Кино Музыка
#статьи

Что такое метал: эволюция тяжёлого рока — от блюза до сатанистов

Рассказываем о 14 главных поджанрах.

Фото: Gary Wolstenholme / Redferns / Getty Images

Тяжёлые гитары с массивным дисторшеном — вот, пожалуй, и всё, что объединяет жанры, которые группируют под термином «метал». В этой статье разберёмся, чем heavy metal отличается от death metal, а black metal — от doom metal.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Хард-рок (hard rock)

Ключевые группы: Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Aerosmith, Kiss, AC/DC, Rainbow, Queen.

Хард-рок — это, пожалуй, первый жанр метала. Он появился ещё в шестидесятые. Группы в этом жанре активно использовали гитарные эффекты — такие как дисторшен и фузз. Они придавали звучанию инструмента неестественность, перегружали его и делали дискомфортным для слуха. Первопроходцами в жанре стали Джими Хендрикс, Cream, Blue Cheer, Sir Lord Baltimore.

Основой «первометала» был блюз-рок. Группы играли блюзовые стандарты и опирались на блюзовые аккорды, но постепенно переходили от шаффла (это когда песня поделена на триоли, то есть группы по три ноты) к ровным четвертичным размерам, характерным для рока.

Led Zeppelin записала песню блюзмена Мадди Уотерса

Хеви-метал (heavy metal)

Ключевые группы: Iron Maiden, Judas Priest, Motorhead, Saxon, Diamond Head.

В 1970-е грань между хард-роком и хеви-металом была тонкой — можно сказать, что это было два названия одного жанра. Но уже под конец десятилетия некоторые группы стали играть чистый метал — убрали из звучания блюз, заменили пентатонику на этнические лады, ускорили темп и добавили мощности и напора в вокал.

Тогда же сформировалась эстетика одежды «металлистов»: кожа, шипы, косухи, цепи. Сюжеты песен были посвящены историческим трагедиям, оккультизму, религии, убийствам и разнообразным формам насилия.

Треш-метал (thrash metal)

Ключевые группы: Metallica, Slayer, Megadeth, Anthrax, Testament, Kreator, Overkill, Exodus.

С появлением треша (от английского thrash, то есть «бить», а не trash, то есть «мусор», как многие думают) в 1983–1984 годах метал стал по-настоящему тяжёлым. Треш продемонстрировал невиданные ранее возможности звучания — оказывается, играть можно очень громко и очень быстро.

Сложнее всего приходится треш-ударникам: порой они играют в два раза быстрее остальных музыкантов, из-за чего звучание буквально разламывает динамик, или используют одновременно две бас-бочки, которые задают основной ритм. Соло-партии гитар в треше отличаются высоким частотным диапазоном — инструменты как бы визжат.

Также треш-металлисты первыми начали использовать экстремальные техники вокала — например, кричали или скрипели.

Позже треш эволюционировал в дет-метал. Это привело к появлению экстремального метала, объединившего сразу несколько жанров метала. Уровень агрессии и сложности этой музыки был так высок, что слушателям было сложно её понять. Экстремальный метал сосредоточен на темах хоррора и оккультизма, в то время как треш-музыканты сочиняют политические послания про войну и несовершенство государства.

Песня And Justice for All группы Metallica посвящена проплаченности судебной системы

Грув-метал (groove metal)

Ключевые группы: Pantera, Meshuggah, Sepultura, Machine Head, White Zombie, Pissing Razors.

В начале 1990-х треш-метал снова эволюционировал — на этот раз в сторону замедления. Грув — термин из фанка. Так называли эффект, который возникает, когда барабаны и бас «раскачивают» ритм и это вызывает у слушателя желание двигаться. Похожее ритмическое ощущение пытались создать грув-металлисты.

Конечно, танцевальной музыкой грув-метал назвать сложно, но его среднетемповые риффы действительно вызывают желание покачиваться, а не заставляют идти в слэм. Это звучание создают с помощью понижения строя гитар. Некоторые музыканты и вовсе используют восьмиструнные гитары, отчего звучание становится ещё ниже, жирнее и монструознее.

Пауэр-метал (power metal)

Ключевые группы: Blind Guardian, Helloween, Gamma Ray, Running Wild, Rhapsody, Stratovarius, Kamelot.

Ближе к концу 1980-х появился пауэр-метал — идеальный жанр для ролевиков (субкультура, в рамках которой люди моделируют события из определённой эпохи или фэнтезийного мира). Его темп быстрее, чем у хеви-метала, а звучание намного красивее, чем у треша. Для пауэра характерны помпезные мелодичные гитары, техничные соло, высокий вокал без искажений. Многие группы используют клавишные для создания атмосферы, а на концертах играют в сопровождении классических инструментов — в основном струнных.

Пауэр-группы живут в своём мире, далёком от реальности. Поэтому тексты их песен не выражают социального протеста — они посвящены фэнтези, Средневековью, народным легендам. Пауэр-музыканты часто объединяют все композиции в альбоме одной сюжетной линией или ставят рок-оперы, разыгрывая по ролям произведения Толкина или собственные сочинения.

Альбом Nightfall in Middle-Earth группы Blind Guardian основан на «Сильмариллионе» Джона Толкина

Прогрессивный метал (progressive metal)

Ключевые группы: Dream Theater, Opeth, Tool, Cynic, Symphony X, Between the Buried and Me, Ayreon.

В 1970-е на пике популярности был прогрессивный рок — сложный жанр с длинными композициями, проработанной лирикой, многоуровневой структурой песен и концептуальными альбомами. В 1980-х в жанр привнесли элементы метала, а 1990-е стали десятилетием расцвета прог-метала.

Группы в этом жанре могут звучать совершенно по-разному, но их объединяет сложная структура музыки и продолжительность многочастных песенных композиций. Прог-металлисты многое заимствуют из других музыкальных жанров, зачастую далёких от метала. Они пробуют джазовую импровизацию, сочетают несколько ритмов, включают в композиции элементы классической музыки.

Симфонический метал (symphonic metal)

Ключевые группы: Therion, Nightwish, Within Temptation, Epica, Leaves’ Eyes, Lunatica, Haggard.

Этот жанр можно считать самым эпичным в метале. Существует несколько веток симфо-метала, каждая из них вдохновляется своим жанром — пауэром, готической музыкой или блек-металом. Симфо-группы берут их за основу и добавляют оркестровые аранжировки с участием скрипки, виолончели, флейты, гобоя, фагота, трубы, валторны, а также арфы или органа.

Хотя метал исполняют преимущественно мужчины, в симфо-метале встречаются женщины. В основном это вокалистки, которые исполняют высокие партии сопрано или меццо-сопрано.

В симфо-метале распространён приём «красавица и чудовище»: в вокальном дуэте у певицы голос звучит чисто и мелодично, а певец кричит или рычит.

Как и пауэр-металлисты, исполнители симфо-метала вдохновляются фэнтезийными мирами и историями и создают музыку, которая передаёт чарующую и героическую атмосферу. Они используют в своей музыке и текстах песен элементы не только фэнтези, но и научной фантастики и готической литературы. Симфо-металлисты также записывают концептуальные альбомы и рок-оперы и дают костюмированные театрализованные представления.

Альтернативный метал (alternative metal)

Ключевые группы: Faith No More, Helmet, Jane’s Addiction, Living Colour, Godsmack, Soundgarden, Rollins Band.

В конце 1980-х появился жанр, исполнители в котором перестали соблюдать каноны метала, за что подверглись критике со стороны консервативных коллег по цеху.

По сути, альтернативный метал — тот же альтернативный рок, только тяжелее. Его представители предпочитают яркие риффы и запоминающиеся мелодии виртуозному исполнению. Для альтернативного метала характерны лиричные тексты, а также смешения с другими жанрами: фанком (Primus), гранжем (Alice in Chains), индастриалом (Nine Inch Nails) и даже рэпом — в этих случаях вокалисты не поют, а читают текст:

Несмотря на разнообразие индивидуальностей исполнителей, в альтернативном метале всё-таки сформировалось «классическое» звучание. Оно напоминает альтернативный рок, только с жёстким гитарным дисторшеном и более агрессивным вокалом. Его представляют группы вроде Three Days Grace, Disturbed, Staind, Papa Roach.

Ню-метал (nu metal)

Ключевые группы: System of a Down, Slipknot, P.O.D., Mushroomhead, Drowning Pool.

В середине 1990-х из альтернативного метала выделился ню-метал. На рубеже веков он достиг невероятного коммерческого успеха — например, альбом Hybrid Theory группы Linkin Park разошёлся тиражом более 30 миллионов копий.

Отцами ню-метала были американцы — группа Korn. Они разработали комбинацию жанров: низкие гитары из грув-метала, слэповый бас из фанка, раскачка как в хип-хопе, переходы от тихих частей к громким, как в гранже, а также волынки и скэт, которые редко встречаются в метале. К этому добавили депрессивную лирику.

Стиль Korn уникален: его никто не смог повторить. Среди популярных исполнителей к нему приблизились Coal Chamber и Deftones:

Ню-металлисты читали со сцены рэп и были близки с хип-хоп-культурой: дружили с рэперами, носили спортивную одежду, кепки. Они также интегрировали в метал электронную музыку — в составе некоторых групп были диджеи, которые играли скрэтчи, как в хип-хопе.

Стоунер-метал (stoner metal)

Ключевые группы: Kyuss, Queens of the Stone Age, Sleep, Electric Wizard, High on Fire, Monster Magnet, Acid King.

В начале 1990-х группы из Калифорнии возродили музыку хиппи в более брутальной обработке. Стоунер-металлисты немного взяли от ритмики блюз-рока и чуть больше — от вязкого и многослойного психоделического рока. Неторопливые перекаты гитарных риффов стали совсем медленными — музыканты перегрузили их сверхтяжёлыми инструментальными партиями и ленивым вокалом.

Индастриал-метал (industrial metal)

Ключевые группы: Ministry, Fear Factory, KMFDM, Rammstein, Marilyn Manson, Rob Zombie, Oomph! , Godflesh.

Самый известный пример смешения метала с электронной музыкой. Индастриал появился в семидесятые как жанр, далёкий от рока. Вместо живых инструментов исполнители играли на любом мусоре и использовали немузыкальные шумы. Металлисты обратили внимание уже на более поздние вариации жанра, где были синтезаторы, семплеры, иногда и гитары.

Жанры вроде EBM и электро-индастриала были танцевальными, но очень мрачными. Они получили развитие в индастриал-метале, который утяжелил их дисторшеном — не только на гитарах, но и на вокале. Группы в этом жанре фокусировались на риффах, а не на соло: найдя удачный инструментальный хук, они повторяли его раз за разом, приближая звучание метала к звучанию электронной музыки.

Под индастриал-метал даже можно танцевать, что сложно делать под другие тяжёлые жанры.

Индастриал-исполнители любили провоцировать публику не меньше металлистов, поэтому смежный жанр заставил нервничать поборников морали. Такими провокаторами были Rammstein, которые высказывались на тему секса, «сатанист» Мэрилин Мэнсон и Роб Зомби, похожий на маньяка из фильма ужасов.

Дет-метал (death metal)

Ключевые группы: Death, Morbid Angel, Cannibal Corpse, Possessed, Atheist, Deicide.

Считается одним из самых быстрых и техничных поджанров метала. Гитары в дет-метале настроены низко, музыканты на высокой скорости играют сложные музыкальные фрагменты, а риффы и соло меняются без чёткой структуры.

В дет-метале обычно нет строгого разделения партий ритма и соло между гитаристами — оба гитариста могут играть сложные партии и сольные моменты. Поэтому в дет-метале редко встречается стандартная структура песен «куплет-припев», которую используют в большинстве других поджанров метала. Барабанщики в дет-метале используют бласт-бит — очень быструю и интенсивную перкуссию на скорости около 200 ударов в минуту.

Главные темы песен в дет-метале — смерть, война, насилие, щедро приправленные элементами сатанизма и оккультизма. Редко встречается социальная критика.

Блек-метал (black metal)

Ключевые группы: Burzum, Mayhem, Emperor, Satyricon, Astronoid.

Блек отличается от других жанров метала равнодушием к соло. Жанр звучит монотонно благодаря использованию ровного бласт-бита и гитарного тремоло с большим объёмом дисторшена. Музыканты часто выпускают записи нарочито плохого качества, чтобы создать эффект сырого звучания. Его усиливает шрайк — вокал, напоминающий сорванный голос или вой волка.

Наибольший след в истории блека оставила норвежская сцена. Такие группы, как Burzum, Mayhem, Emperor, Satyricon и Darkthrone, сформировали каноническое звучание блек-метала и считаются ключевыми. Эти группы входят в известный «Чёрный круг» — его участники не только развивали музыкальный стиль, но и продвигали антихристианскую идеологию. Некоторые музыканты «Чёрного круга» прославились преступлениями — поджогами церквей и даже убийством, как Варг Викернес из Burzum.

Участник Mayhem по прозвищу Дэд придумал корпспейнт — трупоподобный чёрно-белый грим. Металлисты и раньше использовали похожий макияж, но делали это для украшения. У блекеров был другой мотив. Рассказывают, что Дэд хотел выглядеть как мертвец, потому что патологически стремился к смерти. В 22 года Дэд покончил с собой, так что в этих словах есть доля правды.

С тех пор блек изменился — среди исполнителей появились нейтральные и даже христианские группы, и лишь немногие исповедуют радикальную идеологию. Блек продолжает развиваться и экспериментировать. Жанр облюбовали хипстеры, которые мешают блек со всем подряд: шугейзом, психоделом, электронной музыкой, постпанком и даже хип-хопом.

Astronoid играет блекгейз — жанр на стыке блек-метала и шугейза

Классические группы: Venom, Bathory, Dimmu Borgir, Summoning, Shining.

Дум-метал (doom metal)

Ключевые группы: Minotauri, Thergothon, Spirit Caravan, Paradise Lost, My Dying Bride, Crowbar.

Дум не похож ни на один другой поджанр метала. Как следует из названия, его тема — гибель. Не адская расправа — процесс непременно энергичный, — но медленная и неотвратимая поступь злой судьбы, которая не оставляет шансов безвольной жертве. Если дет-метал можно сравнить со слешером «Техасская резня бензопилой», то дум напоминает неторопливое повествование в стиле «Бури столетия» Кинга.

Главным источником вдохновения для думеров были ранние песни Black Sabbath — медленные, с плотным звуком и безумно мрачные. Созданные в 1970-е, они намного опередили своё время, поскольку жанр дума сформировался только в 1980-е. Сначала он был похож на медленный хеви-метал, но ближе к концу десятилетия нашёл звучание.

Периодом расцвета жанра стали девяностые и нулевые — тогда самыми заметные дум-сцены находились в Финляндии и на юге США.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована