Кино
#статьи

Зато у неё добрая душа: секс-работницы на экране

Краткая история проституции в кино — от Дамы с камелиями до Чик.

Кадр: сериал «Чики» / «НМГ Студия» / «Марс Медиа»

27 июля исполняется 200 лет со дня рождения Александра Дюма-младшего, автора романа «Дама с камелиями». Историю о куртизанке экранизировали более двадцати раз — милое, утончённое и падшее создание стало тропом кинематографа. Но и помимо Маргариты Готье на экране с лихвой хватает самых разных проституток. Смотреть на них — guilty pleasure, ведь тема табуированная и привлекательная одновременно. Мы решили вспомнить самые известные образы секс-работников в кино и сериалах и посмотреть, как они изменились за последние сто лет.

Дама с камелиями

Рейтинг IMDb: 7,30

Год выхода: 1936

Кадр: фильм «Дама с камелиями» / Metro-Goldwyn-Mayer

«Дама с камелиями» — трагическая история любви дамы полусвета Маргариты Готье и молодого буржуа Армана Дюваля. В 1848 году первая публикация книги прославила молодого писателя: сын автора «Трёх мушкетёров» обрёл собственный литературный вес. По слухам, прототипами героев были сам Дюма-сын и рано умершая парижская куртизанка Мари Дюплесси. Потом была скандальная пьеса — а с приходом киноэры появились и экранизации.

В 1936 году свою версию «Дамы» снял Джордж Кьюкор, будущий режиссёр «Газового света» и «Моей прекрасной леди». Влюблённую пару сыграли Грета Гарбо и Роберт Тейлор. Гарбо к этому моменту была на пике славы, а Тейлору роль принесла известность. Режиссёр не слишком восхищался способностями Гарбо, да и сама история, по его словам, «слегка отдавала нафталином», но Кьюкора увлекла возможность снять социальную драму. Он даже подумывал перенести время действия в современность, но не стал — слишком уж популярны были роскошные костюмированные фильмы.

В фильме Кьюкора есть все атрибуты своего времени — бравурная музыка Герберта Стотхарта, помпезные наряды, настоящие бриллианты в качестве реквизита для Гарбо. Зато реплики в сценарии звучат современно, драматургия легка и изящна, а главное — проституированность Маргариты не подаётся как компрометирующая её. При всём сочувствии к Маргарите Дюма полагал куртизанок «погибшими, но милыми созданиями». А у Кьюкора героиня Гарбо показана возвышенным и духовным существом, переживающим трагедию.

В итоге Гарбо была номинирована на «Оскар», а кинолента вошла в 100 самых страстных картин в истории кинематографа по версии Американского института киноискусства AFI.

Ночи Кабирии

Рейтинг IMDb: 8,10

Год выхода: 1957

Кадр: фильм «Ночи Кабирии» / Dino de Laurentiis Cinematografica

После всемирного успеха драмы «Дорога» о жизни бродячих циркачей Феллини задумал картину о добросердечной проститутке. Над диалогами он попросил поработать своего знакомого Пьера Паоло Пазолини, хорошо знакомого с римским «дном» и его нравами. Позже Феллини и Пазолини вместе ездили по римским окраинам в поисках натуры и колоритных обывателей для массовки, например — фигуристой секс-работницы по кличке Бомба.

Феллини вспоминал: «Я кружил вместе с ним по некоторым районам, погруженным в тревожную тишину, по каким-то дьявольским предместьям, носящим такие характерные названия, как „Средневековый Китай“, „Инфернетто“, „Тибуртино III“, „Чезатти Спирит“. Он вел меня, как Вергилий и Харон в одном лице, и выглядел как тот и другой одновременно».

Кабирия — имя тоже якобы античное, из одноимённого пеплума 1914 года о древнеримской девушке, проданной в рабство. Только у той все перипетии заканчиваются классическим хеппи-эндом и признанием в любви. Героиню Феллини зовут Мария Чеккарелли, а Кабирией её прозвали будто бы в насмешку: любовники обкрадывают её, кидают в реку… Несчастная Кабирия мечтает о лучшей, осмысленной жизни. Для неё это в первую очередь близость, милосердие, любовь.

Образ проститутки с золотым сердцем, придумал, конечно, не Феллини. Критик Альберто Моравиа писал, что Кабирия, в сущности, «внучка или правнучка» Сони Мармеладовой Достоевского. А если копнуть глубже, то можно дойти и до Марии Магдалины. Ну и, конечно, создать свою Кабирию Феллини смог благодаря гениальной Джульетте Мазине: её героиня — трагичная и даже жалкая, доверчивая до наивности, верящая в жизнь и неизменно стремящаяся к счастью. Картина взяла «Оскар» как лучший иностранный фильм, а Мазина признана лучшей актрисой на Каннском кинофестивале.

Полуночный ковбой

Рейтинг IMDb: 7,8

Год выхода: 1969

Кадр: фильм «Полуночный ковбой» / Jerome Hellman Productions / United Artists

Британец Джон Шлезингер — скептический летописец послевоенной Англии: он снимал о трудных буднях рабочего класса и гедонизме «свингующего Лондона». Но после успехов первых картин он снял фильм про Штаты. В основу сценария лёг роман «Полуночный ковбой» Джеймса Лео Херлихая. По сюжету, наивный техасский малый Джо Бак направляется в Нью-Йорк, чтобы стать жиголо. У него вроде бы есть все шансы: он красив, самоуверен и в ковбойском наряде выглядит как настоящий герой вестерна. Джо знакомится с нищим хромоногим мошенником Рико Риццо по прозвищу Рэтсо — или Крысёныш.

Двое становятся друзьями, Рэтсо даже пытается устроить карьеру Джо, став для него сутенёром. Но огромный город равнодушен к потугам двух неудачников — и они на последние украденные деньги уезжают во Флориду. Рэтсо, тяжело больному туберкулёзом, впрочем, не суждено доехать до своей мечты. Полуночный ковбой со слезами на глазах обнимает тело друга.

На роль Джо пробовались Харрисон Форд и Майкл Сарразин, но сыграл его в итоге Джон Войт — отец Анджелины Джоли. Для него это была дебютная роль. Сыгравший Рэтсо Дастин Хоффман за пару лет до того уже прославился в «Выпускнике» Майка Николса. Забавно, что игравший провинциала Войт родился в Нью-Йорке, тогда как исполнивший роль корренного бронксца Хоффман родом из Лос-Анджелеса.

Пронзительный фильм показывает Большое Яблоко в разрезе — от нищих притонов в заброшенном доме до шикарной вечеринки на Бродвее. «Полуночный ковбой» получил рейтинг X — «только для взрослых»: прокатчики опасались, что картина окажет дурное влияние на молодёжь. Хотя фильм Шлезингера нисколько не романтизирует профессию жиголо. Он показывает всё отчаяние героев, заплутавших в холодных улицах. Чего стоит знаменитое «Я здесь иду!» Рэтсо, когда его едва не сбивает машина. Сцена получилась случайно — Хоффман действительно чуть не попал под такси во время очередного дубля, — но стала символом всего фильма, воплем униженного и оскорблённого, который напоминает о своём существовании.

«Полуночный ковбой» стал безоговорочным триумфатором фестивалей. Три премии «Оскар» — лучшему фильму, лучшему режиссеру и за лучший адаптированный сценарий; «Золотой глобус» лучшему актёру-дебютанту Джону Войту, шесть премий Британской киноакадемии и телевизионных искусств, ещё больше номинаций…

Интердевочка

Рейтинг IMDb: 7,00

Год выхода: 1989

Кадр: фильм «Интердевочка» / Filmstallet / Мосфильм

В разгар перестройки в Советском Союзе вышла скандальная повесть Владимира Кунина «Интердевочка» — о валютной проститутке Тане Зайцевой, вышедшей замуж за клиента-шведа. Кунин знал, о чём писал: несколько месяцев он пристально наблюдал жизнь и работу проституток в одной из ленинградских гостиниц. В репинском Доме творчества кинематографистов, где жил Кунин, на стене его номера висел «Список консультантов»: в одной колонке были телефоны «интердевочек», а в другой — офицеров милиции.

Посреди кризиса мысль о таком заработке набирала популярность: «При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 г. валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий». Конечно, «интердевочки», работающие с иностранцами за валюту, были аристократией этого мира: большинство секс-работниц зарабатывали неизмеримо меньше, а рисковали гораздо сильней.

Кунин дружил с режиссером Петром Тодоровским, но тот, фронтовик, автор «Военно-полевого романа», вовсе не стремился снимать кино о современной секс-работе. «Он деревенский чистый человек, таким всю жизнь и прожил. Всё это для него было ужасно — доллары, валютные проститутки и прочее», — рассказывала его жена Мира Тодоровская. Однако ей удалось уговорить мужа. Мира Григорьевна одной из первых осваивала профессию продюсера в Советском Союзе, она же и нашла спонсоров, в частности — шведскую студию Filmstallet AB. Ещё 200 тысяч долларов, по её словам, дал какой-то шведский продавец скота.

На главную роль рассматривали Татьяну Догилеву и Наталью Андрейченко. Режиссёру обе показались неподходящими. По словам Миры Тодоровской, он был и против Елены Яковлевой, «упорно считая, что все эти девицы должны быть г­рудастыми и задастыми. А у неё „ни там, ни тут“». Пришлось подложить поролон. Но на пробах Яковлева, уже игравшая похожую роль в театре имени Ермоловой, убедила Тодоровского остановить выбор на ней.

«Интердевочка», наряду с «Маленькой Верой», считается чуть ли не первой советской эротикой, но по нынешним временам она целомудренна. Яковлева отказывалась сниматься в слишком откровенных сценах и во всех кадрах оставалась в белье.

Впрочем, «Интердевочка» — не история о чувственности: это скорее социальный комментарий о распадающейся реальности Советского Союза с его дефицитом, отсутствием уверенности в завтрашнем дне и бытовой неустроенностью. Попав на Запад, героиня обнаруживает там не менее обезличенную систему, хоть и иную. Живая и чувствительная Таня попадает в зазор между системами — и её ждёт трагический конец.

Для шведского зрителя, впрочем, сделали односерийную версию с открытым финалом: «У нас считали, что героиня должна быть наказана и погибнуть. Для шведов же мы оставляли возможность надежды. А в общем это добрая, человечная картина про любовь, про несчастную женщину, потому что Тодоровский снимал всю жизнь только такое кино», — вспоминала супруга режиссёра.

Красотка

Рейтинг IMDb: 7,10

Год выхода: 1990

Кадр: фильм «Красотка» / Touchstone Pictures / Silver Screen Partners

Культовая романтическая комедия Гарри Маршалла, сдобренная одноимённым хитом Роя Орбисона, — это «Золушка» и «Моя прекрасная леди» в одном флаконе. С «Дамой с камелиями» картина связана тоже. Правда, отдалённо. В одной из сцен герои Ричарда Гира и Джулии Робертс посещают оперу Сан-Франциско и слушают «Травиату» Верди — она основана на романе Дюма-сына.

Намёк очевидный: и там и тут жизнь секс-работницы бесповоротно меняется после встречи с мужчиной из другого класса. Но если у Дюма и Верди — трагедия, где богатая куртизанка жертвует всем ради бедного мещанина, то у Маршалла история о встрече уличной проститутки и богатого бизнесмена кончается классическим поцелуем и безоговорочным хеппи-эндом. «Мечтайте, это Голливуд», — подытоживает закадровый голос.

Задумывался фильм совершенно другим: как мрачная драма о проституции в Лос-Анджелесе в 1980-х. Вивиан должна была быть наркоманкой, а частью её сделки с Эдвардом было воздержание от кокаина в течение недели. В конце фильма Эдвард бесцеремонно выбрасывал её из машины и уезжал. Но президент Walt Disney Studios Джеффри Катценберг настоял на том, чтоб полностью переписать сюжет. В итоге получилась романтическая современная сказка — правда, с едва заметным налётом цинизма. Критики довольно холодно встретили премьеру — Оуэн Глейберман из Entertainment Weekly подметил, что хотя кино вроде бы о победе любви над деньгами, на самом деле герои одержимы символами статуса и достатка: шикарными машинами, колье за четверть миллиона, пентхаусами в дорогих отелях.

Зато зрители отреагировали восторженно: «Красотка» мгновенно взлетела на первое место по кассовым сборам и до сих пор остаётся самой успешной «взрослой» картиной Disney. Для 21-летней Джулии Робертс участие в фильме стало путёвкой к славе. Ей повезло: на роль Вивиан рассматривались и Вайнона Райдер, и Дженнифер Коннелли, и Мэг Райан, и Мишель Пфайффер. Химия между Джулией и седовласым принцем Гиром несомненна — но мало какой фильм так бесстыдно романтизировал проституцию, заретушировав все её темные стороны.

Монстр

Рейтинг IMDb: 7,30

Год выхода: 2003

Кадр: фильм «Монстр» / Denver & Delilah Films

Знаменитый кинокритик, лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт назвал роль Шарлиз Терон в «Монстре» одной из величайших актёрских работ в истории кинематографа. Сама Терон получила «Оскар», «Золотой глобус», «Серебряного медведя» — и это только самые известные премии. Их было много больше.

За основу сюжета была взята история Эйлин Уорнос — реальной серийной убийцы и проститутки из штата Флорида. В 1989–1990 годах она убила и ограбила семерых мужчин. Уорнос была арестована, судима и получила в общей сложности шесть смертных приговоров. На суде женщина утверждала, что это была самозащита при попытке изнасилования; позднее она изменила показания и заявила, что мотивом был обыкновенный грабёж. За несколько недель до казни в интервью режиссёру Нику Брумфилду Уорнос снова повторила версию о самообороне. Историю с грабежом она объяснила попыткой наверняка получить смертный приговор: женщина не хотела томиться в тюрьме и мечтала умереть.

Брусфилд, снявший о ней два документальных фильма, позже говорил о мотивах Уорнос:

«У неё было много ужасных ситуаций на трассе. Я думаю, что этот гнев просто выплеснулся из нее взрывом невероятного насилия. Это был её способ выжить. Эйлин верила, что она убивала в целях самообороны. <…> В то же время, когда она не была в таком экстремальном настроении, в ней была невероятная человечность».

По сюжету фильма Эйлин встречается с официанткой Селби Уолл (её играет Кристина Риччи). Она совершает несколько убийств с ограблениями, чтобы содержать себя и Селби, и берёт на себя вину, чтобы защитить подругу. У Селби также был реальный прототип, Тирия Мур, — она пошла на сделку с полицией и помогла добиться от Уорнос признания. Несмотря на это, Уорнос до последних дней утверждала, что любит Тирию.

Такой она предстаёт и в фильме. Героиня Терон — монстр. Но не только потому, что убивает: она глубоко противоречивое, разорванное существо, химера, которая способна и на невероятную жестокость, и на самопожертвование. Такой её сделало общество, загнавшее Уорнос на трассу и искалечившее. Для роли Терон набрала 14 килограмм, сбрила брови и окончательно преобразилась при помощи грима и зубных протезов. Но и без всех этих внешних атрибутов она — нервозная, пугающая и завораживающая, говоря словами того же Эберта. «Монстр» — это фильм, который не оставляет зрителю ни грамма иллюзий по поводу проституции.

Чики

Рейтинг IMDb: 7,60

Год выхода: 2020

Кадр: сериал «Чики» / «НМГ Студия» / «Марс Медиа»

История о подругах Свете, Люде, Марине и Жанне, которые работали на трассе где-то на российских югах и решили открыть фитнес-клуб, первоначально называлась «Петь, пить, плакать» — но оказалось, что пьеса с таким названием уже существует. Жаль, потому что содержание сериала эти три глагола воплощают превосходно. Четвёртым стоило добавить «смеяться»: «Чики» — это драмеди.

По словам режиссёра, по мере работы над проектом он становился всё менее смешным. Если смотреть сериал от начала до конца, видно, как он дрейфует от сентиментальных зарисовок выгоревших от жары пейзажей, подсолнухов, арбузов, и ржавого луна-парка к язвительной комедии в духе «Горько!» Жоры Крыжовникова. А оттуда — к драме, искренней, как «Интердевочка». И вся эта южная прелесть лишь подчёркивает ужас иных ситуаций. «Ощущение, что „Чики“ сняли с меня кожу. <…> Этот проект заставил меня повзрослеть», — рассказывала в интервью исполнительница роли Жанны Ирина Горбачева. Каждая серия «Чик» сопровождалась титром с телефоном центра против насилия в отношении женщин.

Ученик Игоря Масленникова Эдуард Оганесян снимал «Чик» в Кабардино-Балкарии, у себя на родине. Не обошлось без конфликтов: прошёл слух, что делают порнофильм, и в соцсети режисёру начали поступать угрозы. А как-то раз нетрезвый мужчина сбросил на съемочную группу арбуз из окна, а затем принялся стрелять из охотничьего карабина.

После перестройки проблеме проститутции в российском кино не то чтоб сильно уделяли внимание: разве что у Балабанова в «Брате-2» была Даша-Мэрилин, а в «Я тоже хочу» — Люба. Мелькали эпизодические секс-работницы в «Улицах разбитых фонарей». Но в «Чиках» они — в центре внимания.

Сюжет распадается на четыре отдельных истории. Жанна растит ребенка одна, у Светы (Ирина Носова) брат — полицейский, Марина (Алёна Михайлова) ухаживает за бабушкой и дедом, а Люда (Варвара Шмыкова) не может ужиться с новой семьёй отца. Их бизнес-план не то чтобы плох — он не очень возможен в среде бандитов, сутенёров и просто равнодушных людей. Оганесян дарит каждой из героинь хеппи-энд и вновь переводит сюжет из реальности в сказочный план. Но это не попытка засахарить жизнь — это установка на надежду.

Лиля навсегда

Рейтинг IMDb: 7,80

Год выхода: 2002

Кадр: фильм «Лиля навсегда» / Memfis Film / SFI

В 2000 году Швеция была потрясена самоубийством 16-летней литовской школьницы Дангуоле Расалайте, которая попала в сексуальное рабство и покончила с собой. Мать Дангуоле уехала в Штаты и планировала забрать дочь, когда той исполнится 16 лет. Но прочим родственникам было не до девочки. Она жила в жежмаряйской квартире одна, бросила учёбу и в конце концов уехала по чужому паспорту в Швецию — молодой человек, с которым она стала встречаться, пообещал ей работу в Мальмё на овощной ферме. В действительности Дангуоле попала к сутенёру, который запер её в квартире, бил и заставлял заниматься проституцией. Расалайте удалось бежать, она познакомилась с молодой боснийкой Мелитой, которая приютила её, но после ссоры Дангуоле ушла из квартиры и разбилась насмерть, спрыгнув с моста в Мальмё.

Режиссёр Лукас Мудиссон уже был известен как автор социальных драм благодаря дебюту «Покажи мне любовь» о двух шведских школьницах. Картина имела огромный успех, как и следующая лента Мудиссона, комедия «Вместе» о коммуне хиппи. Однако третий его фильм, «Лиля навсегда», совершенно иной. Мудиссон снимал кино в эстонском городе Палдиски — здешняя провинция, облупившиеся панельные дома, чахлые скверы и тяжёлое беспросветное небо показаны без всякой надежды.

Под стать и их обитатели — люди, пропитанные безысходностью: нищие равнодушные взрослые, подростки в подъездах, пропахших клеем, полубандитского вида посетители ночных рейвов. Режиссёр отсмотрел на пробах более тысячи подростков, чтоб найти актрису на главную роль; пятнадцатилетняя Оксана Акиньшина, сыгравшая до этого лишь в «Сёстрах» Сергея Бодрова — младшего, кажется среди всего этого распада существом не от мира сего. Мудиссон сгустил краски: по сюжету Лилина мать и не думает забирать дочь в Америку, а просто сбегает от неё с новым бойфрендом. Диалоги тоже чувствуются плоскими и тусклыми, но в этой шершавости есть своя квазидокументальная правда.

Единственным другом Лили оказывается такой же заброшенный мальчик Володя. Впрочем, дружба их не спасёт. «Я верю, что человек становится небесным ангелом и можно целыми днями играть в баскетбол, забивать сколько угодно мячей и быть в сто раз лучше Майкла Джордана», — говорит Володя. И в последней сцене оба гоняют мяч на крыше, за спиной у них — нарочито искусственные крылья. Здесь, впрочем, нет насмешки. «Я верю в Бога, — сказал в интервью режиссёр. — Иногда Бог — наша единственная надежда».

Любовь по вызову

Рейтинг IMDb: 7,2

Год выхода: 2022

Кадр: фильм «Любовь по вызову» / Redbus Film Distribution

Овдовевшая учительница Нэнси недавно вышла на пенсию. Раздумывая о жизни, она понимает, что никогда не испытывала оргазма. Чтобы исправить упущение, она решает воспользоваться услугами секс-работника Лео Гранде. Они беседуют, и Нэнси признаётся, что стесняется своего возраста, своего тела, вспоминает свой юношеский чувственный опыт. Лео тоже раскрывается, говоря о своей семье, отношениях с матерью и братом. Это помогает обоим принять себя.

Главную роль в этой секс-позитивной трагикомедии исполнила британка Эмма Томпсон — двукратная лауреатка «Оскара», увенчанная и многими другими наградами. Лео Гранде сыграл 29-летний ирландец Дэрил МакКормак, которому роль (всего пятая в его карьере) принесла две номинации на премию Британской киноакадемии и премию Британского независимого кино.

Томпсон признала, что сложнее всего ей далась сцена с полным обнажением перед зеркалом — где героиня к тому же остаётся довольна увиденным. «Очень сложно это делать в 62 года», — сказала она. По её словам, она, Дэрил и режиссёр Софи Хайд репетировали полностью обнажёнными.

«Мы говорили о наших отношениях с нашими телами, рисовали их, обсуждали то, что нам кажется трудным, то, что нам в них нравится, описывали тела друг друга», — рассказала актриса. Так что, можно сказать, в фильме создатели отразили тот процесс, через который прошли сами. И секс-работа оказывается занятием хоть и проблематичным, чреватым неприятием и драмами, — но всё же в конечном счёте влияющим положительно и раскрепощающим.

Критики приняли фильм с удовольствием. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes «Любовь по вызову» получила рейтинг одобрения 93%. В одной из похвал упоминается, как приятно в нашу целомудренную киноэпоху увидеть фильм, столь откровенно и непредвзято говорящий о секс-работе и сложностях секса. В том числе — о сексуальной жизни пожилых женщин.

Девушка по вызову

Рейтинг IMDb: 7,00

Годы выхода: 2016–2021 (3 сезона)

Кадр: сериал «Девушка по вызову» / Transactional Pictures

В оригинале фильм Стивена Содерберга называется Girlfriend experience. Это не метафора, а термин из сферы секс-индустрии: GFE включает в себя не только сексуальный акт или услуги эскорта, но и эмоциональный труд, ощущение настоящих отношений, свиданий, разговоров по душам и тому подобного.

Такой работницей высшей категории и оказывается Челси, которую в фильме играет порнозвезда Саша Грей. Содерберг почти в документальной манере фиксирует её перемещения от клиента к клиенту; всё это состоятельные «белые воротнички» с Манхэттена. Так что ей приходится поддерживать беседы о финансах и вложениях, о раскрутке в интернете, о Маккейне с Обамой (на носу выборы 2008-го), о финансовом кризисе, который неприятно ударяет по клиентуре Челси. Героиня ведёт дневник, куда скрупулёзно заносит выбранные спутниками в ресторане блюда и посещённые киносеансы, бренды одежды и выбор алкоголя. Это чисто рабочий момент: нужно помнить предпочтения потребителей, чтобы быть настоящей профессионалкой.

Выбор порнозвезды на главную роль, конечно, эпатирующий ход. А во время кампании фильма Грей поразила журналистов: актриса фильмов для взрослых цитировала Уильяма Берроуза и Хантера Томпсона, рассуждала про Ларса фон Триера и Микеланджело Антониони.

Сам Содерберг говорил: «Я хотел взять на эту роль кого-то, кто в сексуальных сценах выглядел и чувствовал бы себя уверенно и даже властно». Впрочем, секс тут важен в последнюю очередь: на стрессе многим не до него, и в фильме обнажённой натуры всего ничего. Главная услуга Сашиной героини — близость, которая оказывается таким же конвертируемым в деньги товаром, как и всё остальное; фильм Содерберга — не страстный памфлет, а очень холодное, слегка язвительное исследование текущего состояния общества.

Критики были не в восторге от Сашиной игры: в Guardian её ругали за неубедительность и деревянность. Но эту скованность можно прочитать и по-другому: как сдержанность опытного игрока на рынке. А уж взгляд Саши Грей, полный какой-то безжалостной иронии, дорогого стоит. Роджер Эберт, поставивший Girlfriend Experience высшую оценку, увидел в фильме «правду о человеческой природе, о потребностях и желаниях».

Великая Афродита

Рейтинг IMDb: 7,0

Год выхода: 1995

Кадр: фильм «Великая Афродита» / Magnolia Pictures / Miramax Films

Очередную комедию о любви Вуди Аллен оснастил реквизитом из античного театра, будто это пьеса Софокла или Еврипида. Действие комментирует хор, расположившийся в настоящем древнем театре в Таормине, на Сицилии. Главному герою, спортивному комментатору Ленни Вейнрибу, дают непрошеные советы то Тиресий, то Кассандра, ну а великая Афродита, как обычно, правит любовными делами непутёвых смертных.

Ленни женат на пробивной Аманде, которой не до беременности и родов, так что семейство усыновляет мальчика и называет его Максом. Поражаясь его исключительным дарованиям, Ленни разыскивает биологическую мать Макса. Ей оказыватся порноактриса и проститутка по имени Линда, с точки зрения Ленни — крайне вульгарная и недалёкая особа.

Поначалу она предлагает Ленни свои услуги, но тот в ужасе шарахается и пытается наставить её на путь истинный. После череды попыток Ленни всё-таки находит подход к женщине, помогает ей избавиться от жестокого сутенёра и даже пытается устроить её личную жизнь. А главное — осознаёт, что Линда, как бы она ни была далека от его привычной среды, — полноценный, живой и чувствующий человек. Не впадая в расхожий стереотип «ш***и с золотым сердцем», Аллен делает Линду столь же трогательно запутавшейся в любви, жизни и желаниях, как и большинство прочих его героев.

Героиню сыграла актриса Мира Сорвино — для неё это была одна из первых ролей, но образ Линды сделал её настоящей звездой, принеся ей «Оскар» и «Золотой глобус». Критики писали, что Сорвино сыграла «сенсационно» и продемонстрировала поразительное чувство юмора и сердечность, не размениваясь на сентиментальность.

В 2017 году Сорвино заявила о харассменте, которому после выхода фильма она подверглась со стороны продюсера Miramax Харви Вайнштейна. После того как Сорвино отвергла его домогательства, Вайнштейн занёс её в своеобразный черный список и, по свидетельству режиссёра Питера Джексона, не допустил к кастингу «Властелина колец». Актёрская карьера Сорвино пострадала.

«Как посланница доброй воли ООН против торговли людьми, я с 2009 года выступала в защиту пострадавших женщин. Но гораздо сложнее вступиться за саму себя: „Эй, меня 20 лет преследует то, что вы со мной сделали“», — написала Мира Сорвино в колонке в Hollywood Reporter.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована