«Марс Экспресс»: французский мультфильм вышел в России
Рассказываем, каким получился анимационный неонуар из программы Каннского фестиваля.
Кадр: мультипликационный фильм «Марс Экспресс» / Everybody On Deck
В начале мая кинопрокатная компания «Про:взгляд» выпустила в российский прокат французский анимационный фильм «Марс Экспресс». Это неонуарный сай-фай с элементами киберпанка, мировая премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в 2023 году. Мы посмотрели ленту на Московском международном кинофестивале, а теперь рассказываем вам главное.
Из этого материала вы узнаете:
- что происходит на экране;
- кто снимал и озвучивал «Марс Экспресс»;
- чем вдохновлялись создатели мультфильма;
- что не так с «Марс Экспрессом».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
О чём мультфильм «Марс Экспресс»
В двадцатых годах XXI века человечество совершило первые полёты на Красную планету, а уже в 2178 году на Марсе возник первый город. Столица нового мира, Ноктис, стала прибежищем состоятельных землян. Здесь они построили свой «сияющий град на холме» — безопасный и сверхсовременный технократический оазис, где функции государства выполняют мегакорпорации, а всю работу за людей делают роботы и искусственный интеллект. Земля же тем временем превратилась, по словам главной героини фильма, в «дыру для безработных».
Частный детектив Алин Руби и её напарник-андроид Карлос Ривера по заданию влиятельного клиента разыскивают студентку-хакера, взломавшую коды доступа к сознанию роботов. Расследование проходит на фоне общественного раскола. Одни, подобно неолуддитам, страшатся роботов и стремятся избавиться от бездушных железяк, а другие, напротив, выступают за эмансипацию и освобождение всех форм искусственного интеллекта от трёх законов робототехники Азимова.
Читайте также:
По мере развития основного сюжета на первый план нередко выходит давний друг и напарник главной героини Карлос — после смерти он вынужден прозябать в оболочке устаревшей, вечно глючащей модели андроида. В противовес немногословной напарнице Карлос не бежит от своих чувств и отчаянно пытается сохранить в себе остатки человечности.
Алин более прямолинейна и порой безрассудна, хотя ей, в отличие от напарника, есть что терять. Она напоминает одновременно всех героев классических нуарных фильмов и романов.
Её персонаж многогранный, загадочный и бунтарский, как герои киберпанка.
Кто работал над проектом
Лента стала дебютной полнометражной работой Жереми Перена. До этого он снял успешный мультсериал «Последний человек» — деньги на него собирались с помощью краудфандинга. В команде также сценаристка «Последнего человека» Лорен Сарфати и композиторы Фред Авриль и Филипп Монтайе, написавшие эталонный футуристичный саундтрек.
Озвучивали мультфильм известные актёры: призёр премии «Сезар» и Каннского кинофестиваля Матьё Амальрик, номинантка на «Золотой глобус» Марта Келлер и озвучившая главную героиню Леа Дрюкер — в 2019 году она получила премию «Сезар».
На что похож «Марс Экспресс»
«Марс Экспресс» — это умопомрачительный коктейль из многочисленных образов массовой культуры, сочетающий в себе отсылки к культовым произведениям киберпанка вроде «Бегущего по лезвию», «Призрака в доспехах» и «Акиры» с ловкими оммажами классикам научной фантастики. Создатели явно знакомы с творчеством и экранизациями произведений Айзека Азимова («Я, робот»), Филипа Дика («Вспомнить всё») и других видных деятелей золотого века научной фантастики.
Картина завораживает мелкими, порой едва заметными, деталями быта и атмосферы. Создатели ленты скрупулёзно подошли к проработке вселенной будущего. Это касается не только красивой картинки, но и того, насколько продуманы поступки главных героев, обусловленные и характерами персонажей, и логикой здешнего мира.
Так, например, главную героиню, которая пытается справиться с алкогольной зависимостью, ждёт неутешительный сигнал датчика на горлышке бутылки — «Активирован режим трезвости».
Что не так с «Марс Экспрессом»
К недостаткам ленты можно отнести местами рваный темп повествования, не до конца раскрытые мотивы антагонистов и финал, который может разочаровать любителей хеппи-эндов. Хотя ожидать от фильма, вобравшего в себя лучшее от знаковых произведений неонуара и киберпанка, жизнеутверждающей концовки не стоило изначально.
Что в итоге
«Марс Экспресс» — это находка для фанатов научной фантастики, киберпанка и фильмов про будущее — мрачное и не очень. Если вы любите «Бегущего по лезвию», «Робокопа», «Призрака в доспехах» — эта лента для вас. Если же вы с опаской читаете новости о стремительном развитии ИИ, колонизации Марса, вживлении микрочипов и грядущем восстании машин, то фильм может вас напугать и разочаровать. Ведь не исключено, что всё показанное в ленте когда-нибудь — в отдалённом или даже ближайшем будущем — станет реальностью.
Также хотим отметить, что фильм ориентирован на аудиторию старше 18 лет, — яркий мультяшный постер может заинтересовать юных зрителей, но смотреть «Марс Экспресс» с детьми мы не рекомендуем.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс