Кино Музыка
#статьи

Что такое фанк

Как появился этот жанр, чем он отличается от диско и как повлиял на современную музыку.

Фото: Jeff Hahne / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как появился фанк

Корни фанка, как и всех афроамериканских жанров, можно найти в Африке — в песнях, которые пели во время работы и религиозных ритуалов. Оттуда пришли и многие ритмические особенности. Фанк объединил черты разных жанров: соула, R&B, джаза и афрокубинской музыки.

Читайте также:

Что такое джаз

Фанк стал, пожалуй, самым «диким» жанром афроамериканской музыки. Например, соул — спокойный и лиричный, насыщенный мягкими аранжировками с красивыми струнными. От соула требовалась харизма певца, поэтому в нём полно выдающихся певцов с глубокими бархатными голосами. Фанк же по духу близок к раннему джазу, когда много музыкантов импровизировали вместе и получался танцевальный звук. Это жанр с простой повторяющейся структурой, но при этом весьма хаотичный.

Одной из первых записей в стиле фанка считают песню Джеймса Брауна Papa’s Got A Brand New Bag от 1965 года. В ней чувствуется, как лиричный соул постепенно мутирует: появляется дёрганность, нервозность, вокал больше не довлеет над музыкой, а существует с ней на равных — послушайте, как выкрики Брауна перекликаются с тромбонами и саксофонами.

Характерные черты фанка

Можно выделить следующие пять особенностей.

Грув вместо мелодии

Фанк нацелен не просто на танцы, а на очень долгие танцы. Чтобы ввести слушателя в подобие транса, музыканты акцентируются не на мелодии или последовательности аккордов, а на груве — это особое «качающее» ощущение, которое создаёт ритм-секция: бас, барабаны и клавишные. В фанке с помощью этих инструментов делают многослойные грувы и развивают их всю песню, благодаря чему ритм управляет танцорами.

Рассмотрим пример — «One Nation Under a Groove» Funkadelic, одной из главных групп жанра. Она целиком построена на груве, все инструменты работают на ритм-секцию. Хотя на протяжение всей 7,5-минутной песни повторяется практически одно и то же, слушатель не устаёт, ведь композиция действительно качает.

Некоторые фанк-песни построены буквально на одном аккорде. Некоторые украшают их, перемещая аккорд вверх или вниз на полутон или тон. Этот приём можно услышать в Play That Funky Music группы Wild Cherry.

Слэп

Это приём игры на басу. Басист ударяет фалангой большого пальца по толстым третьей и четвёртой струнам и резко подцепляет тонкие первую и вторую струны. Они ударяются о гриф, и получается тяжёлое и выразительное звучание.

В этом видео можно увидеть, как применяет слэп Ларри Грэм — басист группы Sly & the Family Stone (и дядя рэпера Дрейка!).

Он одним из первых начал применять слэп в фанке. Во многом благодаря слэпу фанк и приобрёл характерное «дёрганое» звучание.

Бас в фанке управляет всей композицией. Поскольку в слэпе есть и низкие, и высокие ноты, то бас становится как бы второй ударной установкой и сам выполняет перкуссионную роль. Послушайте, как басовая партия Роберта Белла из Kool & the Gang наслаивается на барабаны. Возникает эффект полиритмии.

Перенасыщенность

Фанк-музыка избыточна, но в ней, конечно, специально создаётся такой эффект. Партии разных инструментов накладывают слой за слоем, а основной вокал поддерживают многочисленные бэк-вокалы. Фанк-группы часто состояли из 10–12 музыкантов, причём несколько человек могли играть на одинаковых инструментах, чтобы сделать звучание более объёмным.

Это касалось не только гитар, но и духовой секции: саксофонов, труб, тромбонов. В отличие от джаза, в фанке эти инструменты не солируют, а работают в ритм-секции. Частый ход — подчёркивание текста, когда короткие фразы духовых играют между фразами вокалиста, как бы подводя к ним.

Припев песни Эдвина Старра War — классический пример диалога между голосом и инструментами. В африканской музыке есть схожий приём — схема «вопрос — ответ», когда лид-вокалист поёт фразу, а хор логически её продолжает. Call and response используется и в фанке, но иногда оркестр заменяет хор.

Вокал

Фанк появился как оппозиция соулу, вокально ориентированному жанру. У фанк-групп голос перестал быть центром композиции — вокалист как бы теряется среди ритм-секции. Зачастую он не поёт один, а ведёт диалог с бэк-вокалистами.

Поскольку в фанке музыканты постоянно ломают ритм, то вокалистам даже в теории негде распеться и выдать красивую партию. Они также должны поддерживать грув, поэтому вокалисты в основном выдают короткие и повторяющиеся фразы, которые заводят толпу. Например, в песне Love Rollercoaster группы Ohio Players, кроме упоминаний американских горок, и текста-то толком нет.

Лирика

Движение за права афроамериканцев поднялось в шестидесятые и продолжилось в семидесятые. Борьба с расизмом и сегрегацией затронула и фанк. Музыканты создавали образ сильного, независимого и гордого человека, который никого не боится, и этому посылу внимало не только афросообщество, но и все слушатели поп-музыки.

Песня, в которой Isley Brothers прямо призывает бороться с властью, заняла четвёртое место в главном американском чарте Billboard Hot 100. Фраза «Fight the Power» повторяется так же часто, как в других песнях звучат призывы танцевать.

А в песне Chocolate City группа Parliament выражает гордость за города с преимущественно темнокожим населением, такие как Вашингтон, Лос-Анджелес и Атланта. Также группа фантазирует о президенте-афроамериканце и расставляет на главные должности в государстве темнокожих деятелей: Мухаммед Али становится президентом, Джеймс Браун — вице-президентом, соул-певица Арета Франклин — первой леди.

Чем фанк отличается от диско?

Два афроамериканских танцевальных жанра действительно близки. Возьмём, например, Le Freak группы Chic — её можно отнести и к диско, и к фанку. Но различия между жанрами есть, и очень важные.

Если говорить просто, то диско основано на прямой бочке — большой барабан и бас отбивают каждую долю (1-2-3-4), а поверх них развиваются партии других инструментов. Получается ровный и предсказуемый звук, чаще всего довольно быстрый.

Ритм фанка более медленный, но при этом более сложный: элементы ритм-секции создают отдельные уровни звука, поэтому конечный результат более запутанный. Также в фанке постоянно используют синкопирование — приём, при котором ритмический акцент смещается от привычного звучания. То есть барабаны ударяют на 1-2-3-4, а бас может играть между ними. Из-за этого музыка становится неровной, дёрганой. Синкопа в фанке распространяется на все инструменты.

Вернёмся к Le Freak: гитарный рифф и бас взяты из фанка, а ровные барабаны и лёгкие духовые — из диско.

Какие есть поджанры фанка

Большинство популярных групп семидесятых демонстрировали плюс-минус похожее звучание, которое сложно охарактеризовать иначе, чем просто «фанк». Однако иногда фанк смешивался с другими жанрами, и так появлялось новое звучание.

Психоделический фанк (пи-фанк)

Фанк-группы, которые формировались ещё в конце шестидесятых, подпали под влияние психоделического рока, для которого были характерны абстрактные гитарные партии с большим количеством эффектов. Вдохновившись исполнителями вроде Джими Хендрикса, фанк-группы начали экспериментировать. Из всей ритм-секции они выделили гитару.

Sly & the Family Stone использовала педали с эффектом wah-wah, фуззбоксы для создания гитарного перегруза, басовый дисторшен и органы, подражающие религиозной музыке. В песне Don’t Call Me Nigger, Whitey Слай Стоун на сильно искажённой гитаре играет блюзоподобные соло.

Ещё глубже в пи-фанк погрузились группы Джорджа Клинтона Parliament и Funkadelic. В них были одни и те же участники, но группы различались стилистически. Одной из вершин поджанра считается альбом Maggot Brain, где Funkadelic демонстрирует длинные космические соляки.

Джаз-фанк

В союзе джаза и фанка второй оказался доминирующим. В смежном жанре джазмены отошли от импровизаций в сторону планирования мелодий и аранжировок. Также фанк «наэлектризовал» джаз: контрабас заменили бас-гитарой, фортепиано — синтезаторами и электронными родес-пиано. Многие поклонники «настоящего» джаза очень не любили джаз-фанк: он казался им примитивным и несерьёзным.

Миннеаполис-саунд

Стиль, благодаря которому фанк смог перейти в восьмидесятые — десятилетие синтезаторов, захвативших всю популярную музыку. Это был жанр Принса, записавшего множество популярных альбомов и собравших ещё больше групп в Миннесоте. В звучании Миннеаполиса синтезаторы заменили саксофоны и тромбоны, а партии ударных были записаны на драм-машинах. Благодаря этому звук получался менее синкопированным.

На какие жанры повлиял фанк

Самый очевидный ответ — хип-хоп. Рэперы, а особенно их битмейкеры, переосмысливали наследие всех афроамериканских жанров с помощью постоянного семплирования, то есть использования кусочков чужих треков в качестве основы для своих. Из фанка в хип-хоп пришло много семплов, причём всех уровней трека.

Часто из фанковых песен вырезали отрывки, где звучат только ударные с ломаным ритмом. Их зацикливали, а поверх читали рэперы. Под барабаны из Funky Drummer Джеймса Брауна, согласно подсчётам whosampled.ru, читали в 1791 песне. В частности, в такой классике политического хип-хопа, как Fight the Power группы Public Enemy, названная в честь уже упоминавшейся песни Isley Brothers.

Другой уровень семлирования — использование партий баса, гитар, духовых. Это тоже общее место для хип-хопа. Но особенно богат этим жанр джи-фанк — гангста-рэп с Западного побережья. Фанковые семплы создавали тягучую и вальяжную атмосферу, служившую ироничным контрапунктом к лирике про суровую уличную жизнь. Ещё один классический пример с Isley Brothers: гитарная партия из лиричной и близкой к соулу песни Footsteps in the Dark перекочевала в гангстерскую классику It Was a Good Day группы Ice Cube.

Фанк повлиял и на рок — его элементы всплывали в творчестве Дэвида Боуи, Queen, The Rolling Stones. Но как отдельное направление фанк-рок сформировался только в восьмидесятые, когда группы альтернативного рока добавили в песни слэп и синкопы.

Правда, остальные элементы фанка в рок не ушли: у редких групп встретишь духовые секции, наслоения инструментов или минимум вокала — рок и большое эго всегда идут рядом, так что вокалисты не потеснились. Зато рок-басисты подсели на слэп, сделав его максимально тяжёлым.

Самые заметные группы, заимствовавшие у фанка: Red Hot Chili Peppers, Primus, Rage Against the Machine, Faith No More, Living Colour, Incubus. Слэп позже перекочевал в ню-метал групп вроде Korn.

Кажется неочевидным, но фанк повлиял и на техно. Первые продюсеры из Детройта любили европейскую электронную музыку вроде той, что делала группа Kraftwerk, и фанк Parliament и Funkadelic. Объединив их, они получили гулкий промышленный саунд, который сохранил любовь к синкопированию. Это отличает техно от хауса, произошедшего от диско, для которого характерна прямая бочка.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована