Кино Музыка
#статьи

10 главных женских песен: от джазового скэта Эллы Фицджеральд до идейности Бейонсе

Кто и как поёт про женскую судьбу в популярной музыке.

Кадр: Beyoncé / YouTube

Пока флористы сбиваются с ног, заворачивая тюльпаны, а маникюрши не успевают обработать кутикулы всем, кто решил побаловать себя в Международный женский день, мы решили разобраться в том, что ещё, кроме цветов и маникюра, волнует женщин. Мы слушали песни разных исполнительниц, вместе с ними грустили, смеялись, надеялись и танцевали, а потом отобрали для вас лучшие композиции. От века джаза до современной поп-музыки — слушаем, о чём поют женщины.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Элла Фицджеральд — A-Tisket, A-Tasket

Жанр: джаз

Год: 1938

Элла Фицджеральд начала карьеру в 1930-е. Тогда в популярной музыке ещё никто не делал заявлений о борьбе за права меньшинств, да и работали в индустрии в основном мужчины. Пианисты, саксофонисты, участники биг-бендов, их руководители и продюсеры были мужчинами — вспомните фильм «Серенада Солнечной долины» с оркестром Гленна Миллера. Едва ли не единственным способом попасть в мейнстрим была роль вокалистки.

То, что Элла Фицджеральд стала популярна в эпоху джаза, было само по себе успехом и мощным заявлением о женской силе. Но Элла была не просто успешной певицей — она разработала уникальный стиль скэт-пения, имитирующий звучание духовых в джаз-бенде. Без неё джаз был бы другим.

Песню A-Tisket, A-Tasket сегодня вряд ли бы кто-то принял за женский гимн — это просто переработка детской песенки. Зато A-Tisket, A-Tasket показала, насколько успешна может быть женщина на сцене, и это разбивало стеклянный потолок лучше любых слов. A-Tisket, A-Tasket заняла первое место в чартах и продалась тиражом более миллиона копий, став одним из самых успешных дисков своего времени. Тогда Элла пела с оркестром Чика Уэбба, который после успеха песни сменил название на «Элла Фицджеральд и её знаменитый оркестр». На гастролях певицу разрывали на части желающие взять автограф. Так мир увидел, насколько значима может быть женщина в поп-музыке.

Эдит Пиаф — Non, je ne regrette rien

Жанр: шансон

Год: 1960

Эдит Пиаф прожила 47 лет, и все эти годы жизнь не была к ней добра. Эдит росла в нищете, теряла зрение, жила в публичном доме, работала с девяти лет, подозревалась в убийстве, расставалась с любимыми, несколько раз попадала в автомобильные аварии, в итоге пристрастилась к морфину и алкоголю. Удивительно, но убитое здоровье никак не повлияло на её голос — она пела до самой смерти.

Мощный голос, умещавшийся в маленьком и хрупком теле, сражал наповал всех: женщин, мужчин, детей, бедняков, проституток и обитателей городского дна, о которых всю жизнь пела Эдит, а также богачей, к которым та никогда не принадлежала, и даже солдат Французского легиона, для которых ‎Non, je ne regrette rien стала неофициальным гимном.

Non, je ne regrette rien отличается от других песен Эдит Пиаф универсальностью посыла. В ней нет детальных описаний жизни парижских проституток с указанием имён и адресов — хотя уличный арго всё равно есть. Французский Воробушек поёт, что не жалеет о прошлом и что всё ещё впереди. В контексте жизни Эдит Пиаф эти оптимистические слова обретают особую силу.

Арета Франклин — Respect

Жанр: соул

Год: 1967

Один из главных феминистских гимнов всех времён появился в ответ на консервативную песню. Изначально Respect была песней Отиса Рединга и звучала откровенно сексистски. Архаичные гендерные роли она показывает цинично и неприятно: бесполезная жена, содержанка и домохозяйка, и работающий муж, который в обмен на деньги требует оказать ему уважение — другими словами, секс.

Арета Франклин наполовину переработала оригинальный текст и спела Respect от лица девушки. Новая версия не отвергает все семейные ценности — лирической героине нужны отношения и партнёр. Но она показывает себя не служанкой при богатом папике, а самодостаточной женщиной, к которой тоже нужно проявлять любовь и уважение. Певица возвращает слову «‎уважение» его настоящий смысл повторением «‎R-E-S-P-E-C-T» по буквам и строкой «‎узнай, что это значит для меня». Имя Ареты символично перекликается с заглавием песни. Если в начале она повторяет слова мужчины, то в конце выдвигает встречное предложение и требует уважения, любви, признания значимости своей личности и финансовой независимости.

В 1960-е песня стала гимном тех, кто боролся за свои права, — женщин и афроамериканцев. Арета — дочь Си Эл Франклина, друга и соратника Мартина Лютера Кинга, и её можно было увидеть на мероприятиях по сбору средств на защиту прав.

Глория Гейнор — I Will Survive

Год: 1978

Жанр: диско

Лирическая героиня этой песни переживает расставание, но не раскисает, как ожидал бывший партнёр, а напротив — крепнет и находит в себе силы снова стать независимой и счастливой. Бывший продолжает мелькать рядом — чтобы убедиться, что героине плохо, — но его ждёт разочарование. Она уже научилась заботиться о себе и больше не хочет иметь ничего общего с абьюзером.

Как это часто бывает с большими песнями, ‎I Will Survive обрела много прочтений. Для самой Глории песня имела дополнительный смысл буквального, физического выживания. В 1978 году она получила травму позвоночника и какое-то время была частично парализована. После операции и болезненной физиотерапии певица смогла ходить. Во время записи I Will Survive она ещё не до конца восстановилась. Её страдания переданы в музыке и усиливают воздействие и без того вдохновляющей песни.

‎I Will Survive — это вершина эпического стиля диско. В этом жанре много вокалисток с мощными голосами, которых называли дивами, и среди дива-гимнов ‎I Will Survive стал одним из самых популярных. А ещё диско стал поп-культурным феноменом, позволившим мужчинам и женщинам танцевать раздельно, — так что жанр в определённом смысле можно назвать музыкой освобождения.

Долли Партон — 9 to 5

Жанр: кантри

Год: 1980

Позитивные изменения в общественных настроениях иллюстрирует разница между ‎Respect и 9 to 5, между выходом которых прошло десять лет. Если Арета Франклин требовала элементарного уважения в личных отношениях, то Долли Партон выходит за пределы квартирной клетки и показывает женщину как человека, у которого есть работа, причём работа угнетающая. До 9 to 5 о гнёте капитализма пели только мужчины.

‎9 to 5 стала музыкальной темой одноимённого фильма с Джейн Фондой в главной роли, где Долли сыграла одну из ролей. Комедия «‎С девяти до пяти» вскрывает проблемы работы белых воротничков за копейки, тирании и безнаказанности начальства, а также сексуальных домогательств на рабочем месте, которые считаются нормой.

Фильм вышел в 1980-м и был страшно популярен — больше него собрали только «Звёздные войны», а песня стала одним из главных феминистских заявлений в истории кантри-музыки.

Мадонна — Express Yourself

Жанр: поп

Год: 1989

Мадонну обвиняли в материализме, разврате, дорогом-богатом гламуре, а её сексуальные провокации в клипах и на концертах шокировали — но и расширили диапазон дозволенного женщинам в поп-культуре. Впрочем, один из её главных феминистских гимнов опровергает некоторые обвинения.

Мадонна — это про материализм? Получайте обратное. В Express Yourself она поёт о том, что женщины при выборе партнёра должны смотреть не на его заработок, а на то, способен ли он поддерживать и заботиться — так, чтобы девушка почувствовала себя королевой. Измеряется отношение не «‎кольцами с бриллиантами, золотом в 18 карат и быстрыми машинами». Подарки, конечно, тоже могут быть признаком заботы и внимания, но этого явно недостаточно — главное, чтобы партнёр слушал, понимал и уважал тебя: «‎Розы с длинными стеблями — путь к твоему сердцу, / Но ему нужно начать с твоих мыслей».

Ну а припев призывает женщин не ждать, пока к ним начнут относиться как к достойным: «‎самовыражайся» яснее, выскажи всё, что у тебя на уме, заставь мужчину себя уважать.

Мадонна не была бы Мадонной, если бы не завернула посыл в сложный и пафосный клип. Его снял Дэвид Финчер, а сюжет вдохновлён антиутопическим немым фильмом «‎Метрополис». Певица в клипе изображает таинственную властительницу целого города, а мужчины трудятся в поте лица, пока один избранный не удостаивается чести прийти к Мадонне на — кхм — аудиенцию.

Spice Girls — Wannabe

Жанр: поп

Год: 1996

В девяностые поп-культура подарила нам множество сильных и неординарных женских образов: Кларисса Старлинг в «‎Молчании ягнят», Сара Коннор в «‎Терминаторе», Дана Скалли в «‎Секретных материалах». Правда, все они занимались чем-то исключительным: расследовали аномальное и паранормальное или спасали мир. Повседневные женские образы тоже нуждались в популяризации, и, пожалуй, лучше всех с этим справился гёрлз-бенд Spice Girls.

‎Wannabe — довольно простая поп-песня, которая просто сбивает с ног напором, энергичным клавишным хуком, громким речитативом и неожиданно нежным пением. С такой подачей посыл просто мгновенно вбивается в голову — для него не нужно так много слов, как в ‎I Will Survive или ‎9 to 5. Достаточно нескольких коротких хуков, чтобы заявить: я крутая, и тебе следует обходиться со мной хорошо и быть прежде всего другом, а если не получится, то я скажу «прощай» и не расстроюсь.

Клип заслуживает отдельного внимания. Перчинки одеты в кэжуал, причём у каждой свой стиль, подчёркивающий характер — или, скорее, типаж. Мел Си носит спортивные штаны, Эмма — скромные романтичные платьица от массмаркета, Виктория одевается в классику от люксовых брендов, Мел Би предпочитает эклектику и яркие вызывающие цвета и принты, а Джерри подчёркивает свою сексуальность и носит чёрные капронки и каблуки.

Всё это далеко от пафоса и театральности в одежде поп-звёзд. В клипе даже есть момент, когда Spice Girls смущают женщину в роскошном белом платье и в чёрных перчатках — выглядит как стёб над образом Мадонны начала девяностых. Глядя на современных поп-музыкантов, легко сочетающих дорогое с простым и повседневным, понимаешь, что Spice Girls в итоге победили.

Бейонсе — Run the World (Girls)

Жанр: поп

Год: 2011

Бейонсе можно назвать одной из главных фем-икон в истории музыки. Она уже не просит уважения к себе, как Арета Франклин, а утверждает независимость. От Бейонсе убедительнее всего звучат песни в духе Bills, Bills, Bills и Independent Women — обе о том, что девушкам не обязательно быть в отношениях с мужчиной, чтобы быть счастливыми и обеспеченными.

Бейонсе доминирует на поп-сцене вот уже 25 лет — от успеха Destiny’s Child в конце девяностых и до наших дней. И её влияние только растёт: шоу становятся масштабнее, альбомы — сложнее, посылы — концептуальнее. Например, она включила в песню ***Flawless цитату из выступления нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи на TED Talk — в ней говорится о феминизме и нереалистичных ожиданиях общества в отношении женщин.

Последние альбомы по уровню продюсирования и внимания критиков догнали Канье Уэста. При этом концептуальность не мешает Бейонсе снова и снова покорять чарты. Достижения певицы подсвечивает брак с рэпером Jay-Z. Не каждая женщина хочет стать популярнее мужа, а среди тех, кто к этому стремится, получается у немногих. У Бейонсе получилось. И когда она поёт «‎Кто управляет миром? Девушки» и «‎Достаньте свои чеки, ткните им в лицо / Пусть увидят, что мы зарабатываем больше их», мы поддаёмся силе её убеждения.

Ариана Гранде — God Is a Woman

Жанры: поп, хип-хоп

Год: 2018

Многие современные певицы воспевают женственность и сексуальность через метафоры, описание опыта принятия себя и погружения в мир сексуальных удовольствий. Ариана Гранде совместила все эти способы в одной песне, заодно представив одну из самых радикальных метафор в современной поп-музыке: Бог — это женщина, а женщина — столь привлекательна и обольстительна, что мужчина готов уверовать в неё.

Вообще-то, религиозные символы в песнях про отношения и секс — известный троп, особенно в хип-хопе, но чаще всего им пользуются мужчины. В интерпретации Арианы Гранде метафора божественности отношений лишается пафоса, потому что женщина-Бог и уверовавший в неё мужчина равны. Если мужчина не поверит в Бога, то не получит её благословения и не узнает тайны Вселенной; но и Богу, если в неё не верят, не от кого слушать «аллилуйя» и не для кого творить чудеса.

В клипе Ариана показана каким-то вселенским существом, сидящим на Земле и купающимся в галактиках. А ещё здесь есть отсылка к фреске Микеланджело «‎Сотворение Адама» — место Создателя заняла сама певица.

Тейлор Свифт — Mad Woman

Жанр: фолк, поп

Год: 2020

Карьера Тейлор Свифт с каждым годом становится всё увлекательнее. Сейчас Тейлор делает вещи, которые раньше никому в индустрии не снились — и мужчинам тоже. Тур Eras собрал более 1 миллиарда долларов и стал самым кассовым в истории. Тейлор заработала миллиард без дополнительного бизнеса, в отличие от Jay-Z или Рианны. Она воюет с индустрией звукозаписи, несправедливо обошедшейся с правами на её песни: перезаписала старые альбомы и вернула прибыль от старых песен. Фанаты Тейлор вызывают инфляцию в странах, в которые приезжают на концерты. Наконец, Свифт стала человеком года по версии Time, чего ранее с музыкантами не происходило.

Всё это впечатляет ещё больше, если вспомнить, что Тейлор не продаёт свой идеализированный образ и не сексуализирует себя. Весь её путь, начиная с первого альбома в 16 лет, — это очень личное творчество, и фанаты видят в нём много похожего на них самих. Такой индивидуальной и длительной трансляции женского опыта поп-музыка ещё не видела.

Mad World из альбома ‎Folklore — не самая известная песня Тейлор, однако это совершенно точно женский гимн. Это высказывание в защиту девушек, которых общество отвергает и клеймит безумными. А повод для этого всегда найдётся: от внешнего вида до выбора профессии.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована