Кино Музыка
#статьи

Что такое французский шансон

И почему он не так романтичен, как кажется на первый взгляд.

Фото: Toni Anne Barson Archive / WireImage / Getty Images

Из этого текста вы узнаете:


Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Когда появился шансон

Шансон (chanson — в переводе французского «песня») восходит к лирическим французским песням, которые появились ещё в позднее Средневековье и эпоху Ренессанса. Однако в современном виде шансон появился в конце 19-го века, а точкой отсчёта можно назвать 1881 год, когда в Париже открылось кабаре «Чёрный кот». Туда ходила вся богема города: Ги де Мопассан, Поль Верлен, Клод Дебюсси и многие другие.

Правда, вместо высокого искусства они получали нечто более провокативное. В кабаре не существовало так называемой четвёртой стены, то есть границы между артистами и зрительным залом, поэтому выступающие вытягивали публику на сцену.

Запись песни Брюана, 1910 год

В «Чёрном коте» выступал Аристид Брюан, которого считают одним из первых шансонье. Его выразительный образ (чёрное пальто, красный шарф) подчёркивал поэзию улиц, с помощью которой Брюан ядовито плевался в лицо людей, далёких от простых работяг. Буржуа и богема выслушивали в свой адрес не просто критику, а отборные оскорбления. Брюан пел о бродягах, рабочих, мелких преступниках, использовал уличный сленг.

В 20-м веке жанр вышел за пределы кабаре и кафе, но музыка Брюана сильно повлияла на шансонье 20-го века, которые более известны современному слушателю. Вопреки представлению о шансоне как исключительно красивой и романтической (в широком смысле этого слова) музыке, этот жанр куда разнообразнее.

Главные черты шансона

  • Текст важнее музыки. Звучание шансона менялось со временем, впитывая популярную музыку, в том числе и заокеанскую — поп, рок, джаз. Но важным всегда оставалась текстоцентричность жанра, для которого музыка, при всей её красоте, остаётся рамкой, а не самоцелью.
  • Правдивые стихи. В шансоне принято петь те стихи, которые написал ты сам, причём чаще всего они близки мировоззрению и переживаниям автора. Текст может быть о любви или даже о политике. Если брать шансон после Второй мировой, то он почти всегда связан с биографией и чувствами певца.
  • Соло-исполнители. Они пишут музыку и тексты о себе, в одиночку поют, а некоторые и сами могут себе аккомпанировать. Эта традиция пошла от выступлений в кабаре. Архетипами мастеров на все руки считаются Шарль Азнавур и Жак Брель.
  • И шансонье, и актёр. Театральность выступлений первых шансонье привела к тому, что гораздо позже появилось много певцов, которые при этом были большими кинозвёздами. Примеры: Ив Монтан, Далида, Фреэль, Морис Шевалье.

Реалистический шансон

Реалистический шансон — одно из главных направлений внутри жанра, прямо наследующее традиции кабаре и Аристида Брюана. Это городские баллады с чёткими привязками к реальным местам и событиям. Шансонье поют о проститутках, уличных артистах и певцах, солдатах, бездомных. Почти всегда действие происходит в Париже, который из-за упоминания реальных локаций становится дополнительным персонажем, жестоким по отношению к героям.

Часто шансонье поют и про любовь. Однако она предстаёт не как объект желания, а как причина разочарований. Кроме тяжёлой жизни певцы, конечно, упоминают и смерть.

Вершиной реалистического направления часто называют творчество Эдит Пиаф. Рассмотрим песню Elle fréquentait la rue Pigalle («Она часто бывала на улице Пигаль»), написанную в 1939 году.

Сюжетные строки чередуются с прямой речью, Эдит Пиаф использует разговорную и просторечную лексику. Как и в народной балладе, здесь есть сюжет: проститутка с улицы Пигаль мечтает вырваться из порочного окружения. Она влюбляется в мужчину из элитного района Монпарнас и следует за ним, однако её возлюбленный понимает, что девушка не вписывается в новую среду, так что той приходится вернуться в свой район.

Певцы и певицы сами иногда были близки к тому, о чём пели. Одна из главных певиц реалистического шансона — Маргерит Бульк, более известная как Фреэль. Она выросла в бедных кварталах Парижа, пережила измену мужа и смерть маленького сына, из-за чего подсела на алкоголь и наркотики и в конце концов умерла в нищете.

Другие примечательные шансонье: Дамия, Марианна Освальд, Ивонн Жорж.

Шансон в середине 20-го века

В 1950-х Жорж Брассенс, Лео Ферре и Жак Брель продолжили традицию шансонье. Их песни также передавали грубую правду жизни, но при этом имели более политическую направленность. Их даже называли певцами протеста.

У Жака Бреля была весьма похабная песня Les Bourgeois, в которой он жестоко высмеивал средний класс, его лицемерие и любовь к комфорту. По сюжету песни Брель и его друзья Жожо и Пьер напиваются и показывают задницы нотариусам, распевая: «Буржуи — свиньи, чем старше они, тем глупее становятся». А концовка показывает, как молодые бунтари внезапно сами превращаются в буржуа.

Брель, будучи фламандцем, высмеивал также северобельгийских патриотов и даже записал песню, в которой насмехался над фламандской самобытностью, называя жителей нацистами во время войны и католиками между войн.

В 1960-х годах, столкнувшись с жёсткой конкуренцией со стороны рок-н-ролла и англоязычных поп-исполнителей, шансону пришлось встраиваться в эпоху. Звёзды вроде Сержа Генсбура, Франсуазы Арди, Жака Дютрона, Франс Галль привносили английское и американское звучание в свои песни, но остались верными традиции шансона выдвигать тексты на первый план.

В роке 1970-х было модно записывать концептуальные альбомы, что перенял и Серж Генсбур. При этом он не потерял традиционную для шансона личную откровенность. Сын евреев из Феодосии, Генсбур ещё ребёнком пережил нацистскую оккупацию, чему посвятил альбом Rock around the Bunker, который звучал очень весело и танцевально, в духе традиционного рок-н-ролла, что возмутило общественность Франции, не привыкшую к обсуждению подобных тем в таком духе.

Франсуаза Арди сочетала шансон с поп-музыкой и экспериментировала с аранжировками. Поскольку в 1960-е большинство молодых исполнителей играло в англо-американском стиле, то и Арди пошла в ту сторону, добавив элементы блюза, джаза, рокабилли и фолка. Правда, её песни при этом не превращались в простую музыку для танцев, а сохраняли лиричность и задумчивость.

Со временем аранжировки, структура песен и мелодические ходы в песнях Арди всё усложнялись и уходили от прямого заимствования из иностранной музыки к оригинальному звуку.

Жак Дютрон не обошёл стороной главную музыку 1960-х — психоделический рок.

Новый шансон

Термин Nouvelle chanson появился в 1990-х, чтобы описать новое поколение артистов. Между ними не так много общего, кроме того, что все они экспериментируют над классическим звуком шансона, привнося элементы рока и электронной музыки. Тем не менее ключевым средством выразительности по-прежнему остаётся язык. Шансонье новой волны больше прибегают к необычной поэзии, нежели к суровым реалиям жизни.

Новый шансон можно условно поделить на несколько разнородных групп:

Эмили Симон и Франсуаза Брёт поют под меланхоличный трип-хоп с программируемым битом, закольцованными инструментами и электронными эффектами.

Влияние латиноамериканской музыки добралось и до Франции. Оливия Руис, Корали Клеман и Керен Анн добавляют к шансону нежную бразильскую босанову.

Полин Кроз выводит традиционный формат шансона «сам спел — сам аккомпанировал» на новый уровень, используя более современные аранжировки.

Ну и, конечно, никуда не делось влияние рока как самого популярного из зарубежных жанров, не считая поп-музыки.




Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована