Разбираем Saviors — новый альбом Green Day
Панк-трио снова поёт политические песни в духе American Idiot, но делает это мягче и не забывает о любви.
Фото: Gilbert Flores / Penske Media / Getty Images
В 2020 году Green Day выпустила альбом Father of All Motherfucker. В нём группа отошла от привычного поп-панк-звучания в сторону гаражного рока, за что получила негативные рецензии некоторых критиков и первое место в списке худших рок-альбомов XXI века.
В Saviors трио возвращается к старому звучанию. Музыканты позвали продюсера Роба Кавалло, который помог Green Day сделать два самых знаменитых альбома: Dookie и American Idiot. И вот старый добрый школьный панк снова в наших наушниках.
В нашем материале мы расскажем:
- почему альбом вышел именно сейчас;
- что Билли Джо на этот раз поёт о политике;
- о чём ещё он поёт;
- что на обложке.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Почему альбом вышел сейчас
19 января Green Day выпустила 14-й альбом — Saviors. В поддержку релиза группа проведёт тур по США вместе с The Smashing Pumpkins, Rancid и The Linda Lindas.
Музыканты начали работу над альбомом в 2020-м: песни Look Ma, No Brains и Goodnight Adeline они написали ещё в начале пандемии. Но первый сингл The American Dream Is Killing Me вышел только в октябре 2023-го. Тогда же было объявлено о выходе альбома.
Фронтмен Билли Джо объяснил, почему Green Day тянула с релизом. Четыре года назад музыканты чувствовали, что общество не нуждается в политической музыке, а потому отложили релиз сингла до тех пор, пока не получится включить его в подходящий проект.
«На какое-то время мы отошли от политики… мы просто не хотели быть как эти эксперты с CNN, тычущие пальцами».
В Saviors группа снова возвращается к политически заряженным песням, как в легендарном American Idiot. Правда, альбом 2004-го весь был посвящён проблемам американского общества, а сейчас из 15 треков про политику только два. В остальных Билли Джо поёт на хрестоматийные темы: любовь, отношения, молодость.
Что Билли Джо поёт о политике
Перед выпуском альбома Green Day опубликовала в соцсетях такой текст:
«Это грубо и эмоционально. Смешно и тревожно. Это смех над болью, слёзы счастья. Честность и уязвимость. Вы спросите, о чём Saviors? Пауэр-поп, панк, рок, инди. Болезнь, война, неравенство, влиятельные лица, йога-ретриты, альтернативные правые, приложения для знакомств, маски, психическое здоровье, изменение климата, олигархи, социальные сети, бесплатная травка, фентанил, хрупкость.
Что бы сделал Энди Уорхол? Что бы сделал Джон Уотерс? Что бы сделал Квентин Тарантино? Что бы сделала Green Day?»
American Dream Is Killing Me
Песни, в которых группа выражает свою встревоженность происходящим в США, отличаются от других. Особенно выделяется нонконформистский сингл American Dream Is Killing Me. Он выполнен по лекалам American Idiot: средне-тяжёлое звучание, раскатистый рифф, стадионный припев. Текст пронизан ощущением, что Америка больше не дом для многих американцев, она стала очень поляризованной. Клип в стиле зомби-апокалипсиса подчёркивает утомление группы происходящим на родине.
Описывая США сегодня, Билли использует строку «from sea to shining sea» из America the Beautiful — это очень известная в стране патриотическая песня. Во времена Джона Кеннеди её даже подумывали сделать гимном. Если оригинальная песня воспевает силу и единство Америки, то Green Day поёт про разрозненное государство, где все попрятались по частным территориям и боятся друг друга. Американцы дезориентированы и не чувствуют связи с местом, где живут. Там, поёт Билли, снесли дома родителей и построили модные апартаменты.
Почему Green Day вернулась к политической повестке именно в 2024 году? Скорее всего, дело в грядущих выборах президента США. Билли Джо Армстронг — ярый антитрампист, и его наверняка беспокоит, что миллиардер снова стремится к власти.
Когда в 2016 году Дональд Трамп стал президентом, Билли Джо кричал со сцены: «Пошёл на ***, Дональд Трамп!». На церемонии вручения American Music Awards солист скандировал: «Нет Трампу, нет ККК, нет фашистским США» во время исполнения Bang Bang.
Армстронг любил заменять строку «я не часть повестки реднеков» из American Idiot на «я не часть MAGA-повестки». Этот же фокус он проделал в конце прошлого года в программе New Year’s Rockin’ Eve, прогревая аудиторию перед релизом альбома.
Билли Джо как в воду глядел — Трамп пытается вернуться. Альбом вышел 19 января, а 16 января Дональд Трамп выиграл кокусы в Айове — первый этап внутрипартийного голосования. Трамп набрал 50,9%, а его ближайший конкурент Рон Десантис — 21,3%. 21 января Десантис вышел из президентской гонки и поддержал конкурента.
Теперь осталось дождаться решения Верховного суда. Если он отменит запрет включать имя Трампа в избирательный бюллетень из-за участия в штурме Капитолия в 2021 году, бывший президент снова будет баллотироваться.
Living in the 20’s
Но альбом создавался ещё до действий Трампа, поэтому тексты протестных песен абстрактны. Они больше о базовых правах граждан США, таких как свобода и право на счастье, чем о политике. Например, в 2022 году Армстронг возмущался отменой конституционного акта «Роу против Уэйда», после которой ряд штатов ввёл полный запрет на аборт. Билли Джо заявил, что откажется от гражданства и покинет США, — правда, он этого так и не сделал. Тогда уже консерваторы сами стали выпроваживать из страны исполнителя, который неправильно понимает традиционные ценности.
Как музыкант, Армстронг мог бы ответить песней, в которой подробно расписал негативные последствия запрета абортов, рассказал про чью-то загубленную жизнь. Но ничего такого он не сделал. В песне «Living in the 20’s» Green Day саркастично желает удачи современникам и упоминает очередную стрельбу в супермаркете. Может быть, это стоит расценивать как завуалированный диалог с консерваторами: всё ли в порядке с традиционными ценностями, за которые вы так цепляетесь?
Living in the 20’s показывает, что Green Day протестует не столько словами, сколько музыкой и эмоциями. Армстронг рассказывает, как бежит от реальности, через метафору секса с роботом (впрочем, может быть, это и не метафора), язвительно поздравляет всех с тем, что мы живём в двадцатые, ошарашенно повторяет «Разве это не удар по голове?» и играет драйвовый панк.
Coma City
Хотя в этой песне нет чёткого политического высказывания, в припеве Coma City тоже упоминаются выстрелы. Coma City — это город, в котором никто ни на кого не обращает внимания. И когда где-то стреляют, не у кого просить защиты или требовать справедливости: «Не звоните в полицию. / На улице говорят, что они все уволились». Жители города то ли умерли, то ли впали в безразличие и отрицание, которое иначе чем комой не назовёшь, и совершенно непонятно, к кому относятся слова «маска на твоём лице» — к стрелкам или обычным горожанам?
О чём ещё поёт Билли Джо
Билли Джо за пятьдесят, но это не мешает ему петь о том, что близко его подростковой аудитории.
Молодость: Dilemma и Look Ma, No Brain!
Dillemma — самая тяжёлая и отвязная песня альбома. Она начинается с эмо-приветствия: «Добро пожаловать в мои проблемы». Билли накидывает ярких фраз, описывающих его раздавленное состояние: «Мечты исчезают. / Сижу в реабилитационном центре, / Чувствуя себя лабораторной крысой. / Я не хочу быть ходячим мертвецом». Припев напоминает о том, что молодость полна крайностей: ты то пьян, то трезв, то несчастлив, то влюблён.
А в «Look Ma, No Brain!» группа то ли высмеивает, то ли воспевает представления о молодости как о времени, когда можно творить глупости. Билли поёт, что проводит время на рок-концертах и не учится, а потому очень глуп, и в шутку даже называет себя недостающим звеном.
Отношения: One-Eyed Bastard, Corvette Summer и Goodnight Adeline
Одни песни про отношения, такие как Corvette Summer и Goodnight Adeline, очень тёплые и счастливые. Другие — задиристые и дерзкие.
В One-Eyed Bastard Билли изображает из себя крутого парня — перед ним все трепещут, а он ставит врагов на колени и наказывает их. Армстронг даже немного играет в мафиози: вставляет фразу Вито Корлеоне «Я сделаю предложение, от которого ты не сможешь отказаться» и поёт присказку «Бада-бинг, бада-бинг, бада-бум» из того же «Крёстного отца» и «Сопрано».
Несмотря на наглый и угрожающий текст, One-Eyed Bastard звучит незатейливо и игриво — это лёгкий поп-панк-боевик, лишённый эмоционального напряжения.
Ностальгия: Bobby Sox
Это была бы обычная громкая и крикливая поп-панк-песня про романтические походы в кино и прогулки по кладбищу, если бы не название, которое задаёт ретросеттинг. Бобби-соксеры — это представители субкультуры из 1940-х. Они были преимущественно девушками, которые носили свободную одежду, короткие носки и слушали джаз или новый модный поп.
Бобби-соксеры одними из первых в истории делали мерч — например, писали на футболках имя Фрэнка Синатры. Тогда-то корпорации и заметили, что на молодой аудитории можно делать огромные деньги. Рынок молодёжных развлечений сфокусировался на интересе к знаменитостям и разросся.
Билли Джо уже 30 лет остаётся кумиром молодых девушек, и песня Bobby Sox — это оммаж эпохе, которая не просто была романтичной — без неё не было бы Армстронга и других поп-кумиров.
Кто изображён на обложке
На фото запечатлён 15-летний Пол Кеннеди, который стоит с камнем в руке на фоне горящих покрышек. Этот кадр фотограф Крис Стил-Перкинс сделал в 1978 году во время уличных беспорядков в Белфасте. Крис приехал туда вместе с Exit Photography Group — объединением трёх фотографов, которые документировали жизнь бедняков в городах Великобритании.
Период с 1960-х до конца 1990-х в истории Северной Ирландии часто называют The Troubles, а по-русски — Смутой. В это время враждовали между собой ирландские католики и протестанты, которых поддерживали власти Великобритании.
Смута сопровожалась постоянными жертвами из-за терактов Ирландской республиканской армии, погромов католических кварталов и ввода британских войск, которые применяли к членам ИРА пытки по системе «пять методов» и расстреливали демонстрантов. Так что, когда подросток Пол Кеннеди вышел на улицу Белфаста, это был отчаянный поступок.
На обложке Saviors — нарочито искажённая фотография. На исходнике улыбка Пола Кеннеди выглядит зловещей и несчастной: всем очевидно, что происходит что-то страшное и печальное и подросток не должен там находиться.
На обложке Saviors Кеннеди улыбается счастливо, легко и свободно. Он как будто получает удовольствие от погрома, выпускает пар. Это дух подросткового бунта, который стремится передать Green Day.
Не всем фанатам понравилась обложка. Одни упрекнули Green Day в том, что группа использует чужую трагическую историю для иллюстрации своего настроения, другие заподозрили музыкантов в политпиаре. И то, и другое в равной степени жестоко по отношению к ирландцам. Например, один пользователь Reddit написал: «Богатые американцы, живущие в комфорте, используют мрачные снимки гражданской войны, чтобы показать, как они раздражены».
На том же Reddit пару лет назад один пользователь прокомментировал опубликованную фотографию с Кеннеди: «Это была бы крутая обложка для панк-альбома». Было ли это совпадением?
Как Saviors изменит имидж Green Day
Всё указывало на то, что в новом альбоме нас ждёт буря смелых политических заявлений, дерзких песен, в которых все негодяи получат по заслугам. Этого не случилось. Будет ли публика негодовать из-за несбывшихся надежд — вскоре узнаем. Но это не первый в истории музыки пример того, как большая звезда не оправдала ожиданий.
В 2003 году перед началом войны в Ираке аполитичная ранее Мадонна резко высказалась против войны. Вскоре должен был выйти альбом American Life, и все ждали, что Мадонна обрушит свой гнев на Буша и его администрацию — в пользу этого говорило и саркастичное название, и обложка с оммажем Че.
Самым ярким антивоенным высказыванием стал клип на заглавную песню. В нём полуобнажённые модели в касках и противогазах ходят по подиуму с оторванными конечностями в руках, а на большом фоновом экране демонстрируются изображения военной техники. В финале Мадонна расстреливает зрителей из пожарного гидранта, на подиум под аплодисменты выползают раненые и горящие заживо люди, эти кадры чередуются с кадрами реальной военной хроники. Это был плевок в лицо сторонникам войны.
Когда началась война в Ираке, Мадонна удалила клип и выпустила другой — по её словам, более патриотичный и уважительный по отношению к военнослужащим. В новом видео она просто поёт в военной форме на фоне флагов разных стран.
Мощный посыл мигом улетучился. Люди, которые хотели, чтобы Мадонна как можно громче передала их антивоенную позицию, оказались разочарованы.
Мы не хотим сказать, что искусство должно быть ангажировано или что политике место в музыке. Но в мире, где политики не держат обещаний, люди доверяют звёздам: они выбрали их своими представителями и в их творчестве находят поддержку своих самых сокровенных мыслей и чувств. Вероятно, куда больше людей сегодня идентифицируют себя с музыкой, чем с политической партией. И когда звезда не говорит того, что думает, стоит ли доверять ей? А если даже богатые и прославленные боятся, где взять смелость маленьким людям?
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс