя есть вероятность, что шоу превратится в антологию, где сезоны друг с другом никак не связаны.
Это уже второй сериал 2024 года авторства Келли, где успешный человек сталкивается с давлением системы, на которую так долго работал. Но есть нюанс. В сериале «Мужчина в полный рост» Джефф Дэниелс играл жадного бизнесмена, — очевидная аллюзия на Трампа, — который получал справедливое наказание.
С героем Джилленхола всё немного сложнее: да, он виноват в том, что изменил, но его нельзя назвать безоговорочным лжецом и плохим прокурором — за плечами Расти 15 лет безупречной работы. В обоих случаях Келли удалось создать противоречивых, но довольно пустых персонажей — глубины героям придают талантливые актёры.
Режиссёрский дуэт Грега Яйтанса и Анне Севитски (они вместе работали над «Касл-Роком») особо не удивляет: сериал сделан в стандартной для Apple TV+ манере. Платформа будто всякий раз, когда снимает процедурал или драму — или всё вместе, — использует методичку: приглушённая цветокоррекция, минимум монтажных склеек, обилие крупных планов и, конечно же, грустные лица главных героев. Эти приёмы использовались в «Защищая Джейкоба», «Разделении», «Не сработало» — а теперь и в «Презумпции невиновности».
Какими получились персонажи
Расти Сабич — Джейк Джилленхол
Пускай Джилленхол постоянно хватается за голову, это нисколько не портит впечатление от его игры. Актёр здесь блистает — это практически его бенефис. Здесь стоит сказать спасибо истории, выстроенной вокруг протагониста, она даёт Джилленхолу карт-бланш в плане исполнения.
Расти получился человеком не без недостатков: он импульсивный, самонадеянный и не отличается верностью жене. При этом Сабич не лишён эмпатии и чувства справедливости — поэтому окружающим так сложно поверить в то, что он убийца. Своей игрой артист смущает и зрителя: когда Расти теряет контроль и избивает пришедшего к дому мужчину, мы начинаем думать, что такой жестокий человек способен и на убийство. Но когда мы видим его трепетное отношение к убитой возлюбленной или детям, в голову начинают закрадываться сомнения.
Сценарий заставляет Джилленхола раз за разом повторять клишированные фразы и безостановочно предаваться рефлексии, однако даже в подобных сценах актёр выкладывается на максимум. В схожем амплуа он уже представал в фильмах «Зодиак» и «Пленницы», но это не значит, что Джейк продолжает эксплуатировать привычный для него образ, — наоборот, он всякий раз трансформирует его под нужды конкретной картины. В «Презумпции» Джилленхол кажется более хрупким, чем в перечисленных выше лентах. И здорово осознавать, что в один и тот же год актёр может подурачиться на съёмках старомодного боевика («Дом у дороги»), а затем прикрыть голый торс костюмом-тройкой и погрузиться в самобичевание.
Читайте также:
Кэролин Полимус — Ренате Реинсве
Сценаристы безжалостно обделили Ренате Реинсве: её персонаж — это буквально герой флешбэков. Кэролин появляется часто, но лишь на мгновения. Основные сцены с ней — постельные. Трудно сказать, сколько часов обнажённые Джилленхол и Реинсве провели в обнимку, потому как подобные эпизоды есть в каждой из восьми серий.
Полимус практически лишена реплик, а наверняка про неё можно сказать только то, что она тоже была не совсем честным человеком: то умолчит о важной улике в деле об убийстве, то соврёт коллеге прямо в лицо. Целый сезон все плачутся по Кэролин, но зрителю так и не объяснили, почему же эта девушка такая особенная. Она движущая сила всей истории, но при этом в саму историю героиня внедрена как-то криво.
Бедная Ренате: то изображала изуродованный труп, то бесконечно снималась нагишом (и тут даже Томми Вайсо, режиссёра «Комнаты», возмутило бы количество немотивированных секс-сцен).
Семья Расти — Негга, Инфинити и Сауфвик
С виду у Расти любящая семья: Барбара прощает мужу многочисленные измены и враньё, а дети души не чают в папаше, который не раз отрекался от них, обещая Кэролин сбежать с ней подальше от близких. Но у каждого свои скелеты в шкафу: Барбара в какой-то момент чересчур сближается с барменом-искусствоведом (такие бывают?), Кайл выбрасывает велосипед, попавший на камеры в злополучную ночь, а Джейден как будто бы слишком много знает о деле и о родительских конфликтах.
Если поначалу кажется, будто Расти не заслуживает такой славной семьи, то под конец мы понимаем, что все Сабичи сделаны из одного теста. Никто из них не злодей в чистом виде, но и безгрешным вряд ли кого-то можно назвать.
Сторона защиты — Кэмп и Бинс
Героиня Гэбби Бинс, молодой адвокат Миа, в истории почти никакой роли не играет. Её персонаж нужен сюжету только в нескольких сценах, чтобы на время поднять уровень драмы. Гораздо интереснее ситуация с актёром Биллом Кэмпом.
Кэмп здесь играет одного из самых харизматичных персонажей, и даже в сценах с Джилленхолом не теряется и не отходит на второй план. Его герой — пожилой прокурор, который отказывается идти на поводу у жены и выходить на пенсию. Защищать Расти он вызывается среди прочего чтобы не выглядеть проигравшим на фоне избрания нового прокурора. Реймонд Хорган готов буквально вернуться с того света, чтобы добиться долгожданной победы.
Он профессионал своего дела и не позволяет эмоциям затуманить взор, как это делает Расти. А вендетта Хоргана с «засранцем-1» и «засранцем-2» — единственная смешная линия в сериале.
Сторона обвинения — Фагбенли и Сарсгаард
Теперь к тем самым «засранцам». У Фагбенли роль небольшая — чаще всего прокурор стоит или сидит за своим помощником и многозначительно кивает. Нико Делла Гуардиа харизматичен: подобно Марлону Брандо в «Крёстном отце», он выдвигает нижнюю челюсть и забавно жестикулирует. Окружной прокурор точит зуб на бывших коллег, но не так одержим победой, как его ближайший соратник.
Судьба персонажа Сарсгаарда довольно печальна. Актёр прекрасно играет обиженного на весь мир юриста Томми Молто, но сценарий его арку нещадно кромсает. Мы видим предпосылки для обиды Молто на Расти (и местами на Кэролин), видим, что он одинок: только кошка ждёт его дома, — но на этом история антигероя заканчивается. В романе несостоявшемуся роману между Томми и Кэролин уделено достаточно внимания, но в сериале всё свели к парочке сцен, по которым можно только предположить, что между ними что-то было.
Сарсгаард здесь пытался изобразить скрытое благородство, как у Северуса Снейпа, например. Только вот Келли словно забыл, что вёл персонажа по этой дороге и в конце оставил его ни с чем. Получается, что он гад по натуре, но это явно не так. Ждём второго сезона, который раскроет потенциал Сарсгаарда по полной и подарит его персонажу вменяемую предысторию (мечты-мечты…).
Чем интересна интрига истории
Смотреть «Презумпцию» было бы скучно, если бы создатели сразу (или почти сразу) раскрыли перед зрителями все карты. Обычно этим грешат фильмы и сериалы, где упор сделан на драматическую составляющую. Например, в «Судье» с Робертом Дауни — младшим авторы так и поступили: недолго утаивали, что отец семейства действительно убил человека. Расследование и суд в картине были очень театральными и служили лишь дополнением к истории семейной трагедии.
Однако в фильме «Судья» проблема «отцов и детей» раскрывается и без судебного процесса, а вот в «Презумпции» главный конфликт будто и не заявлен вовсе. Стоит убрать отсюда судебное разбирательство, и будет казаться, что это несуразная драма, в которой герои не могут до конца разобраться со своими чувствами и желаниями.
Но у сериала Apple TV+, кажется, не было задачи выстроить конфликт в вакууме. Его главная фишка напрямую связана с жанром юридического триллера. Создатели явно хотели держать зрителей в напряжении до финальных титров заключительной серии. Такой ход действительно помог сохранить интригу, дополнительно подогреваемую клиффхэнгерами в конце каждого эпизода.
Чем больше деталей мы узнаём, тем сложнее оставаться непредвзятыми и «болеть» за главного героя. А ведь сопереживать ему нас заставляют по умолчанию — он центр всей истории, он фокальный персонаж, глазами которого мы видим картину случившегося. Другое дело, что Расти может оказаться ненадёжным рассказчиком, и тогда получится, что всё это время он водил за нос не только героев истории, но и зрителей.
Яйтанс и Севитски погружают нас во внутренний мир протагониста частой демонстрацией флешбэков, в которых Сабич отлично проводит время с Полимус. В этих воспоминаниях и цвета теплее, и даже улыбки на лицах присутствуют. Эти флешбэки, подобно настоящим обрывкам памяти, часто сменяют друг друга в хаотичном порядке, но тем правдоподобнее они выглядят — неужто и правда любовь была? Тогда убийство исключается!
Ещё один пунктик — сны героев. И вот сновидения, в отличие от флешбэков, есть не только у Расти. Реймонд часто наблюдает тревожные предзнаменования, в которых его друг убивает девушку, а собственная голова Реймонда взрывается (да-да, «Пацанов» же все видели?). Подобные сцены призваны переубеждать тех, кто поверил воспоминаниям Расти. По сути, сериал опровергает сам себя, специально путая зрителя. Угадаете, под каким из перетасованных стаканчиков скрывается правда?
Как показан судебный процесс
Помимо драмы, в сериале много детектива. Первая половина сезона — расследование убийства. Оно показано не так изобретательно, как в «Настоящем детективе» или в «Шерлоке», но точно лучше, чем в недавнем «Эрике» Netflix. Поначалу расследование интригует ещё и тем, что мы ничего не знаем о романтической связи между Расти и Кэролин.
Джилленхол здорово отыгрывает неведение относительно некоторых важных для дела фактов, а его персонаж изо всех сил пытается связать убийство возлюбленной со схожим, которое произошло несколько лет назад. Тогда маньяка поймали и посадили за решётку, но он поклялся отомстить тем, кто его судил, — и Кэролин была первой в списке.
Читайте также:
В середине сезона детектив довольно резко обрывается, и вот мы уже в зале суда. Оператор часто снимает с рук, крупным планом выхватывает реакции персонажей и играет с расфокусом. Поэтому нервничают не только участники процесса в зале суда, но и зрители, которые за ними наблюдают.
В моменты судебных разбирательств «Презумпция» визуально и тематически начинает смахивать на другой сериал Apple TV+, «Защищая Джейкоба». Загибайте пальцы: в обоих сериалах главный герой — окружной прокурор, до последнего непонятно, убийца ли подсудимый (только в «Джейкобе» судят сына главного героя), в семье протагониста нарастает взаимное недоверие, и там и там приглушённые цвета и привычные для процедуральных драм операторские приёмы.
Это не значит, что авторов сериала с Джейком Джилленхолом можно обвинить в плагиате, но онлайн-платформа явно выпускает похожие друг на друга сериалы неспроста. Людям нравятся сложно устроенные истории в красивой обёртке, где до конца сохраняется интрига, — даже если разгадка оказывается несколько разочаровывающей.
Концовка сериала оставляет ощущение фрустрации: вроде и неожиданно, но как-то слишком притянуто за уши. Такой финал устроит только тех зрителей, кто любит формат «да-быть-того-не-может». А вот те, кто предпочитает самостоятельно собирать пазл во время просмотра и затем сверять получившийся результат с реальной развязкой, останутся разочарованы: слишком мало ниточек вело к такому исходу. И это претензия именно к сериальной версии истории — в романе и фильме 1990-го всё заканчивается совсем иначе.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс