16 главных релизов апреля: Тейлор Свифт, Хаски и Vampire Weekend
А также Дуа Липа, Игорь Цыба и The Black Keys.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
В новом музыкальном дайджесте разбираем:
- главные поп-альбомы мира,
- дерзкий и злободневный хип-хоп,
- кумиров любителей инди-рока,
- и модных электронщиков.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Поп-музыка
Taylor Swift — The Tortured Poets Department
11-й альбом самой популярной певицы мира — это попытка гармонически сочетать звучание сразу нескольких предыдущих работ. The Tortured Poets Department продолжает мягкую электропоп-линию, заданную Midnights, при этом в альбоме немало акустических песен с гитарой и фортепиано, как в Folklore и Evermore, — правда, уже без экспериментов с инди-фолком, фолктроникой и другими жанрами.
Перед релизом Тейлор неожиданно добавила к альбому вторую часть — в результате он состоит из 31 трека и длится два часа. Не ждите, что от этого музыка в The Tortured Poets Department стала разнообразнее, — это самый ровный и однородный альбом Тейлор. Практически все песни похожи друг на друга и музыкально, и текстово, и вокально. Почти нет ярких и цепких припевов. Это будто альбом инди-певицы, а не поп-звезды.
Такой продакшен, за который вновь отвечают Джек Антонофф и Аарон Десснер, призван выделить лирику. Хотя Свифт сейчас в отношениях, The Tortured Poets Department целиком посвящён расставанию с бывшими — актёром Джо Элвином и певцом Мэттом Хили, отсылки к которым разбросаны по всему альбому в виде упоминания их любимых песен или групп.
Dua Lipa — Illusion
Новый альбом Дуа Липы Radical Optimism совсем близко — выйдет уже третьего мая. А Illusion — это уже третий по счёту сингл, который мы получили после Houdini и Training Season. Судя по всем трём песням, нас ждёт разнообразный альбом.
Houdini и Training Season ближе к классическому диско семидесятых, а вот Illusion возвращает нас в начало нулевых: в моде френч-хаус, все слушают Daft Punk и Modjo. Френч-хаус, конечно, тоже вышел из диско, но он ближе к электронике и в нём куда больше самостоятельности. Вот и песня Дуа Липы не звучит как «Houdini + электронные ударные» — это совсем другой стиль: с диско-атмосферой, с классическим для хауса клавишным риффом. Ну и никуда не делись любимые Кевином Паркером, продюсером Липы, психоделические переливы синтезатора.
Dead Blonde — Перестройка
Dead Blonde прославилась своими стилизациями под девяностые, но на четвёртом альбоме мастерство мимикрии дошло до предела. Песни из «Перестройки» невозможно отличить от тех, что в действительности записывали в России 30 лет назад. А на примере лирической героини Dead Blonde показывает, как после распада СССР изменилось наше общество.
Всё начинается невинно: поздний СССР, героиня-пионерка прогуливает школу вместе с хулиганом из 10-го класса, впереди будущее, напоминающее социалистические лозунги: «Перед нами небывалые пути — / Всю вселенную проехать и пройти, / Бороться и искать, найти и не сдаваться, / И на Марсе будут яблони цвести». Музыка здесь написана в стиле попа восьмидесятых.
Потом всё меняется: идеалы разрушаются, наступают девяностые — время новых возможностей и криминала. Так что героиня из невинной девочки превращается, как это охарактеризовала сама Dead Blonde, в «матёрую стерву»: встречается с бандитом, носит дорогие вещи, подсаживается на наркотики, теряет рассудок, становится певицей.
Игорь Цыба — «По маме Ким»
После вирусного успеха песни «Дымок» Игорь Цыба, он же Ицык Цыпер, продолжает развивать свой стиль, органически сочетая харизму повидавшего жизнь шансонье с модными битами — на этот раз он взял их из хауса. «По маме Ким» — это типичный шансон-сторителлинг про поиск женщин в разных частях мира и воспоминания о вьетнамках и испанках, с которыми когда-то свела судьба. Финал, в соответствии с каноном жанра, несчастливый — любимая уходит от героя, оставив с разбитым сердцем.
«Дымок» так полюбился всем в том числе благодаря негламурному клипу — Цыба просто ходил в разных местах в одежде, которая обычно ассоциируется с пожилыми людьми постсоветского пространства. А вот «По маме Ким» соответствует гламурным требованиям поп-музыки: красивая азиатская девушка в дорогом платье, неоновая студия.
Хип-хоп
Future & Metro Boomin — We Still Don’t Trust You
В марте Future и Metro Boomin с королевским размахом выпустили альбом We Don’t Trust You. Он разорвал чарты: три песни в топ-10 Billboard Hot 100, включая Like That на вершине. Да и сам альбом впечатлил: такой сложный продакшен Metro Boomin ещё не делал, в каждом треке много разных инструментов.
We Still Don’t Trust You — вторая часть дилогии, такая же масштабная, но другая: это больше поп, чем хип-хоп. Такой альбом скорее стоило ожидать от The Weeknd — кстати, он появляется здесь в трёх песнях. В некоторых треках нет хип-хоп-ударных, а в Drink N Dance и We Still Don’t Trust You и вовсе появляется танцевальный диско-бит. Также в альбоме много мягких синтезаторных подложек и гитарных вкраплений — они располагают петь, а не читать. В некоторых песнях Future именно это и делает.
После We Don’t Trust You мы ждали от Future и Metro Boomin дорогого хип-хопа с роскошным аккомпанементом. Однако альбом выглядит так, как будто музыканты — R&B-исполнители, осторожно и впервые пробующие хип-хоп.
Rabochiy Gorodok — Lombard
Баста решил вернуть себе даже не 2007-й, а 2000-й. В то время молодёжь по всему миру, особенно в России, обожала рэпкор: Rage Against the Machine, Limp Bizkit, Linkin Park, Кирпичи, Papa Roach, Dog Eat Dog, Clawfinger. Все эти группы вдохновили Басту на создание Lombard: в некоторых песнях («Кольщик», «Гнида») на гитары навешаны такие же квакающие эффекты, которые использовал Том Морелло из RATM, да и риффы похожи.
Также в альбоме можно услышать имитацию хардкорного хип-хопа девяностых с тяжёлыми барабанами и агрессивным речитативом: «Убивать» звучит как неизвестная песня Cypress Hill и House of Pain.
Очевидно, Баста сделал этот альбом не ради хитов, а для удовольствия. Здесь нет никаких духоподъёмных песен вроде «Сансары» — один только злой уличный рэп про конкретных парней, готовых постоять за себя. Название проекта обязывает: Рабочий Городок — район в Ростове-на-Дону, где вырос Баста.
J. Cole — Might Delete Later
Самый неожиданный релиз месяца, выпущенный без анонсов.
Might Delete Later — это не большой концептуальный альбом, а скорее разминочный микстейп, собранный из имеющихся под рукой треков. При этом новые песни по-прежнему интересны и сделаны в привычном стиле Джей Коула, с атмосферой соула.
Ощущение, что альбом выпущен только как фон для конкретного трека — 7 Minute Drill. Но он почему-то идёт не семь минут и не звучит как дрилл, но зато там есть дисс на Кендрика Ламара. В марте Кендрик напал на Коула и Дрейка и задиссил их в гостевом куплете в песне Like That, достигшей первого места в Billboard Hot 100. J. Cole выпустил ответный дисс, в котором назвал Ламара скучным рэпером, который «скатился, как Симпсоны». Правда, вскоре после выхода Коул извинился перед Ламаром — по его словам, это мир «хочет видеть кровь», а он никогда не хотел с ругаться с коллегой — и признал, что его дисс был «тупым». В итоге рэпер удалил 7 Minute Drill. Иронично, учитывая название альбома 😀
Хаски — «Молодой русский»
Хаски обещал выпустить «Русский альбом» в 2022 году (и не сделал этого). Фанаты собирают вышедшие с тех пор песни в плейлист, который мог бы стать «Русским альбомом» — от самого рэпера новостей насчёт релиза не поступало.
И вот новая песня, которая идеально подошла бы для такого концепта. Текст тоскливый и безнадёжный: отец ушёл из семьи, «мама-тайга нас породила и проглотила», никакой веры в будущее. Клип снят в Бурятии, на родине Хаски.
Рэпер придумал интересный выкрут: подобные песни у него были и раньше («Поэма о Родине»), но они звучали как грустный хип-хоп, а в «Молодом русском» Хаски читает под байле-фанк с элементами фонка. Под такое в Бразилии обычно снимают клипы с толпами танцующих на улице. Раньше Хаски ругал рэперов, которые подражают иностранцам, а теперь поменял мнение. Впрочем, от такого контрапункта текст становится ещё тоскливее.
Рок
The Black Keys — Ohio Players
В 2020-м, после пяти лет без релизов, The Black Keys как с цепи сорвались и стали выпускать альбомы чуть не каждый год. Среди них был Delta Kream — их самый «трушный» альбом, где эта коммерчески успешная блюз-рок-группа играла только каверы на древние блюзы. Можно было предположить, что музыканты и дальше будут копаться в архивах, но всё вышло наоборот: Ohio Players стал самым неблюзовым альбомом The Black Keys.
Какие-то новые песни дуэта звучат как инди-рок, другие своим размахом и помпезностью напоминают брит-поп девяностых, а конкретно — творчество Oasis. Вряд ли это совпадение: три песни для Ohio Players помог написать Ноэль Галлахер. Ещё в альбоме появляется Бек, — и если это вполне ожидаемое сотрудничество, то вот песни с рэперами Lil Noid и Juicy J вряд ли можно было предугадать.
Раньше Дэн Ауэрбах и Патрик Карни играли вдвоём, редко привлекая музыкантов со стороны. А вот Ohio Players под завязку набит разными бэк-вокалами, синтезаторами, органами, саксофонами, клавесинами, дополнительными гитарами, семплами, миллионом разных ударных от коровьих колокольчиков до гонгов.
Khruangbin — A La Sala
Когда-то Khruangbin придумали уникальное звучание на стыке психоделии, блюза, соула, фанка, сёрф-рока, и с тех пор от него не отступают. Альбом A La Sala практически не отличается от предыдущих работ трио из Техаса — да и не должен. Стиль Khruangbin с атмосферой шестидесятых и ласковыми и солнечными гитарными переливами нисколько не устарел за последние годы.
Однако небольшое отличие всё-таки есть — в настроении. К неге и ленивому лежанию под солнцем добавилась меланхолия. Это ощущается примерно так: ночь, похолодало, вы сидите на пляже и немного мёрзнете, но всё равно не уходите — возле моря спокойно и безмятежно. К тому же вы точно знаете, что завтра тепло вернётся. Именно так хочется анализировать Khruangbin, потому что вся их музыка — это ощущения и атмосфера, а не истории или эксперименты со звуком.
Vampire Weekend — Only God Was Above Us
Пятый альбом Vampire Weekend — не альбом, а мечта модного музыкального критика. Это инди-рок-альбом со сложным устройством: музыкальный жанр у Vampire Weekend выступает скорее рамкой, в которую можно поместить что угодно. В Only God Was Above Us группа вдоволь экспериментирует, составляя песни из нескольких отличающихся частей, связки между которыми бывают совершенно непредсказуемыми.
Ice Cream Piano взрывается синтезаторами и оркестром. Classical от ударных в хип-хоп-стиле в сочетании с акустической гитарой переходит к соло на саксофоне, которое звучит то грязно и авангардно, то мягко и лаунжево. Connect — самая неровная песня, в которой сложно разобраться: то стучат однообразные ударные, то Эзра Кениг на пианино наворачивает радостные пассажи а-ля Моцарт, то звучат только бас и вокал. А в в Mary Boone вокал Кенига поддерживает хор.
Pearl Jam — Dark Matter
Альбом Dark Matter, 12-й в карьере Pearl Jam, мог стать для них чем-то необычным. Всё дело в 33-летнем Эндрю Уотте — их новом продюсере с любопытной карьерой. Он долго продюсировал только поп-артистов и рэперов: Джастина Бибера, Камилу Кабелло, Риту Ору, Cardi B и других. А потом внезапно ветераны рока стали звать его разнообразить свои пластинки. Уотт помог Элтону Джону сделать альбом коллабораций с современными поп-певцами, привёл Оззи Осборна к «Грэмми» за лучший рок-альбом, а Игги Поп с Эндрю записал первый за 20 лет радиохит.
Уотт уже сотрудничал с вокалистом Pearl Jam Эдди Веддером в его сольном альбоме, так что перспективы были радужными. Они оправдались — заглавный сингл Dark Matter покорил рок-чарты, причём попал сразу на первое место US Mainstream Rock. Такого с группой не было ни разу, даже на пике в начале девяностых.
Альбом звучит как и положено классическим поздним Pearl Jam, у которых пропала гранжевая резкость, а мелодичность альтернативного рока сошлась с эпичными соло из хард-рока. Уотт не тот парень, что приходит в чужой монастырь со своим уникальным звучанием, — он всегда подстраивается под артиста и подчёркивает его достоинства.
Электронная музыка
Boris Brejcha — Level One
Немецкий диджей Борис Брейха уже давно выработал свою формулу техно и вообще не отходит от неё. Композиции по 7–8 минут, высокотехнологичный звук, почти полное отсутствие хуков или акцентных проигрышей — если они и есть, то к ним ведёт долгое вступление, а затем следует такое же долгое послесловие. Ожидание кульминации намного интереснее самой кульминации — Брейха пишет техно, как писатели пишут хорроры, нагнетая саспенс через оттягивание ожидаемых событий. Всё это работало раньше, работает и в Level One — 17 треков, 17 выточенных до мельчайших деталей конструкций.
Fred Again. — USB
Один из самых модных электронщиков мира Fred Again. выпустил сборник своих треков за последние два года. Если вы пропустили взлёт этой яркой звезды, то сейчас можно изучить Фреда в один присест.
Во время ковида он прославился благодаря камерному и эмоциональному хаусу и гэриджу, а после окончания локдауна ворвался на крупнейшие электронные фестивали и начал собирать одну звёздную коллаборацию за другой. В гостях у Фреда рэперы (Baby Keem, Lil Yachty) и электронщики (Skrillex, Four Tet, Swedish House Mafia).
К ранее вышедшему материалу Фред добавил два новых трека: ItsNotREEAALLLLLLLL и BerwynGesaffNeighbours, причём второй — это мэшап с индастриал-техно Destinations продюсера Gesaffelstein. При этом USB — это скорее не альбом, а именно плейлист, в будущем Фред планирует дополнять его подходящими песнями.
Nia Archives — Silence Is Loud
Переосмысление джангла и драм-н-бейса в поп-ключе — один из главных трендов британского андерграунда последних лет. Он возник на волне успеха певицы PinkPantheress. Дехани Ниа Лишан Хант, выступающая под ником Nia Archives, метит в ту же цель, но при этом смешивает ещё больше стилей в один коктейль. Её песни — это соединение рваного джангл-бита, поп-мелодий, чувственного вокала и гитарных переборов будто из рока.
Из-за всех этих необычных сочетаний может показаться, что музыка Nia Archives предназначена не для рейвов, а для комфортного домашнего прослушивания. Однако девушка чтит и наследие танцевальной электроники — например, в песне Forbidden Feelingz звучит убийственный низкий бас, как в классическом джангле девяностых. А в Blind Devotion он сочетается с поп-исполнением.
Lord Spikeheart — The Adept
Мартин Канья, он же Lord Spikeheart, долго обитал на метал-сцене Кении, а потом стал любимцем критиков всего мира в дуэте Duma — абсолютно адском месиве из грайндкора, индастриала и нойза. По сути это тот же грайндкор, только все звуки в нём сделаны на компьютере.
Сейчас Duma распались, и Lord Spikeheart выпустил сольный альбом в том же стиле. Однако сольное творчество Каньи стало даже разнообразнее — привычный звуковой терроризм дополняют то запил настоящей гитары, то разнообразные электронные биты, за которые отвечают электронные продюсеры. Крики Спайкхарта сопровождают хип-хоп-ритмика (и иногда даже рэп-куплеты), ядерные рейвовые боевики и экспериментальные ломаные биты.
Хотя звук альбома плотный, в нём сшито множество слоёв синтезаторов и перкуссии, все самые злобные барабаны чётко выделяются на фоне общего потока агрессии, отчего The Adept из потока адских воплей превращается в пытку сродни пробиванию черепа молотком.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс