Кино Музыка
#подборки

13 самых необычных фолк-групп

Иногда фолк может звучать как панк или неоклассика.

Фото: Chris Polk / Variety / Penske Media / Shutterstock

Фолк — это жанр современной музыки, который развился на основе народной, то есть фольклора. При этом он не скучный жанр, ведь народная музыка — кладезь звуков и стилей, и ими вдохновлялись (и продолжают вдохновляться) и панки, и металлисты, и фанаты авангарда.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Davey Graham

Годы: 1959–2008

Жанр: барокко-фолк

Пока в шестидесятых британский рок совершал прорыв на международной музыкальной сцене, Дэйви Грэм планомерно внедрял в поп-культуру народные мотивы, причём не только английские.

Дэйви Грэм был одним из тех, кто создал жанр барокко-фолк, на который в значительной степени повлияла музыка, вышедшая из среды афроамериканцев: джаз, блюз, регтайм. Грэм также экспериментировал с восточной музыкой.

Рассмотрим песню Leavin' Blues. Это фолк, основанный на одноимённом блюзовом стандарте. Грэм осовременил его, использовал джазовые прогрессии аккордов, ускорил темп, чтобы сделать блюз более качающим, а также использовал ближневосточные гаммы и настройку гитары. Из этого получился фолк, который уже был как бы «наднародным», он не принадлежал к культуре только одной страны.

Donovan

Годы: 1965 — настоящее время

Жанр: психоделический фолк

В шестидесятые фолк попал в орбиту психоделического рока, захватившего мировую музыку. Для него были характерны необычные гитарные эффекты, искажённое звучание и мистическая атмосфера.

Фолк-музыканты использовали электрогитары и необычные звуковые находки рокеров, но в центре всё равно ставили акустику и расслабленное звучание, редко доходя до того шаманского транса, в который впадали рокеры.

Одним из самых успешных артистов в жанре был Донован. Его песни имели указанные характеристики, но при этом были простыми и вполне укладывались в поп-формат благодаря характерному вокалу и ярким хукам. В шестидесятых такое звучание было мейнстримным, хоть и считалось экспериментальным.

Comus

Годы: 1969 — настоящее время

Жанры: психоделический фолк / прогрессивный фолк

У каждого жанра есть своя тёмная сторона. А у психоделии — тем более: раз уж жанр посвящён исследованиям скрытых уголков человеческого сознания, найти там можно не только сакральные откровения, но и много чего мерзкого.

Comus вытаскивает на свет самое отвратительное, облачая его в очень красивую музыку с большим количеством гитар, скрипок и флейт. При этом лирика посвящена некрофилии, изнасилованиям, убийствам и психическим расстройствам. В общем, типичный набор для групп экстремального метала, но не для фолка, который Comus шокировала своей провокацией.

Alahuta

Годы: 1969 — настоящее время

Жанр: дроун-фолк

Стереотип: в фолк-музыке вроде как нужна красивая мелодия. Ну или просто мелодия хоть какая-нибудь.

Но не в этот раз. Дроун — это направление из академического авангарда, в котором композиции лишены мелодий в принципе. Зато там есть один бесконечно тянущийся тон и его минимальные колебания.

Музыку Alahuta к чему-то более привычному приближает вокалистка: такое исполнение можно услышать и у более традиционных групп. Но сопровождение куда необычнее: гудящий монотонный орган, гитарные подзвуки, высокий и гулкий бэк-вокал.

Cult of Youth

Годы: 2007 — настоящее время

Жанры: дарк-фолк / пост-панк / индастриал

Участники Cult of Youth больше похожи на панков, да и музыку играют такую же агрессивную и нигилистичную. Даже акустическая гитара в их песнях звучит очень ожесточённо. Вокалист Шон Рэгон напоминает безумного проповедника, сообщающего… нет, кричащего о приближающемся Судном дне.

Cult of Youth также нарушает привычную звуковую иерархию, в которой есть ведущий инструмент. Вот в песне Sanctuary акустическая и электрическая гитара, барабаны и дикие шумы играют абсолютно хаотично. Ничто не соединяет их вместе, каждый инструмент сходит с ума и пугает слушателя, создавая ощущение апокалиптического хаоса. А одна песня даже сыграна человеческими костями по барабанам и металлическим поверхностям.

Dulamans Vroudenton

Годы: 1982–2012

Жанр: мидивал-фолк

Ностальгия, пронизывающая современную культуру, иногда приводит к странным последствиям, когда творцы начинают воспроизводить те времена, в которых жить не могли и представление о которых ограничено художественной культурой. Так появился жанр средневекового фолка, обладающий квазистатусом. Его исполнители, кроме музыки Средних веков, также обращаются к эпохам Ренессанса и барокко. Сам термин часто лепят без разбора на группы, звучащие достаточно «старинно».

Ансамбль из Зальцбурга Dulamans Vroudenton — из тех, кто аккуратно обращается с историческим наследием — во многом благодаря поддержке опытного медиевиста Ульриха Мюллера. На их альбомах можно услышать более 50 старинных инструментов: колёсную лиру, мандолину, цимбалы, флейты разных видов, кастаньеты, трещотки, треугольник и прочие.

Joanna Newsom

Годы: 2002 — настоящее время

Жанр: фрик-фолк

Авторы фрик-фолка вдохновлялись психоделическим фолком шестидесятых, но значительно перерабатывали его. Получался у них такой инди-коктейль, собранный из множества разнородных влияний, репрезетация того, что фолк в 21-м веке впитывает в себя всё, до чего дотягивается.

Смесь барокко, инди-фолка, музыки индейцев аппалачей и арфы. Необычен и голос Джоанны Ньюсом — такой ожидаешь услышать скорее в инди-группе.

The Doubleclicks

Годы: 2011 — настоящее время

Жанр: нёрд-фолк

Ещё один пример того, как современная культура влияет на фолк, привнося в него элементы комедии и иронии. Поп-культура создала прослойку гиков со специфичными интересами вроде компьютерных и настольных игр и фантастики. Поскольку гиков не считают крутыми, то они защищают свою идентичность в музыке.

Обычно нёрд-проекты возникают в хип-хопе и роке как более брутальных жанрах, не ассоциирующихся с такими людьми. Но фолк тоже задело, так что благодаря The Doubleclicks можно послушать чувственные песни про Dungeons & Dragons, World of Warcraft и так далее. Ностальгическая меланхолия по поп-культуре не оттеняет того, что авторы поют про те же чувства, что и все остальные, хоть и через свою призму.

Arroyo Deathmatch

Годы: 2008 — настоящее время

Жанр: райот-фолк

Протестный фолк — это панк от мира народной музыки, а ребята из группы Arroyo Deathmatch — типичные его представители. Как бы символизируя максимальную демократичность, они вместо аккордеона или флейты выводят на первый план акустическую гитару и выжимают из неё максимум: звучат быстро и агрессивно, а вокал так и надрывается.

В райот-фолке, как и в панк-роке, много левых анархистов. Темы песен Arroyo Deathmatch в этом смысле типичны: свобода от гнёта, равенство, прогнившая система государства, страдающая от капиталистов экология и потребительство, делающее людей рабами.

Roberto Musci & Giovanni Venosta

Годы: 1985 — настоящее время

Жанр: авангард-фолк

Авангардные композиторы нередко обращались к музыке народов мира, чтобы найти новые приёмы, которые для западного уха звучали необычно, а потому прогрессивно.

Роберто Муски и Джованни Веноста соединили продвинутую европейскую технику и народные инструменты, которые звучат не менее футуристично. Семплер E-Mu Emax сочетается с еврейской арфой, синтезатор OB-8 с его мультитембральными возможностями органично дополняет пигмейские песнопения.

Цитатность и коллаж лишают народную музыку какой-то чёткой атрибутивности. Если про фолк-блюз нельзя сказать, британский он или американский, то музыка Муски и Веносты не принадлежит ни прошлому, ни будущему, ни настоящему.

The Lumineers

Годы: 2002 — настоящее время

Жанр: инди-фолк

После авангарда перейдём к чему-нибудь попроще, а что может быть проще и важнее, чем вечные темы любви и других чувств?

Примерно так рассуждают и исполнители инди-фолка, которые перенесли из рока в народную музыку не только подход к аранжировкам с использованием электрогитар, баса и барабанов.

Как и настоящие инди-киды, они больше всего сосредоточены на своём внутреннем мире и влиянии на него любви. The Lumineers в этой песне, например, поёт о неудачной любви, которую можно трактовать по-разному: тут или один партнёр оказался слишком амбициозным для другого и они не сошлись активностью и размером кошелька, или парень влюбился в знаменитость, которая в принципе не может ответить взаимностью.

Black Claw

Годы: 2016 — настоящее время

Жанры: дарк-фолк / готик-кантри

В США есть огромный пласт злых песен, основанных на фолке, кантри, американе и других народных жанрах. Это своеобразное наследие литературы в жанре южной готики, в которой юг США представлялся очень мрачным и мистическим местом, полным консервативных религиозных предрассудков и странных культов.

Музыканты охотно исследуют эту тему, причём не только американцы: Black Claw вообще канадцы, что не мешает им звучать на 100% аутентично. Они деконструируют привычную эстетику деревенской провинции, где обычно поют про милый дом и своих крутых парней.

Мистика и убийства, хаос и нигилизм. Музыка, которая изначально должна была сплочать и утешать, превращается в ночной кошмар. Black Claw и другие готик-фолк-кантри-группы напоминают, что самые страшные монстры обычно не прилетают из космоса, а живут в домах по соседству, даже в маленьких деревушках.

Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows

Годы: 1989 — настоящее время

Жанры: мидивал-фолк / дарквейв

А вот так звучит псевдомидивал, не теряющий от искусственности своего великолепия. Акустические гитары и медные духовые имитируют музыку эпохи Ренессанса, но не ради красивых пасторальных картин, а для суровой готической атмосферы.

Страдающий голос будто создан для того, чтобы звучать в огромных пространствах готических соборов с многослойным эхо. Сладость фолка обильно подгорчена ощущением, что происходит что-то неладное, но источник опасности определить трудно.


Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована