Кино Музыка
#статьи

Не украл, а позаимствовал: что такое музыкальный плагиат

Где грань — разбираемся вместе с юристом.

Иллюстрация: user18526052 / Freepik / Jon Flobrant / Daniel Chekalov / Seyi Ariyo / Alex Suprun / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Часто, когда музыкантов обвиняют в том, что они украли у кого-то мотив, они утверждают: в музыке всего семь нот, невозможно придумать что-то принципиально новое. А ещё есть поговорка «Всё новое — хорошо забытое старое».

Из этой статьи вы узнаете:


В каких музыкальных жанрах крадут чаще всего

Некоторые жанры построены на пиратстве. Классический метод хип-хопа: из одной песни берём отрывок ударных, из другой — клавишные или гитарный рифф, зацикливаем, и готово. За всю историю развития жанра ни у кого не было и мысли о том, чтобы соблюсти чьи-то авторские права.

Таким был и подпольный рейв. Например, в песне F**k The Legal Stations дуэта Rum & Black семплирован гитарный запил из песни Принса. Название композиции прямо говорит о том, как диджеи относятся ко всему, что связано с правом.

Любые музыканты, выходя на большую аудиторию, были вынуждены иметь дело со сложностями копирайта. Например, в 1989 году трио Beastie Boys, одни из первых звёзд хип-хопа, выпустило альбом Paul’s Boutique, где на 15 песен пришлось 105 чужих семплов. Критики оценивали запись как одну из вершин хип-хопа тех лет, но за это пришлось дорого заплатить: за право использовать отрывки песен отдали около 250 тысяч долларов. Это, правда, намного меньше, чем получилось бы в наши дни.

В этой песне 24 (!) семпла

Екатерина Калиничева

юрист в сфере интеллектуальной собственности

— Заимствование музыки не подпадает под определение цитирования: оно допускается только в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Сегодня российские законы (впрочем, как и законы в большинстве стран) не определяют минимально допустимый объём использования чужой музыки. Если вы возьмёте даже три секунды без разрешения автора и он докажет, что звучит сочинённый именно им фрагмент, вам может грозить серьёзное наказание.

Один из главных скандалов, связанный с семплами, произошёл, как ни странно, с рокерами. Группа The Verve в 1997 году выпустила суперхит Bitter Sweet Symphony, в котором использовала отрывок из оркестровой обработки песни Rolling Stones The Last Time. Сначала группе разрешили использовать шесть нот, но потом правообладатели заявили, что группа превысила лимит. В итоге The Verve проиграла суд по делу о плагиате и до 2019 года не получала ни фунта за свою самую популярную песню.

Как музыканты договариваются о заимствовании песен

Иногда рэперы заимствуют целые припевы.

Припев — элемент песни, который должен выделяться, поэтому по закону жанра в нём обычно не читают, а поют. Но большинство рэперов петь не умеют, поэтому предпочитают либо пригласить R&B-певца, либо просто выдернуть припев из другой песни.

Екатерина Калиничева

— Часто исполнители всё же стараются договориться об использовании того или иного фрагмента с его автором. Такое допускается законом, а размер оплаты определяется сторонами. Если автор отказывается предоставить право перерабатывать своё произведение, то в России он впоследствии может требовать выплаты компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Бывают случаи, когда можно требовать сумму и побольше. В таких случаях в иске пишется подробное обоснование размера компенсации.

Иногда авторы не просто разрешают использовать большие отрывки из своих песен, а ещё и участвуют в создании новой версии. Песня Эминема Sing for the Moment основана на треке Aerosmith Dream On. К записи присоединились участники Aerosmith — вокалист Стив Тайлер и гитарист Джо Перри. Тайлер спел оригинальный куплет, а Перри исполнил соло.

История знает случаи, когда одна песня была практически копией другой, но авторы договаривались друг с другом. «U Can’t Touch This» M.C. Hammer — почти точная копия песни Рика Джеймса Super Freak: по сути, в версию Хаммера добавлено только немного ударных. Когда U Can’t Touch This стала одной из самых популярных песен начала девяностых, Рик Джеймс подал иск, но всё решилось в досудебном порядке: музыканта указали одним из авторов песни, и он получил заслуженные миллионы.

Впрочем, полагаться на доверительные отношения в шоу-бизнесе — вещь опасная. Сначала автор не против того, что его творение переосмыслили, а потом идёт в суд.

Яркий пример — история хита 2018 года Lucid Dreams, эмо-рэп-баллады Juice WRLD. Она основана на гитаре из песни Стинга Shape Of My Heart, причём не на коротком отрывке, а на полноценной мелодии. Стинг изначально хвалил песню, но, когда она стала чрезвычайно популярной, потребовал 85% от дохода — так говорил менеджер Juice WRLD. Стинг в интервью Billboard всё отрицал.

Можно ли украсть народную песню

Иногда граница между кавером и плагиатом настолько тонка, что разобраться может только суд. Для примера вспомним историю знойного хита конца восьмидесятых — Lambada группы Kaoma. В ней плагиат своей песни Llorando Se Fué увидела боливийская группа Los Kjarkas.

И всё бы ничего, но Llorando Se Fué не назовёшь абсолютно оригинальной — её корни уходят в народную музыку Боливии. Кроме того, свою версию этой песни спели перуанцы из группы Cuarteto Continental de Alberto Maraví.

Однако в суд Los Kjarkas подала только на Kaoma. И выиграла это дело.

Екатерина Калиничева

— Произведения народного творчества не охраняются авторским правом, поскольку у них нет конкретных авторов. Нет какого-нибудь абстрактного фонда народного наследия, которому принадлежат права на древние песни. Поэтому песню нельзя считать плагиатом, если она является переработкой народной песни. Cuarteto Continental de Alberto Maraví не участвовала в судебном процессе, поскольку истец обращается сам с конкретным нарушением и к конкретным ответчикам. То есть не суд ищет нарушения, а сам истец. Значит, истец по каким-то причинам не захотел обращаться с заявлением к группе: может быть, не усмотрел нарушения, а может, стороны договорились.

Как определяют плагиат мелодии

Частый случай в судебных разбирательствах — когда одна песня похожа на другую. Разберём на примере песни Creep группы Radiohead.

В девяностые в России вышла до боли похожая на неё песня «Любочка» группы «Маша и Медведи». Это был не кавер, а буквально та же самая музыка.

Впрочем, в Radiohead вряд ли вообще узнали о существовании «Маши и Медведей», зато наткнулись на песню Get Free Ланы Дель Рей.

Звучит похоже, правда? В Radiohead тоже так подумали, поэтому вели с представителями Ланы Дель Рей переговоры об авторских правах. Певица обвиняла Radiohead в том, что группа требовала все 100% дохода, в Radiohead отрицали и само требование, и наличие официального иска.

С точки зрения теории музыки Лана Дель Рей написала почти ту же песню, что и Radiohead. Об этом говорят, например, Джефф Перез, эксперт по авторским правам и профессор университета Нью-Йорка, и музыковед Дэн Богосян. В Get Free та же последовательность аккордов, ритм и мелодическая структура почти идентичны, есть лишь небольшая разница в тональности. Но, видимо, претензии Radiohead быстро сошли на нет: авторские права на Get Free так и не были обновлены, а Лана Дель Рей сохранила возможность исполнять песню.

Екатерина Калиничева

— Для решения таких задач проводится музыковедческая экспертиза. Эксперты отвечают на вопросы, совпадает ли нотный ряд, темп, звучание и так далее.

Плагиат — это не только намеренное, но и неосознанное воровство. В начале семидесятых экс-битла Джорджа Харрисона обвинили в том, что для своей песни My Sweet Lord он сплагиатил элементы He’s So Fine The Chiffons.

В песнях схожие припевы и повторяются гаммы. Харрисон признавал, что знал о записи The Chiffons, но отрицал её влияние на свою песню. Суд постановил, что Харрисон подсознательно (!) скопировал песню. Эксперт заявил в суде:

«Сознательно ли Харрисон использовал музыку из He’s So Fine? Я не верю, что он сделал это намеренно. Тем не менее ясно, что My Sweet Lord — это та же самая песня, что и He’s So Fine, но с другими словами, а у Харрисона был доступ к He’s So Fine. По закону это является нарушением авторских прав, хотя оно и совершено подсознательно».

В итоге Харрисону присудили выплатить почти 1,6 миллиона долларов. Это составило три четверти роялти, полученных от My Sweet Lord в Северной Америке, а также значительную часть доходов от альбома All Things Must Pass.



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована