Кино Музыка
#статьи

Рэп и 12 его поджанров

Чем рэп отличается от хип‑хопа и как развивался главный музыкальный жанр XXI века.

Рэпер Snoop Dogg. Фото: stedalle / Shutterstock

Рэп и хип-хоп прошли путь от музыки афроамериканских гетто до жанров, представителей которых слушает весь мир. Они зародились в семидесятые, но по сей день сохраняют в себе уникальные черты, которые сделали их неотъемлемыми атрибутами уличной культуры. А может, и апофеозом музыки «чёрной» Америки, ведь в хип-хопе можно услышать и джаз, и фанк, и соул, и много что ещё.

Из статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Чем рэп отличается от хип‑хопа

Между ними не надо искать различий, потому что они взаимосвязаны.

Рэп — это стиль исполнения, так называют речитатив, зачитанный под бит. А хип‑хоп — это более широкое, скорее культурное понятие, в которое входит и рэп как музыкальный жанр, и брейк-данс как вид танца, и граффити как художественное воплощение.

В этой статье мы говорим о музыкальной составляющей культуры, поэтому используем хип-хоп и рэп как синонимы.

Как появился хип-хоп

Это произошло в семидесятых благодаря эмигрантам из стран Карибского бассейна, которые привезли в США культуру уличных вечеринок с огромными динамиками, и MC (master of ceremonie — конферансье), которые общались со зрителями и импровизированно что-то наговаривали поверх музыки.

Диджеи в Бронксе, районе Нью-Йорка, играли в популярных афрожанрах вроде фанка и соула. Однажды они заметили, что танцующие лучше всего реагируют на отрывки песен, в которых звучат только барабаны, — их называют брейками. Тогда диджеи стали с двух виниловых проигрывателей запускать песни и продлевать короткие брейки до бесконечности. Публика танцевала, а затем появились и рэперы, которым было удобно читать под повторяющуюся музыку — никто случайно не перебьёт их партией струнных или гитар.

Существует легенда, что развитию хип-хопа значительно способствовало отключение электроэнергии в Нью-Йорке в 1977 году, благодаря которому афроамериканцы ограбили музыкальные магазины и получили новые драм-машины и семплеры. Однако это почти наверняка миф, а новые технические средства к началу восьмидесятых стали доступны даже беднейшим слоям населения. Благодаря этому начался подъём музыкальной культуры американских улиц.

Читайте также:

Что такое джаз

Какие основные черты у хип‑хопа

  • Бит. Основа музыки — зацикленные отрывки барабанов, на которые накладываются такие же зацикленные кусочки других инструментов.
  • Семплы. В хип-хопе часто используют фрагменты других песен для конструирования мелодии. Это могут быть как целые припевы, так и отдельные риффы или аккорды.
  • Речитатив. Форма подачи, при которой исполнители не поют, а скорее проговаривают текст. Для обозначения характерной манеры жанра или исполнителя используют слово «флоу».
  • Эстетика. Она выражается в текстах, клипах, стиле одежды, сленге. Два главных её столпа: уличное происхождение композиции и стремление к богатству и успеху.
  • Элементы культуры. В традиционный набор, помимо диджеинга и рэпа, входили брейк-данс, граффити и битбоксинг — создание бита только с помощью голоса. Сейчас последний элемент почти не встречается, а вот танцев для хип-хопа стало намного больше. Также в моду в хип‑хопе вошла любовь к дорогой одежде, автомобилям, аксессуарам.

Как хип-хоп стал популярным

Жанр долго выходил из локальных вечеринок. Первые большие хиты появились в середине восьмидесятых, но затем жанр разделился на две части. Были поп‑рэперы вроде MC Hammer или Vanilla Ice, которые получали премии, а их клипы крутили на телевидении. Однако их песни были нейтральными и развлекательными, тогда как суть хип-хопа как уличного жанра продолжала существовать вне популярной культуры.

Суровые рэперы с района, читавшие о криминале, расизме, наркоторговле и политике, были как бы невидимы для радио и телевидения, но их популярность росла и без этого — качество музыки говорило само за себя. В девяностые появилось несколько главных лиц в истории жанра: 2Pac, Notorious B.I.G, Nas.

Революция произошла в начале 2000-х благодаря Eminem и 50 Cent. Их обоих, к слову, продюсировал Dr. Dre. Их песни были не менее жестокими и бандитскими, чем у предшественников, но невероятное продюсирование продало их массовой аудитории. Грязь в текстах, которая раньше отторгала публику, стала модной, и рэперы начали стремительно захватывать хит-парады.

В 2010-е хип-хоп не только стал невероятно популярен, но ещё и значительно изменил музыку. Сейчас хип‑хоп, пожалуй, жанр №1 в мире.

Какие поджанры есть у хип-хопа

Их очень много. Направления хип-хопа отличаются друг от друга ударными (на какой технике сделаны, семплированы или запрограммированы), семплами, флоу, степенью агрессии и спокойствия, тематикой.

Также есть и региональные школы. Исторически для рэперов важна их территориальная принадлежность. В девяностые рэперы с Восточного и Западного побережья США враждовали, а многие определяли свою самобытность по тому, из какого они города или даже района. Например, из городка Комптона в округе Лос‑Анджелес вышли рэперы NWA, The Game, Kendrick Lamar. Так что в разных городах есть свои стили с уникальным звучанием.

Все поджанры не объять в одной статье, а ведь есть бессчётное количество стилей, смешивающих элементы разной музыки. Так что в этом разделе мы постарались назвать направления, которые либо стали знаковыми в развитии хип-хопа, либо породили полноценные жанры, либо представляли разные школы.

Гангста-рэп (джи-фанк)

Ключевые исполнители: NWA (также сольно Dr. Dre и Ice Cube), 2Pac, Notorious B.I.G., Snoop Dogg, Warren G.

Жанр, жёсткий по лирике, но не всегда по звучанию. Криминал, наркотики, схватки вооружённых банд и протест против полицейского насилия. Всё начиналось в конце восьмидесятых с очень сурового и брутального звучания, но в девяностые на Западном побережье США придумали более утончённый стиль.

Чтобы показать статусность и уверенность в себе, рэперы намеренно читают под спокойную и респектабельную музыку: средний темп, мелодичные семплы из фанка семидесятых, глубокий бас, женский бэк-вокал и несколько ленивый флоу. Впрочем, криминальная тема в лирике осталась.

Осознанный хип‑хоп

Ключевые исполнители: Public Enemy, Kendrick Lamar, Common, J. Cole, Talib Kweli.

Хотя этот термин относится к конкретному жанру, здесь мы обозначим так сразу несколько видов, включая политический хип-хоп. Это тот случай, когда жанр выделяют не по звучанию, а по текстам.

Социальная проблематика была у многих рэперов, но в конце восьмидесятых её на новый уровень вывела группа Public Enemy. Ядовитые тексты о социальных проблемах афроамериканцев вдохновляли движения за защиту прав. Другие группы читали также об экономике, религии, насилии в обществе. Позже возник термин «осознанный хип-хоп», который стали применять, когда кто-то поднимал в песнях важные социальные темы.

Хардкор‑рэп

Ключевые исполнители: Wu-Tang Clan, DMX, Onyx, Mobb Deep, M.O.P.

Этот стиль во многом пересекается с гангста-рэпом. Хотя некоторые рэперы и уделяют особое внимание тексту, но всё же продюсирование здесь играет роль более важную. Оно агрессивное, тяжёлое, шумное. Ранние хардкорщики читали поверх жёстких барабанов, а поздние — насыщали биты громкими семплами и даже криками.

Джаз‑рэп

Ключевые исполнители: A Tribe Called Quest, The Roots, De La Soul, Gang Starr

Рэперы всех жанров время от времени семплируют старые джазовые композиции, но джаз-рэперы специализируются на этом. Встречаются заимствования партий ударных, фортепиано, баса, саксофона, тромбона и так далее. Тексты джаз-рэперов обычно более позитивны и абстрактны, а музыка спокойнее, чем у их злых и политически заряженных коллег, сражающихся за права афроамериканцев.

Альтернативный хип‑хоп

Ключевые исполнители: Kanye West, Outkast, Kid Cudi, Lupe Fiasco, MF Doom.

Очень расплывчатый термин, которым обозначают всех, кто пытается уйти от заезженных тропов хип-хопа — как музыкально, так и лирически.

Соответственно, рэперы в этом жанре друг на друга не похожи ничем, кроме любви к нестандартным заимствованиям из других жанров. Кто-то любит джаз, кто-то соул, кто-то сочиняет альбомы-антиутопии, кто-то читает в розовом поло о психологических проблемах, разрушая брутальные стандарты хип-хопа. Причём альтернативный хип-хоп не обязательно существует в андерграунде — на таком поднимались и первые лица жанра.

Рэп‑рок и рэп‑метал

Ключевые рэперы: Run-DMC, Beastie Boys, House of Pain, Death Grips, Machine Gun Kelly

Эти два жанра постоянно скрещивались ещё с середины восьмидесятых и в разных формах продолжают это делать до сих пор. Это двояконаправленный процесс: многие рок-группы читали рэп, но и многие рэперы добавляли гитары в биты.

Во многом благодаря таким экспериментам групп Run‑DMC и Beastie Boys хип-хоп в восьмидесятые и прорвался в поп-музыку. Союз оказался настолько удачным, что битмейкеры нашли множество источников вдохновения — от лёгкого поп‑панка до экстремального метала.

Мемфис‑рэп

Ключевые исполнители: Three 6 Mafia (и по отдельности её участники Juicy J, Lord Infamous и DJ Paul), Gangsta Pat, Tommy Wright III.

Абсолютно пророческий жанр, который, получив распространение только в одном городе в середине девяностых, предсказал все черты звучания, которое станет модным по всему миру через 15–20 лет.

Рэперы из Мемфиса записывали очень грязные и «подземные» песни: писали биты на драм-машине Roland TR-808 с характерным «трещоточным» звучанием, читали триолями (когда три слога вмещаются в одну долю), использовали вокальные семплы с эффектом питча, из-за которого голос становится низким и немного инфернальным.

Многие записи тех лет доступны в низком качестве, что только подчёркивает мрачность саунда и тематику насилия в текстах. Кассетная эстетика жанра сильно повлияла на андерграундных рэперов 2010‑х, а из мемфис‑рэпа родились трэп, клауд‑рэп и фонк.

Южный рэп

Ключевые исполнители: Ludacris, Goodie Mob, Lil Wayne, Lil Jon, T.I.

«Грязный юг» во многом способствовал изменению эстетики хип-хопа: он перешёл от проблем улиц к дорогой показухе. Рэперы читали максимально прямолинейные, пробивные, а местами даже тупые телеги про «Кадиллаки», дорогие шмотки, элитный алкоголь в клубах и секс. Музыка была столь же избыточна и назойлива, что и тексты: куча 808‑х трещоток, синтезаторов, низких басов, рвущих динамики в машинах. В период с 2002‑го по 2004‑й это был самый модный поджанр хип-хопа.

Хорроркор

Ключевые исполнители: Eminem, Tech N9ne, Geto Boys, Gravediggaz, Insane Clown Posse.

Хип-хоп исторически не самая позитивная музыка, но в хорроркоре мрачная сущность жанра доведена до кинематографического гротеска. В этом жанре царит хоррорная эстетика, рэперы читают про убийства, психические заболевания, оккультизм, мистику, массовое насилие и другие вещи, которые призваны напугать слушателя. Музыка также немного нетипичная для рэпа: семплы из фильмов ужасов, тяжёлые гитары и агрессивная читка.

Трэп

Ключевые исполнители первой волны: Gucci Mane, T.I., Young Jeezy, Waka Flocka Flame.

Ключевые исполнители второй волны: Migos, Future, Cardi B, Drake, 21 Savage.

Этот термин объединяет несколько различных звучаний с общей эстетикой. Многие представители жанра читают о торговле наркотиками, богатстве и том, как поднялись с социального дна.

В трэпе нулевых и начала 2010-х были распространены богатые синтезаторные партии, грязные ударные, глубокий бас и ускоренные хай-хэты (тарелочки в барабанной установке). В середине 2010-х всем завладел механический звук драм-машины Roland TR-808, песни стали монотонными и мрачными, но при этом выросла их популярность — трэп захватил первые строчки чартов и значительно повлиял на поп-музыку в целом.

Мамбл-рэп

Ключевые исполнители: Future, Young Thug, Lil Pump, Lil Uzi Vert.

Это разновидность трэпа 2010-х, настолько же популярная, насколько вызывающая споры и ненависть любителей старой школы. Мамбл-рэперы «предали» классический подход хип-хопа, при котором речитатив нужен, чтобы презентовать личность автора и донести посыл. Вместо работы со словом мамблеры делают голос дополнительным инструментом, поскольку будто не читают, а мямлят. Их речь практически невозможно разобрать, да и смысла особого в этом нет, поскольку обычно речь идёт о штампах из категории «деньги-наркотики-девушки».

Эмо-рэп

Ключевые исполнители: Lil Peep, XXXTentacion, Lil Uzi Vert, Juice WRLD.

Хип-хоп в 2010-х и 2020-х стал куда более личным и менее брутальным, чем раньше. Исполнители не боятся вываливать на всеобщее обозрение личные проблемы. Это свойственно многим исполнителям, но в эмо-рэпе темы одиночества, депрессии, наркозависимости преобладают. Музыкально же многое позаимствовано из рока: битмейкеры семплируют инди‑рок, поп‑панк и эмо, а рэперы сочетают пение с речитативом. Многие рэперы из эмо-волны вышли из интернет-андерграунда, где появилась и новая эстетика — цветные волосы и пирсинг в противовес традиционной моде «с района».



Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована